Быстро меняющийся Китай
В конце 1990-х – начале 2000-х годов лучшие умы Китая были привлечены к критике концепций глобального управления, глобализации и неолиберализма, которые представлялись ими как инструменты вмешательства стран Запада во внутренние дела развивающихся государств.
Спустя 10 лет ситуация, по выражению А. Ломанова, в корне изменилась. Сегодня экономическая глобализация не только не является бранным словом, но она уже вписана в основные партийные документы, в которых ей дается следующее определение: «Экономическая глобализация – это необходимый результат объективных требований развития общественных производительных сил и научно-технического прогресса». Китайское руководство уверено, что отказаться от глобализации невозможно, т.к. нельзя повернуть историю вспять. Эксперт, ссылаясь на партийные документы, рассказал о том, что Китай будет более широко участвовать в совершенствовании механизмов экономической глобализации, идти под четким знаменем борьбы с протекционизмом и выступать за либерализацию мировой торговли.
«Все, что китайское руководство когда-то воспринимало с настороженностью и опаской, теперь очень быстро стало частью китайского политического дискурса», – отмечает А. Ломанов.
Слева направо доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов и председатель СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», Федор Лукьянов.
Дипломатия большого государства
Около двух недель назад в китайской новостной ленте появился трехминутный ролик под названием «Си Цзиньпин на мировой арене в 2016 году». В фильме четко демонстрируются основные принципы, на которых держится современная внешняя политика Китая: равенство, открытость, сотрудничество, совместное использование достижений в процессе развития и взаимный выигрыш. Эти принципы, по словам Александра Ломанова, используются как китайские идеалы, на которых должно строиться международное взаимодействие.
Кроме того, на всех крупных саммитах Си Цзиньпин говорит о том, что Китаю обязательно нужна дипломатия большого государства, которая обладает своими особенностями и не является воплощением иностранных шаблонов. В качестве яркой отличительной черты китайской дипломатии можно обозначить опору на древнюю китайскую мудрость. Например, руководство КНР очень часто повторяет, что Китай в своей международной политике преследует не только выгоду, но и долг (идея взята из философии Конфуция). «Это своего рода ответ Китая на обвинения Запада, который упрекает его в чрезмерном прагматизме и меркантилизме», – отмечает эксперт.
В целом, суть дипломатии большого государства для Китая, по мнению А. Ломанова, можно выразить следующим образом: «Это дипломатия, которая учитывает китайскую культурную традицию, специфику Китая как социалистической страны, а также как самого большого развивающегося государства планеты. Пекин претендует на то, чтобы выражать интересы всех прочих развивающихся стран».
Переформатирование глобального управления
Как отмечает А. Ломанов, Китай выражает свое несогласие с действующей системой глобального управления и призывает к ее качественной трансформации, так как она была создана Западом, который с помощью войн и колониальной экспансии навязывал другим странам свои стандарты, нормы и критерии. Теперь же мир изменился, и китайская сторона ведет речь о том, чтобы заново договориться о правилах глобального управления, причем не революционным путем, а мирным совместным обсуждением. «За этим стоит очень серьезный программный лозунг, – считает эксперт, – Китай, как наиболее сильное, могущественное и экономически развитое государство берет на себя миссию главного переговорщика с Западом, с тем чтобы правила глобального управления были переписаны в интересах всех новых рыночных экономик и развивающихся стран. При этом Пекин не собирается переписывать правила под себя, а считает важным возглавить работу по реформированию норм в интересах всех тех государств, которые не могут сегодня в полной мере воспользоваться преимуществами глобальной экономики».
Китайское руководство обращает внимание на три противоречия современной глобализации:
1- Глобализация перестала служить двигателем экономического роста, так как для этого процесса не хватает движущих сил.
2- Правила мировой торговли и инвестиций прописаны под нужды 20 % индустриально развитых государств, при этом вклад развивающихся стран в рост мировой экономики составляет до 80 %.
3- Текущее глобальное развитие не удовлетворяет потребности основной массы населения планеты на лучшую жизнь. Наблюдается усиление расслоения в обществах различных государств: богатые становятся богаче, бедные – беднее. Около 1% населения контролирует до 99% богатств Земли.
Решение, которое предложил Си Цзиньпин, заключается в создании инновационных механизмов роста, объединении усилий, а также защите принципа открытости и общего выигрыша. На Давосском форуме китайский лидер заявил, что мировая модель развития должна быть справедливой, инклюзивной, сбалансированной и приносящей блага всем. По мнению Си Цзиньпина, если объединить усилия всех государств, то тогда победа над всеми трудностями глобализации будет одержана. По словам А. Ломанова, Пекин не ставит перед собой задачу решать какие-то отдельные конкретные вопросы в пользу развивающихся государств, но стремится улучшить всю систему целиком. В этом вновь прослеживается опора на древнюю китайскую философию: «Малая мудрость занимается делами, а великая – системой».
***
В заключительной части научной дискуссии Ф. Лукьянов и А. Ломанов сошлись во мнении, что Китай, четко уловив изменившуюся мировую конъюнктуру, подхватил знамя экономической глобализации, от которой, похоже, добровольно отказываются США, но при этом он не собирается брать на себя бремя пресловутого глобального лидера и стремится решать вопросы глобализации совместно с другими игроками мировой арены. Вместе с тем А. Ломанов отметил, что, хотя Китай на сегодняшний день не согласен стать лидером всемирной глобализации, он уже готов к лидерству в региональных интеграционных процессах (например, основной целью на близлежащую перспективу для Пекина будет реализация проекта «один пояс – один путь»).
Фото А. Толстухиной
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs