Германия на постсоветском пространстве

17:22 20.02.2017 Борис Зарицкий, Профессор кафедры мировой политики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, доктор исторических наук


За последние несколько лет резко ухудшились почти все показатели экономического взаимодействия между Германией и постсоветскими странами, включая Россию. Происходит все это на фоне динамичного роста внешнеторгового оборота ФРГ с остальным миром.

На российском направлении.

Российско-германские отношения переживают не лучшие времена. Политическая атмосфера отравлена. Имитация «стратегического партнерства» выдохлась и сошла на нет. Двусторонний товарооборот сокращается четвертый год подряд – с 80,9 млрд. евро в 2012г. до 51,5 млрд. в 2015г. По оценке Восточного комитета немецкой экономики (ВКНЭ), в 2016г. спад двусторонней торговли составит 10%. Окончательных данных пока нет, но по итогам десяти месяцев 2016г. фактическая цифра сокращения товарообмена очень близка к прогнозной оценке - минус 10,58%[i]

Поскольку Россия экспортирует в Германию в основном энергоносители, то сокращение экспорта в денежном выражении объясняется прежде всего падением цен на нефть и газ. Сокращение поставок в Россию из ФРГ– это результат снижения физических объемов. В Россию идет сегодня менее 2% немецкого экспорта.

Многое из происходящего можно списать на счет «санкционной войны».  Так, например, Германия была долгие годы главным поставщиком машин и оборудования на отечественный рынок. В свою очередь, для немецких производителей машиностроительной техники Россия к 2013г. превратилась в четвертый по значимости после Китая, США и Франции рынок сбыта с объемом продаж свыше 8 млрд. евро в год. Ситуация радикально изменилась после введения Евросоюзом секторальных санкций против России. Под запрет попали не только поставки в рамках военно-технического сотрудничества (первой «жертвой» этого решения стал концерн Rheinmetall, который вынужден был приостановить оснащение центра обучения по подготовке военнослужащих в г. Мулино Нижегородской области), но и экспорт товаров двойного назначения, а также оборудования для нефтегазового сектора. Для ряда российских банков и компаний был перекрыт доступ на рынок капитала. В результате экспорт машиностроительной продукции из Германии в Россию в 2014г. сократился на 17%, в 2015г. – еще на 27%, за первое полугодие 2016г. – «только» на 5%. В списке наиболее значимых рынков сбыта Россия опустилась с четвертого на десятое место.

Однако санкции – это только одна сторона медали. Не менее значимую роль в сокращении двустороннего товарооборота сыграли экономический спад в России, волатильность валютного курса, ухудшение финансового положения российских компаний и, как следствие, снижение спроса на импортную продукцию как в корпоративном секторе, так и в домашних хозяйствах. Именно эти факторы решающим образом повлияли на падение продаж на российском авторынке : в 2014г. оно составило 10,3%,  в 2015г. – 35,7%, а за 11 месяцев 2016г.- еще 12%. Пострадали как экспортеры, так и иностранные компании, имеющие производственные мощности в России.

Обвальный спад затронул практически всех производителей, но по-разному сказался на продажах разных моделей. У немцев в наиболее сложном положении оказался концерн VolkswagenGroup: объем продаж в России под брендом VW сократился в 2015г. на 39%, Skoda продала автомобилей на 35% меньше, Audi – на 25%. УBMW результаты не многим лучше: сокращение продаж составило 23%. Даже седанов Mercedes-Benz россияне купили на 15% меньше, хотя еще в 2014г. в премиальном сегменте рост продаж составил 3,4%.[ii] В 2016г. спад продаж продолжился, хотя и не такими темпами.

На фоне общего роста экспорта германской электротехнической продукции в 2015г. поставки в Россию сократились в абсолютных цифрах на 1,3 млрд. евро. Динамика падения продаж выглядит так: в 2013г. – минус 6,5%, в 2014г.- минус 22,4%, в 2015г. – минус 37,6%, за первое полугодие 2016г. – еще раз минус 8,5%.  За четыре года экспорт электротехники из Германии в Россию уменьшился более чем наполовину, - констатируют эксперты немецкого Союза предприятий электротехнической и электронной промышленности (ZWEI).[iii]

Характерная деталь для понимания отношения немецких властей к происходящему: по информации ZWEI, в 2015г. Министерство экономики ФРГ отказало в финансовой поддержке всем немецким компаниям, планировавшим принять участие в тех или иных профильных выставочно- ярмарочных мероприятиях в Москве.  

Товарная торговля Россия-ФРГ (млрд.евро)

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

( янв.-окт.)

Товарооборот

75,3

80,9

76,5

67,5

51,5

39,2

Экспорт из ФРГ в РФ

34,5

38,1

36,1

29,2

21,8

18,0

 

Импорт из РФ в ФРГ

40,9

42,8

40,4

38,3

29,7

21,2

Сальдо для ФРГ

-6,4

-4,7

-4,3

-9,1

-7,9

-3,2

Источник: Statistisches Bundesamt.

Немецкие компании по разному реагируют на ухудшение экономической ситуации в России и усиление политической напряженности в ее отношениях с ЕС. У крупнейших немецких компаний, работающих на российском рынке, сокращается выручка и падает норма прибыли, но уходить из России они не собираются. Таковы выводы исследования проведенного мюнхенской консалтинговой компанией  EuroAsiaConsulting (EAC) на основе анализа отчетности 21 из 30 компаний, входящих в ведущий немецкий биржевой индекс DAX. В 2013г. выручка этих концернов на российском рынке составила 22 млрд. евро, в 2014г. снизилась до 19 млрд. евро, а в 2015г. упала до 15 млрд. евро.

Потери ощутимые, но не критические, если учесть, что в годовом обороте тридцати лидеров немецкого крупного бизнеса доля России в среднем составляет около 2%. Тем не менее, зарабатывать прибыль в России становится все труднее. Если в 2012г. норма операционной прибыли (EBIT) концернов из индекса  DAX достигала в России в среднем около 10%,  год спустя снизилась до 7%, то в 2014г. она составляла уже только 4%, а в 2015г. упала  до 2,8%. Правда, есть исключения. У некоторых немецких предприятий, которые сделали ставку на развитие производства в самой России, прибыльность бизнеса существенно выше

Но даже те крупные компании, которые работают сейчас в России с убытками, не собираются сворачивать здесь свой бизнес. Все они разрабатывают различные антикризисные стратегии в надежде на лучшие времена. Одна из них – снижение издержек, в том числе путем сокращения штатов. Некоторые компании переходят на неполную рабочую неделю. Другие изучают возможности использования развернутых в России производственных мощностей для выпуска товаров не для внутреннего рынка, а на экспорт, чему способствует низкий курс рубля.

Однако, не у всех компаний, такой запас прочности, как у гигантов немецкой индустрии. По данным Российско-Германской внешнеторговой палаты(РГВТП), количество немецких фирм, представленных на российском рынке, сократилось с 6.000 до 5583. Руководители только 16% из них в 2015г. были довольны финансовыми результатами своего бизнеса в России.[iv]

Во второй половине 2016г. настроения заметно изменились. Похоже, немецкие предприниматели постепенно адаптируется к изменившимся условиям ведения бизнеса в России и вновь готовы вкладывать капиталы в российскую экономику.  Согласно данным опроса, проведенного РГВТП осенью 2016г., 22% топ-менеджеров немецких компаний планируют локализовать свое производство в России в течение ближайших 12 месяцев, а 72% намерены вложить дополнительные средства в уже действующие производства.[v]

Данные Бундесбанка подтверждают, что речь идет не только о планах. После почти трехкратного падения инвестиций в 2014 г.  германские компании вложили в России 1,78 млрд. евро в 2015г., а за девять месяцев 2016г. объем прямых инвестиций из Германии составил 2,02 млрд. евро[vi]. Так фирма Claas инвестировала 120млн.евро в строительство завода по производству сельхозтехники в Краснодаре, фармацевтическая компания Bionorica создает собственное производство в Воронеже и вложила в проект 30 млн.евро, крупнейшее в Германии предприятие по производству сыров и молочных продуктов DeutscheMilchkontor (DMK) тоже будет производить в России под своим брэндом.  Автоконцерн Mercedes-Benz намерен построить завод по производству легковых автомобилей в индустриальном парке «Есипово» в Подмосковье. Фирма Henkel в июне 2016г. завершила строительство фабрики по производству моющих средств в Перми.

К локализации производства иностранные компании подталкивает не только стремление тем или иным способом обойти санкции, но и низкий курс рубля, а также дополнительные льготы для определенных категорий инвесторов, предоставленные российским правительством.

Наивно было бы, однако, полагать, что маятник качнулся в обратную сторону, и иностранные инвесторы теперь толпами ринутся в Россию.  В том же осеннем опросе РГВП немецкие предприниматели единодушно назвали пять главных причин, тормозящих развитие их бизнеса в России: непредсказуемость экономической ситуации в стране, бюрократические барьеры, инфляция, ограниченные возможности доступа к кредитным ресурсам, протекционистская политика российских властей. 58% руководителей действующих в России компаний признали, что «санкционная война» негативно влияет на их бизнес.[vii]

Напомним, сказанное выше свидетельствует о позиции той части (относительно немногочисленной) немецкого бизнеса, которая уже представлена и работает на российском рынке. Если же говорить о настроениях основной массы предпринимательского сословия Германии , то полезно, думается, было бы обратить внимание на  результаты исследования консалтинговой фирмы RolandBerger об отношении немецких топ-менеджеров к июньскому (2016г.) решению ЕС о продлении антироссийских санкций. В отличии от опросов Восточного комитета немецкой экономики исследование RolandBerger, проведенное на более широкой базе путем опроса предпринимателей как связанных, так и не связанных с бизнесом в России, показало, что 52,1 процентов немецких топ-менеджеров  поддерживают продление санкций и только 13 процентов выступают однозначно против[viii].  В целом же предпринимательское сословие в Германии отличается дисциплинированностью и признает «примат политики».

На фоне обострения проблем в сфере российско-германских отношений контрастом звучат бодрые рапорты Газпрома о росте физических объемов продаж природного газа в Европу. Вопрос только в том, стоит ли особенно радоваться росту продаж при падающих ценах? Средняя цена на газ в 2016 году на границе с Германией составила 150 долл. за 1000 куб. м. При такой цене поставки вплотную приближаются к черте убыточности. К тому же нет гарантии, что тенденция увеличения спроса на российский газ окажется устойчивой. В 2011–2014гг. потребление газа в Европе неуклонно сокращалось. В Германии доля газа в электрогенерации из года в год  падает и составляет сегодня 8,8%. В промышленности на фоне вялых темпов экономического роста в посткризисный период потребление тоже нестабильно. Более или менее устойчиво выглядит использование «голубого топлива» только в домашних хозяйствах.

В среднесрочной перспективе повода для оптимизма в оценке дальнейшего развития российско-германских отношений пока нет. Неопределенность экономической ситуации в России усугубляется серьезным ухудшением политической атмосферы в двусторонних отношениях. Руководство ФРГ стало одним из инициаторов жесткого давления на Россию. Пророссийское лобби в Германии, даже в бизнес- сообществе, не самое влиятельное. К тому же в Берлине появилось сегодня немало любителей поиграть в геополитические игры и использовать «украинскую карту», а в последнее время – и сирийскую, для дискредитации и ослабления России. Да и свобода маневра ФРГ в международных вопросах сильно ограничена. К голосу Вашингтона там прислушиваются более чем внимательно.

Как будет звучать голос нового президента США Д.Трампа пока не ясно, но именно канцлер ФРГ была на саммите ЕС в декабре 2016г. в числе самых активных лоббистов продления санкций против России.

Украина, Белоруссия, Казахстан и другие.

С огромным отрывом от России вторым внешнеторговым партнером Германии на территории бывшего СССР, потеснив Казахстан, стала Украина. Это произошло главным образом потому, что объемы германо-украинской торговли сократились меньше, чем объемы германо-казахстанской торговли. В результате по объему товарооборота Украина в списке внешнеторговых партнеров ФРГ заняла 49-е место, а Казахстан переместился с 44-го на 52-е место.

Обвал в торговле с Казахстаном связан не только с падением цен на энергоносители и сырье, что привел к снижению стоимостных показателей казахстанского экспорта в Германию более чем на треть, но и с сокращением более чем на четверть закупок в Германии. Украина же, если оперировать данными немецкой статистики, сократила в 2015г. импорт из Германии «только» на 17,9%. К тому же, по данным из того же источника, украинские предприятия якобы на 2,2% увеличили экспорт в Германию[ix].

Официальная украинская статистика, однако, не подтвердила появление позитивных изменений в двусторонних экономических отношениях с Германией. На официальном сайте Посольства Украины в ФРГ приводятся такие данные: торговый оборот в 2015г. сократился на 25,1%, импорт из Германии на 26,4%, экспортные поставки Украины в Германию уменьшились на 21,6%. Объем накопленных инвестиций ФРГ за три года сократился с 7,39 до 5,41 млрд. долл. США[x].

 В минувшем году на страницах немецкой прессы периодически публиковались победные реляции по поводу того, что Евросоюз, мол, вытесняет Россию на украинском рынке, поскольку товарооборот Украины с ЕС растет, а с Россией падает. В отношениях с Германией товарооборот действительно вырос, но главным образом за счет увеличения немецких экспортных поставок. В результате, если в 2015г. Украина имела в торговле с ФРГ отрицательное сальдо в размере 1 млрд. евро, то по итогам десяти месяцев 2016г. отрицательное сальдо увеличилось до 1,5 млрд. евро.[xi]

Глава Восточного комитета немецкой экономики В. Бюхеле признал, что ориентация на евроинтеграцию мало что дает бывшим советским республикам, если они одновременно теряют свои позиции на евразийских рынках, в первую очередь – на российском. «Ни одна из трех стран,- заявил   Бюхеле, имея в виду Украину, Грузию и Молдавию, - с которыми ЕС заключил соглашение об ассоциации, не смогла В увеличить свой экспорт на европейский рынок»[xii].

Пример Украины показателен. Еще в 2014г. она получила торговые преференции от ЕС, но ее экспорт в страны ЕС с тех пор не увеличился, а на 7% сократился. Общий же товарооборот Украины с ЕС уменьшился с 38 в 2013г. до 26 млрд. евро в 2015г. Официальных данных по итогам 2016г. пока нет, но ситуация вряд ли изменится радикально. «Украина заблуждается, - разъяснил Бюхеле, - если думает обойтись только западноевропейским рынком. Для товаров, которые она производит, еще долгие годы будет нужен рынок России, поскольку в Западной Европе они не отвечают предъявляемым требованиям или просто-напросто не нужны, так как своих в избытке»[xiii].

Действительно, за последние несколько лет разительно изменилась структура украинского экспорта: существенно снизилась доля металлургической и машиностроительной продукции, которая в основном шла на Восток, и почти до 40% выросла доля сельскохозяйственных товаров. Но возможности наращивания аграрного экспорта в страны ЕС жестко ограничены действующими в Евросоюзе правилами: несмотря на то, что соглашение об ассоциации с ЕС провозглашает создание зоны свободной торговли, беспошлинный ввоз украинского зерна, мяса, молочных продуктов в Европу лимитирован квотами, которые, как показала практика, украинские экспортеры выбирают уже в течение первых двух-трех месяцев года. За пределами установленных квот ввоз аграрной продукции в ЕС теоретически возможен, но уже с уплатой соответствующих таможенных пошлин.

 Подводя итоги своего исследования современного состояния и перспектив торгово-экономических отношений между ЕС и Украиной, эксперты RaiffeisenBank International констатируют: «В краткосрочной и среднесрочной перспективе Украина больше проиграет от деградации торговых связей с Россией и странами СНГ, чем выиграет от переориентации на ЕС. О позитивных эффектах можно говорить только в долгосрочной перспективе при условии, что украинские власти проведут необходимые структурные реформы и добьются повышения конкурентоспособности национальной экономики.»[xiv]

В отношении Республики Беларусь в политических кругах Германии в последнее время появились новые акценты. После многолетних попыток “наказать режим Лукашенко” за нарушения прав человека, подавление оппозиции и прочие мнимые и реальные грехи в феврале 2016г. Евросоюз снял практически все санкции против Белоруссии. Официальные разъяснения о якобы постепенной либерализации политической системы Белоруссии, конструктивной роли Минска в мирном урегулировании конфликта на Украине оставляют ощущение недосказанности. Более откровенно высказался по этому поводу эксперт берлинского Фонда наука и политика С. Ломан: “Санкции против Белоруссии оказались контрпродуктивными, поскольку вместо эволюции режима Лукашенко в желательном для Запада направлении они привели к усилению зависимости Белоруссии от России.”[xv]  

Иными словами, главный побудительным мотив отмены санкций – не допустить чрезмерного сближения между Россией и Белоруссией, ослабить вовлеченность Белоруссии в интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. “Стороны ищут новые форматы взаимодействия,” – подчеркивалось в специальном заявлении Восточного комитета немецкой экономики, приуроченного к отмене санкций[xvi]. Судя по всему, каких-то радикальных прорывов в процессе этого поиска пока нет. В немецком политическом каталоге для Белоруссии – активизация ее участия в программе Восточное партнерство с прицелом на возможную реанимацию замороженных в свое время переговоров об ассоциации с ЕС.

На двусторонние торгово-экономические отношения между Белоруссией и Германией снятие санкций вряд ли окажет серьезное влияние, поскольку они лишь в минимальной степени затрагивали торговлю и сводились в основном к ограничениям на въезд в страны Евросоюза белорусских высокопоставленных чиновников. Более значимым фактором в этом контексте является сужение экспортно-импортных возможностей Белоруссии на фоне падения цен на сырье, экономического спада и роста инфляции.

В 2015г. двусторонний товарооборот между Республикой Беларусь и ФРГ, по официальным данным Белоруссии, сократился по сравнению с 2014г. почти на 40% - с 4,1 до 2,47 млрд. долл. При этом белорусский экспорт в Германию уменьшился на 34,3%, а импорт из Германии – на 43,8%[xvii]. Немецкая статистика зафиксировала менее значительный спад взаимной торговли – с 2,3 до 1,9 млрд. евро, но в списке внешнеторговых партнеров ФРГ Белоруссия переместилась с 64-го на 69-е место.

По итогам десяти месяцев 2016г. спад в двусторонней торговле продолжился и составил 22,6%. При этом экспорт Белоруссии в Германию сократился на 36%, а импорт на 15%.[xviii]

Тем не менее, Германия остается для Белоруссии вторым после России поставщиком товаров (в основном это машины, станки, оборудование, продукция химической промышленности) и четвертым импортером белорусской продукции (главным образом это минеральное сырье, недрагоценные металлы, продукты нефтехимии и деревообработки). Несмотря на весьма скромную сумму накопленных прямых инвестиций из Германии (367 млн. долл.), ФРГ с долей 3,6% входит в пятерку крупнейших иностранных инвесторов в Белоруссии[xix].

Значимость Азербайджана для ФРГ определяется прежде всего тем, что он является достаточно крупным поставщиком нефти в Германию (8-е место). В свое время политическое руководство ФРГ активно поддержало строительство первого в СНГ нефтепровода (Баку-Тбилиси–Джейхан) и газопровода (Баку–Тбилиси-Эрзурум), проложенных в обход России. Ожидаемо поддерживает Германия и приоритетный сегодня в ЕС проект строительства Трансадриатического трубопровода (ТАР),  предусматривающего транспортировку азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию  в Европу. Такой подход соответствует одному из главных постулатов энергетической стратегии ФРГ и ЕС: обеспечить диверсификацию источников и маршрутов поставки газа в Европу, снизить зависимость от России. Правда, ни одна из немецких энергетических компаний ни в одном из перечисленных выше проектов непосредственного участия не принимает.

Не отличается высокой инвестиционной активностью германский бизнес в Азербайджане и на других направлениях. За минувшие годы в ненефтяной сектор была вложена весьма скромная сумма – 405,4 млн. долл. “Мы хотели бы видеть в Азербайджане больше германских компаний,” – сказал президент И. Алиев, выступая в Берлине на Азербайджано-Германском экономическом форуме (июнь 2016г.). В свою очередь, министр экономики и энергетики ФРГ З. Габриэль посетовал, что Азербайджан до сих пор отказывается присоединиться к ВТО и подписать стандартный договор об ассоциации с Евросоюзом[xx].

В 2015г. товарооборот между Азербайджаном и ФРГ снизился на 10% и составил 2,8 млрд. евро. В 2016г. показатели, судя по результатам за январь-октябрь, будут значительно хуже – спад двусторонней торговли уже зафиксирован на уровне минус 38,5%.

Главная причина – снижение цен на нефть. Азербайджан переместился в списке внешнеторговых партнеров ФРГ на 61-е место. Однако стороны не потеряли интереса друг к другу. “Азербайджан обладает огромным потенциалом для экономического сотрудничества, хотя инвестиции немецких предприятий еще в недостаточной степени это отражают,” – признал глава Восточного комитета немецкой экономики В. Бюхеле[xxi].

У Азербайджана есть свои претензии к Германии. Это прежде всего недостаточно активная, по мнению Баку, политическая поддержка со стороны Берлина Азербайджана в карабахском конфликте. С другой стороны, Германия остается для Азербайджана четвертым по величине поставщиком товаров после России, Турции и Великобритании. Азербайджан сохраняет положительные сальдо в торговле с ФРГ и рассчитывает на более активное участие немецких капиталов в модернизации и диверсификации экономики страны.

Грузия и Молдова – две страны, подписавшие в июне 2014г. Соглашение с Евросоюзом об ассоциации и зоне свободной торговли. В сфере внешнеторговых связей у обеих стран за минувшие три года наблюдаются схожие тенденции: резкое сокращение совокупного товарооборота, прежде всего за счет обвального падения экспорта в страны СНГ и в Россию. При этом молдавский экспорт в страны Евросоюза в 2015г. сократился на 2,3%, а в I квартале 2016г. – на 14,5%. ”Молдова не готова конкурировать со странами Евросоюза в плане поставок агропродовольственной продукции на рынки ЕС,” – признают молдавские эксперты[xxii]. По многим позициям молдавские производители не в состоянии полностью использовать даже те квоты, которые предоставляет ЕС на ввоз сельскохозяйственных товаров.

Похожая ситуация складывается и в отношениях Грузии с ЕС. В 2015г. грузинский экспорт в европейские страны после спада в 2014г. немного вырос (+4%), но уже в январе-апреле 2016г. рухнул на 28%. В торговле с Германией картина похожая: за десять месяцев 2016г. товарооборот в очередной раз «просел» на 9,6%, экспорт Грузии в  ФРГ- на 12,6%, а импорт из Германии-на 8,9%.[xxiii]

Для Германии обе страны представляют с экономической точки зрения ограниченный интерес - прежде всего в качестве рынков сбыта. Объемы импорта из Молдовы и особенно из Грузии крайне незначительны – 160 и 93 млн. евро соответственно. Отрицательное сальдо Молдовы и Грузии в торговле с ФРГ имеет тенденцию к росту и, учитывая структуру экспорта обеих стран, положение вряд ли изменится в обозримом будущем.

Остальные государства – бывшие республики Советского Союза расположились в списке внешнеторговых партнеров ФРГ в таком порядке:

 

Страна

Место

Торговый оборот с Германией (млн.евро)

Узбекистан

99

439,8

Туркменистан

108

315,1

Армения

111

288,9

Киргизия

151

63,8

Таджикистан

158

46,8

 

Источник: Aussenhandel 2015. Rangfolge der Handelspartner im Aussenhandel der Bundesrepublik Deutschland. Statistisches Bundesamt. Wiesbaden, 2016, S.2-6.

Судя по данным немецкой статистики, за 10 месяцев 2016г. двусторонний торговый оборот с ФРГ по сравнению с тем же периодом 2015г. увеличился только у Украины (главным образом за счет роста импорта), Туркменистана (за счет увеличения поставок газа) и Узбекистана.  У России спад во взаимной торговле составил 10,56%, у Азербайджана – 38,5%, у Белоруссии – 22,6%, у Грузии –9,64%, у Казахстана – 7,17%. У Молдовы объем товарооборота с ФРГ остался практически на уровне предыдущего года[xxiv].

                                  ***

Значит ли все это, что Германия теряет интерес к постсоветскому пространству, как утверждают, например, эксперты Deutsche Bank? Разумеется, нет. Долгосрочная стратегия Берлина на “восточном направлении” не определяется сиюминутной  выгодой. Объединенная и окрепшая Германия претендует сегодня на то, чтобы стать самостоятельным игроком на постсоветском пространстве. По мере превращения ФРГ в доминирующую силу в Евросоюзе эти претензии становятся все более амбициозными. Называя вещи своими именами, суть этих претензий в том, чтобы расширить зону своего политического, экономического и идеологического влияния на республики бывшего СССР, ослабить геополитические позиции России путем отрыва от нее Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, создать в обход России альтернативные пути доставки энергоносителей из региона Каспия.

Пока Германия, даже вместе с Евросоюзом, не в состоянии навязывать России свои условия и по своим лекалам перекраивать постсоветское пространство. Другое дело, вместе с США. Планы Вашингтона и Берлина “дожать” Россию, поставить под свой политический и экономический контроль Украину и постсоветские государства вплоть до последнего времени во многом совпадали. Более того, в Берлине считали, что главным бенефициаром в случае реализации американских геополитических планов в отношении России будет именно Германия, поскольку США в ближайшем будущем окажутся связаны неизбежным противостоянием с Китаем и их участие в переформатировании постсоветского пространства будет носить ограниченный и выборочный характер.

Как будет Берлин корректировать свою линию по отношению к России после прихода в Белый дом президента Д.Трампа, пока сказать трудно. Но  наивно полагать, что взятая А. Меркель роль главного проводника антироссийской политики в Европе есть только результат американского влияния или, тем более, русофобских комплексов нынешнего руководства Польши и прибалтийских государств.  Это добровольный и сознательный выбор.

Если восстановить всю цепочку событий последних 25 лет, в которых Германия либо играла «первую скрипку», либо принимала активнейшее участие (раскол Югославии и признание Косово, расширение ЕС и НАТО на Восток, продвижение программы Восточное партнерство, формирование позиции ЕС по Украине и антироссийским санкциям и т.д.), то невольно создается впечатление, что пресловутый DrangnachOsten продолжается политическими и экономическими методами.   Блестящий знаток Германии, видный советский дипломат Ю.Квицинский предупреждал, что «восточная политика» Германии была и остается функцией от силы или слабости России. Полезное напоминание, чтобы не предаваться иллюзиям и выстроить верную линию в отношениях с Берлином.



[i] URL: http ://www.ostexperte.de/ost-handel-deutschlands-von-januar-bis-oktober 2016 (дата обращения 25.12.2016)

[ii] URL: http ://autonews.ru/ automarket_ news/news/ 1820333 (Дата обращения 16.11.2016)

[iii] URL: http :// www. zwei. org/ MaerkteRecht/ Aussenwirtschaft/ Seiten/ Russland- Importsubstitution-als-Gegenmassnahme-zu-Embargos.aspx. (Дата обращения 16.11.2016)

[iv] URL: http :// www.russland. ahk.de/news/single-view/artikel/deutsche-unternehmen-erwarten-keine-abwendung-russlands-von-der-eu/ (Дата обращения 16.11.2016)

[v] URL: http ://russland.ahk.de/fileadmin/ahk_russland/2016/10/28/2016_10-28_Geschaeftsklima-Umfrage_2016_Auswertung_ru.pdf( Дата обращения 25.12.2016)

[vi] URL: http ://deutsche-wirtschafts-nachrichten. de/2016/11/25/westliche-firmen-kehren-nach-russland-zurueck

( Дата обращения 25.12.2016)

[vii]URL: http ://russland.ahk.de/fileadmin/ahk_russland/2016/10/28/2016_10-28_Geschaeftsklima-Umfrage_2016_Auswertung_ru.pdf( Дата обращения 25.12.2016)

[viii] Manager sind  ploetzlich  fuer  Russland-Sanktionen // Die Welt, 26.06.2016

[ix]  Aussenhandel 2015 . Rangfolge der Handelspartner im Aussenhandel der Bundesrrepublik  Deutschland. Statistisches Bundesamt.Wiesbaden, 2016. S.  

[x] Botschaft der Ukraine in der Bundesrepublik Deutschland//Germany.mfa.gov.ua/de/Ukraine-de/trade (Дата обращения 16.11.2016)

[xi]  URL: http ://www.ostexperte.de/ost-handel-deutschlands-von-januar-bis-oktober 2016 (Дата обращения 25.12.2016)

[xii]URL:http:// www.dw.com/ru/ восточный- комитет- стимулом –для- кремля-стала-бы-отмена-санкций/а-19319127 (Дата обращения 16.11.2016)

[xiii] Op.cit.

[xiv] Denber G., Schwabe A. Finanzsituation der Ukraine: Schwierige Aussenhandelsentwicklung und zoegerliche internationale  Investoren/ Ukraine-Analysen, № 166, 13.04.2016//www.laender-analysen.de/ukraine/pdf/ Ukraine-Analysen 166.pdf (Дата обращения 16.11.2016)

[xv] Lohman S. Symptom statt Gegenmittel: Unilaterale EU-Sanktionen gegen Belarus // www.leander-analysen.de/belarus/pdf/Belarus-Analysen26.pdf.  ( Дата обращения16.11.2016)

[xvi] Belarus. Februar 2016 // www.ost-ausschus.de/belarus.( Дата обращения16.11.2016)

[xvii] Botschaft der Republik Belarus in der Bundesrepublik Deutschland // germany.mfa.gov.by/de/bilateral-relations/trade-economic (Дата обращения 16.11.2016)

[xviii] URL: http ://www.ostexperte.de/ost-handel-deutschlands-von-januar-bis-oktober 2016 (Дата обращения 25.12.2016)

[xx] Ильхам Алиев: мы хотели бы видеть в Азербайджане больше германских компаний // moscow-baku.ru/news/politics/ilkham_aliev_my_by_khoteli_videt_v_azerbaydzhane_bolshe_germanskikh_kompaniy( Дата обращения 16.22.2016) 

[xxi] Caspian Energy News Paper // caspianenergy.net/ru/ekonomika/32380-2016-03-15-12-43-04(Дата обращения16.11.2016)

[xxii] Рынок Евросоюза для Молдовы: ожидания и реальность //     ru. sputnik. md /economics/ 20160518/6685270.html (Дата обращения 16.11.2016)

[xxiii] URL: http ://www.ostexperte.de/ost-handel-deutschlands-von-januar-bis-oktober 2016 (дата обращения 25.12.2016)

[xxiv] Op.cit.

Ключевые слова: Германия инвестиции торговля экономическое развитие секторальные санкции

Версия для печати