Отношения России со странами Европы складываются в последние годы непросто. Антироссийские санкции Евросоюза, проблемы для российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы и ряд других беспокоящих факторов на российско-европейском «треке» - это сегодняшний день. Поэтому именно с этих вопросов начала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко свою встречу с гостями из Франции – делегацией Сената Французской Республики, которую возглавил Жан-Пьер Раффарен, председатель сенатской Комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам.
«Всегда была и остаюсь сторонником диалога. Надо слышать друг друга, слышать аргументы, и по тем вопросам, где у нас есть разногласия лучше понимать друг друга», - заявила Валентина Матвиенко.
«Франция была и остается ведущим партнером России в Европе. Думаю, Вы согласитесь со мной, что надо дорожить тем позитивным багажом, накопленным, особенно, за последние десятилетия нашего двустороннего и взаимовыгодного для наших народов сотрудничества. Ценить то, что добрые и хорошие отношения между Россией и Францией играли важную роль в стабильности и мире не только в Европе, но и, в целом – в мире.
И было бы недальновидным бросать «в топку временной политической конъюнктуре чьих-то геополитических интересов» тот огромный позитивный багаж сотрудничества между нашими странами.
Было бы недальновидным предаваться той русофобской кампании, которая развернута в последние годы против России – даже «демонизации» нашей страны. Уж в чем только нас не обвиняют! В том числе, что… «Россия повлияла на исходы выборов в Соединенных Штатах Америки». Нам, конечно, приятно, что так высоко оценивают нашу роль. Но, не имея никаких фактов, никаких подтверждений, такие утверждения просто унижают американский народ, который сам сделал свой свободный выбор на выборах президента США.
Сейчас продолжают распространяться «страшилки» по поводу того, что «Россия хочет повлиять на выборы в Германии, во Франции». Но без юмора уже такие вещи воспринимать невозможно – это просто абсурд. Мы никогда не вмешивались во внутренние дела и не влияли на внутриполитическую ситуацию в зарубежных странах. И тем более в таких странах, как Германия, Франция.
Я абсолютно уверена, что французский народ сделает свой выбор и выберет того президента, которого он захочет видеть во главе государства».
Французские гости внимательно слушали и делали пометки в блокнотах. Валентина Матвиенко продолжала: «Ценность межпарламентских контактов, межпарламентского диалога особо значима в условиях таких непростых международных отношений». В этой связи председатель Совета Федерации положительно оценила состоявшуюся накануне 5-часовую (!) встречу сенаторов двух стран, прошедшую в Совете Федерации, и подписанный ими «Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики». (Подробности – далее).
Валентина Матвиенко подчеркнула: «Мы стремимся поддерживать межпарламентские контакты на самых разных уровнях. Именно поэтому мы инициировали проведение 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза – одной из старейших межпарламентских организаций – в России, в Санкт-Петербурге.
Только что завершилась зимняя сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, в которой самое активное участие принимала делегация Федерального Собрания России. Явно чувствуем потепление отношений в этой парламентской структуре.
Рассчитываем на конструктивную совместную работу парламентариев России и Франции на летней Ассамблее ОБСЕ, которая пройдет в Минске. Мы могли бы подготовить совместные предложения и резолюции, объединив наши усилия», - предложила Валентина Матвиенко французским коллегам.
Далее она затронула ещё одну «больную проблему» отношений России с Европой: «Мы выступаем за полномасштабное возвращение российской делегации в Парламентскую Ассамблею Совета Европы. Считаем необходимым скорейшее «излечение от кризиса ПАСЕ», в который её загнали целый ряд безответственных членов ПАСЕ.
Мы считаем, что Парламентская Ассамблея Совета Европы, как и другие парламентские структуры, созданы для диалога, для обмена мнениями, для выработки взаимоприемлемых решений. Считаем, что все государства имеют право участвовать в работе ПАСЕ. Ведь, ПАСЕ – это парламентская структура безо всяких ограничений и рестрикций для любой делегации, депутаты которой избираются населением той или иной страны. Наша принципиальная позиция – и мы будем на ней настаивать – чтобы были внесены изменения в регламент работы ПАСЕ, не допускающие каких-либо дискриминационных органический деятельности любой национальной делегации. Это – наше принципиальное условие, после которого мы готовы вернуться к полномасштабной работе в ПАСЕ».
Ещё раз: «Наша принципиальная позиция – и мы будем на ней настаивать – чтобы были внесены изменения в регламент работы ПАСЕ, не допускающие каких-либо дискриминационных органический деятельности любой национальной делегации. Это – наше принципиальное условие, после которого мы готовы вернуться к полномасштабной работе в ПАСЕ».
Это сказано в присутствии многочисленной делегации влиятельных депутатов Парламента Франции, российских сенаторов и прессы. Наши условия ясные даже для русофобов из ПАСЕ, которых там весьма немало. Вот и посмотрим на реакцию…
Валентина Матвиенко продолжала: «Что касается санкций против парламентариев, то мы считаем это вообще неприемлемым и недопустимым. И мы благодарны Сенату Франции за Вашу позицию по этому вопросу». Действительно – либо демократия, либо как точно – в каких терминах – называть бойкот России в ПАСЕ со стороны европейских русофобов?
А потом Валентина Матвиенко прокомментировала тему «санкций против России» в таком духе, что у гостей было заметно даже некоторое непонимание – из своей прессы они подобного-то и не слышали: «Что касается санкций против России, то скажу, что мы потеряли всякий интерес к позиции Брюсселя (политическая столица Евросоюза – С.Ф.) в этой связи. Хочу сказать, что российская экономка не только приспособилась к работе в условиях санкций, но и выигрывает от этих санкций – что касается агропромышленного комплекса.
А заявления из Брюсселя о том, что «санкции не будут сняты, пока не будут выполнены Минские соглашения» (по урегулированию на Украине – С.Ф.), так они – абсурдны. Россия может только содействовать реализации этих соглашений, но не может «за Киев» выполнить политическую часть Минских соглашений, обязавших Киев внести конституционные изменения, принять закон об особом статусе Донбасса и Луганска, провести выборы в Донецке и Луганске».
Вот тут-то высокие гости из страны-гаранта Минских соглашений и примерили на себя, возможно, впервые, «образ нарушителей Минских соглашений» после слов Валентины Матвиенко: «Если исходить из этой логики, то тогда надо накладывать санкции и против Украины, и против России, и против стран-гарантов – Германии и Франции, которые неспособны заставить Киев обеспечить исполнять Минские соглашения. Я, конечно, шучу, но логически было бы правильно именно так».
И затем – констатация сложившейся ситуации вокруг Минских соглашений: «Такие односторонние решения в отношении России не только не могут мотивировать Киев исполнять Минские договоренности. Они развязывают ему руки в попытках силового решения внутриукраинского кризиса, что мы видим сегодня в обострении военной ситуации на Донбассе».
Завершила обращение к гостям Валентина Матвиенко так: «Более 500 французских компаний не только не ушли с российского рынка из-за санкций, но и расширяют свое присутствие в России, что мы всячески приветствуем… Никакие санкции не могут остановить тягу наших народов к культурным, туристическим, молодежным, образовательным обменам. Думаю, что, в конечном итоге, победит здравое понимание необходимости полноценного восстановления всего комплекса российско-французских отношений».
Жан-Пьер Раффарен.
Французский гость – Жан-Пьер Раффарен, председатель Комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики, который прибыл в Россию во главе представительной делегации парламентариев, в свою очередь, отметил следующее: «Очень важно, что мы в ходе наших встреч в Москве смогли определить – по каким вопросам мы согласны, а по каким вопросам мы не согласны друг с другом. Мы приветствуем те инициативы, которые были проявлены в части сотрудничества в области экономики, науки и культуры, в области сотрудничества университетов.
Что касается нашей парламентской дипломатии, то мы все утверждаем парламентскую свободу, но мы также остаемся лояльными официальным властям нашей Республики.
Относительно тех аспектов, по которым мы не согласны. Это касается и Украины, и Сирии. В Сирии мы смогли определить нашего общего врага, я имею в виду ИГИЛ/ДАИШ. Конечно, важно найти политическое решение этого вопроса на базе резолюции ООН. Мы также заявили, что необходимо продолжить диалог по этому вопросу и попытаться вместе определить политическое решение этой ситуации», - заявил Жан-Пьер Раффарен.
«Что касается Украины, то постепенно можно начать уже снятие санкций. Но, конечно, в зависимости от выполнения всех соглашений в Минске… У Киева есть своя ответственность».
Завершил свое выступление руководитель Комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики так: «Франко-российские отношения находятся на таком высоком уровне, на таком стратегическом уровне, что именно в этом духе мы должны продолжить наш диалог».
И ещё, а вот на это и надо бы обратить внимание, французский гость предметно обозначил видение перспектив Евразии. Пожалуй, со времен президента Франции Шарля Де Голля мы не слышали от французских коллег таких геополитических масштабных заявлений: «Главное сегодня – это усилить наши возможности на карте Евразии и воспринимать это поприще, как пространство, где все несут свою совместную ответственность за безопасность. Мирную Евразию мы можем создать только вместе».
Вообще-то эту цитату гостя из Франции можно было бы выносить в заголовок. Однако, погодим…
Париж разворачивается на Восток? Повременим с выводами. И посмотрим: какие инициативы из этого – скажем честно, нежданного – предложения могут стать частью геополитической программы XXI века? Во всяком случае, за этим заявлением, сделанным в Москве, может проявиться новая политика Франции.
Теперь о той большой встрече, что состоялась в Совете Федерации накануне беседы Валентины Матвиенко с гостями из Сената Франции. Этот визит был весьма показательным и насыщенным.
27 февраля подписан «Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики».
В Совете Федерации состоялось совместное заседание Комитета СФ по международным делам и Комиссии по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики, посвященное обсуждению подготовленного российской стороной доклада «Россия – Франция: парламентский взгляд в будущее».
Фото пресс-службы Совета Федерации
Как сообщил официальный сайт Совета Федерации, в дискуссии приняли участие заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, первый заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, член группы по сотрудничеству СФ с Сенатом Французской Республики Алексей Майоров, заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, член группы по сотрудничеству СФ с Сенатом Французской Республики Мухарбек Дидигов, заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Александр Бабаков, заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике, член группы по сотрудничеству СФ с Сенатом Французской Республики Ирина Гехт, заместители председателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов, Владимир Лукин, Зияд Сабсаби, Александр Тотоонов, член Комитета СФ по обороне и безопасности Алексей Кондратьев, члены Комитета СФ по международным делам Валерий Пономарев, Леонид Тягачев, Рафаил Зинуров, Игорь Морозов, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре, член группы по сотрудничеству СФ с Сенатом Французской Республики Олег Казаковцев.
Французскую делегацию возглавлял председатель Комиссии по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики Жан-Пьер Раффарен.
«Российско-французские связи остаются важным каналом политического диалога. Санкционная политика мешает нормальному развитию российско-французских экономических связей, подрывает атмосферу доверия, которая десятилетиями отличала двусторонние отношения. Это не означает, что у нас не было или нет расхождений в оценках тех или иных событий, но мы должны находить компромисс исходя из национальных интересов наших стран. Надо опираться на сложившиеся реалии, уходить от идеологических стереотипов, тем более, что мы стоим перед лицом серьезных вызовов и угроз, главной из которых остается международный терроризма», — отметил Ильяс Умаханов.
По его словам, в сегодняшнем взаимозависимом мире уже не получится выстроить отдельные оазисы безопасности для отдельных стран и народов. «Необходимо совместно двигаться по пути решения ключевых международных вопросов, концентрируя внимание на объединительной повестке дня. В этой связи формат совместных заседаний Совета Федерации и Сената Франции является своевременным инструментом взаимодействия», – подчеркнул Ильяс Умаханов.
Он выразил уверенность, что такие деловые встречи российских и французских сенаторов должны стать доброй традицией. В связи с этим законодатель назвал крайне важным прямой диалог председателей верхних палат российского и французского парламентов.
Как отметил Жан-Пьер Раффарен, французские сенаторы ценят такой подход российских коллег и хотят участвовать в работе на основе взаимного доверия.
Виктор Озеров подчеркнул, что парламентский диалог — хороший канал для укрепления межпарламентского взаимодействия.
Константин Косачев напомнил о подготовленных российскими и французскими сенаторами докладах. Появление таких документов об отношениях России и Франции могут сыграть существенную роль в преодолении кризиса в отношениях России и в целом стран Запада. Он подчеркнул, что российско-французское взаимодействие сохраняет конструктивный характер. «Следующим шагом в совместной работе должна стать подготовка совместного российско-французского доклада, который может быть представлен руководству двух стран и европейским парламентариям», — констатировал Константин Косачев.
В ходе совместного заседания российские и французские сенаторы обменялись мнениями о содержании российского доклада «Россия – Франция: парламентский взгляд в будущее», обсудили общие подходы к культурному и научному сотрудничеству, университетскому взаимодействию и связям между городами и регионами двух стран.
Участники дискуссии обсудили вопросы международной повестки дня, среди которых – вопросы безопасности в Европе, ситуация на Украине и перспективы реализации Минских соглашений, положение в Сирии и на Ближнем Востоке.
Был подписан «Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики».
Какие-то ветры в Европе меняются. Нет?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs