Фото: ursa-tm.ru.
15 февраля 1989 года последние части Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) покинули территорию этой страны. В память об этом событии в России и ряде бывших республик СССР отмечается День памяти воинов-интернационалистов, отдававших свой долг за пределами Отечества.
К сожалению, в период перестройки и первых постсоветских лет установилась традиция считать афганскую кампанию Советского Союза едва ли не преступной. Можно дискутировать о том, была ли допущена ошибка советским руководством, принявшим решение о вводе войск на территорию Афганистана, но неплохо было бы напомнить, что гражданская война в этой стране началась еще до появления советских войск.
Центральноазиатский регион, ядром которого является территория нынешней Исламской Республики Афганистан, играет важнейшую роль в развитии Востока с древних времен. Одновременно его можно считать фронтиром великих держав, причем эту функцию он стал выполнять еще в античности. По этим землям двигались войска Александра Македонского. Здесь, на территории, входившей в состав древней Бактрии, по мнению ряда исследователей, зародились зороастризм и одно из важнейших направлений буддизма – хинаяна, оказавшее влияние на культурное развитие Индии и Китая. Наконец, Великий Шелковый путь, соединивший Китай со странами Средиземноморья, также затрагивал эту территорию.
Таким образом, прошлое и настоящее этой страны невозможно понять без учета интересов в этом регионе стран Центральной Азии, Ирана, Индии и Пакистана, которые складывались годами, если не веками, и сбросить их со счетов не представляется возможным.
Однако самые бурные события в этой стране произошли все же в ХХ веке. Напомним лишь некоторые факты. Еще в 1919 году, когда по итогам Третьей англо-афганской войны Афганистан обрел независимость, официальный Кабул установил отношения с Советской Россией, став, таким образом, первой страной, официально признавшей новое правительство в Москве. В 1921 году между двумя странами был подписан Договор о дружбе, ставший основой для дальнейшего развития дипломатических отношений. С тех пор афганские власти были погружены в разрешение собственных проблем, связанных с преодолением бедности и приобщением к современным стандартам жизни. Однако обстановка в стране оставалась неспокойной: замыслы находившегося у власти эмира Амануллы-хана нравились не всем. Кроме того, на территории Афганистана нередко находили убежище сторонники басмаческого движения, то есть радикальные противники большевиков и их союзников, воевавшие против них на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства и Закаспийской области. Среди них было немало сторонников фундаменталистских взглядов.
В 1928 году при участии басмаческих отрядов была предпринята попытка свержения эмира: идеи «младоафганцев», на которые опирался в ходе осуществления светских реформ Аманулла, вызывали недовольство со стороны пуштунских племен. Племенных вождей не устраивало преобразование жизни на западноевропейский манер. Вспыхнувшее восстание сопровождалось жестокими расправами со сторонниками Амануллы и привело к бегству эмира. Новым правителем страны стал выходец из Восточного Ирана (Хорасана) Хабибулла, который получил поддержку одного из лидеров басмаческого движения Ибрагим-бека и бывшего эмира Бухары Сейида Алим-хана. В ответ на рост угрозы собственным границам СССР вынужден был ввести на территорию Афганистана свои войска. В результате походов 1929 и 1930 годов были уничтожены основные экономические базы басмаческого движения на территории Афганистана[i]. Сам Хабибулла был захвачен в плен своими противниками и расстрелян.
Новый эмир Надир-шах лавировал между Великобританией и Советским Союзом. При нем басмаческие отряды были окончательно вытеснены из страны. 24 июля 1931 года в Кабуле был подписан новый советско-афганский договор о нейтралитете и взаимном ненападении сроком на пять лет с ежегодным продлением.
Ситуация осложнилась после окончания Второй мировой войны. При Надир-шахе и его преемнике Захир-шахе Афганистан в целом оставался нейтральной страной. Однако в условиях глобального противостояния двух сверхдержав и утраты Великобританией своих колониальных владений на Востоке, Кабулу неоднократно предлагали определиться с внешнеполитическими приоритетами. С 1948 года официальный Вашингтон стал намекать королю Афганистана на необходимость ограничения сотрудничества с СССР. В противном случае США оставляли за собой право активизации усилий по поддержке собственных союзников на Востоке и активизации Багдадского пакта (СЕНТО). К 1955 году в состав этого альянса уже входили Иран, Ирак, Пакистан, Турция и Великобритания. Однако методы силового давления на Кабул результата не возымели, и Афганистан совершил поворот в сторону приоритетного военного и экономического сотрудничества с Советским Союзом. В 1950-1980-е годы в стране при активном участии советских специалистов были построены десятки промышленных предприятий, школ, больниц, гидроэлектростанций, нефтебаз, проведена модернизация ирригационных систем, строились сотни километров шоссейных дорог.
И все же советской стороной был допущен серьезный стратегический просчет в отношениях с Кабулом. Еще в процессе утверждения новой власти в бывших среднеазиатских владениях Российской империи в Туркестане и Закаспии – ислам жестко вытеснялся из повседневной жизни местного населения без учета того фактора, что религиозная идентичность на протяжении веков для него играла значительно большее значение, чем этническая принадлежность.
Нельзя не отметить, что десятилетия советской модернизации принесли в Центральноазиатский регион немало положительных нововведений, включая элементы индустриального общества, необходимой современной инфраструктуры и новых городов, широкого распространения светской культуры. Но, как и ряд ведущих стран Запада, Советский Союз оказался не готов к усилению позиций политического ислама на Востоке во второй половине ХХ века. В итоге СССР потерял свободу маневра во внешней политике на своих южных рубежах. Афганистан же был не только исламской, но и «пестрой» по своему этническому составу страной, в которой племенные предпочтения и социальная специфика, определяемая ими, оказывали самое прямое влияние на политику страны. Это не было учтено советским руководством, все больше отдававшим приоритет отношениям с Народно-демократической партией Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в 1978 году. Возникший раскол этой организации на две фракции, сопровождавшийся борьбой за доминирование в стране, Москва попыталась погасить, но безуспешно. В свою очередь, резкие и непоследовательные внешнеполитические маневры нового генерального секретаря ЦК НДПА Хафизуллы Амина вызвали сильное беспокойство в Москве.
Нельзя не признать, что ввод советского Ограниченного контингента в Афганистан в декабре 1979 года был использован США и странами НАТО для активной пропаганды против нашей страны. Однако с военной точки зрения это была в целом успешная кампания. Стоявшую перед ним основную задачу – предотвращение угрозы фундаментализма на южных рубежах СССР – советский Ограниченный контингент выполнил полностью. Другое дело, что в самом Советском Союзе в конце 1980-х годов развернулись события, исключившие дальнейшую поддержку и укрепление союзного Москве режима в Кабуле. Последовавшие после развала союзного государства события: гражданская война в Таджикистане в 1992-1997 годах, превращение самого Афганистана в оплот архаики и крупнейший источник наркотрафика, - свидетельствуют о том, что, по крайней мере, с точки зрения обеспечения безопасности границ принятое в конце 1970-х годов решение было оправданным.
Современная Россия, активно выступая в защиту многополярного мира и исправляя допущенные в прошлом просчеты, стремится к сотрудничеству с Кабулом, опираясь на накопленный нашими странами богатый опыт экономического, дипломатического и военного сотрудничества. В то же время в Москве понимают, что установление мира в этой стране невозможно без активного участия в процессе обеспечения безопасности всех стран Центральноазиатского региона и прежде всего государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Что касается соседей Афганистана, то они ведут постоянный и плодотворный диалог с руководством этой страны. Приведем показательный пример. В конце января 2017 года состоялся визит в Кабул министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова. Целью визита стало укрепление двусторонних связей между двумя странами в различных областях экономики, безопасности, строительства железных дорог, инфраструктуры, развития образования и торговли. В настоящее время готовится очередной визит главы Исламской Республики Афганистан в Ташкент.
Среди важнейших задач, которые стоят перед современным Афганистаном – восстановление сети шоссейных дорог в стране и строительство новых магистралей. Переговоры на эту тему ведутся с Узбекистаном и Таджикистаном. Речь прежде всего идет о Кабульской кольцевой дороге и проекте 233-километрового участка дороги, соединяющего города Кайсар, Бала-Мургаб и Ламан на северо-востоке Исламской Республики Афганистан[ii].
Жизненно необходимо для Кабула развитие энергетической системы. В этой связи еще в 2016 году Азиатским банком развития (АБР) был выделен грант в размере 416 млн. долларов для реализации проектов регионального значения. Средства будут предоставлены Фондом развития Азии, Афганским инфраструктурным трестовым фондом и Китайским фондом регионального развития и борьбы с бедностью. В перспективе Афганистан заинтересован в развитии логистической схемы, которая позволить упростить передачу энергии из Центральноазиатского региона в страны Южной Азии[iii].
Без установления мира в Афганистане невозможно полноценное развитие международных экономических проектов как в Центральноазиатском регионе, так и за ее пределами. Среди них – строительство транспортного коридора «Север-Юг», направленный на обеспечение связи между странами Балтийского региона и Индией через Иран, а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС), инициированный Казахстаном и Россией. Подобные соображения побуждают нас сделать осторожное предположение, что рано или поздно Москва вернется в Афганистан в качестве одного из важных участников экономического развития этой страны, .тем более, что военное сотрудничество, направленное на противодействие террористической угрозе в регионе, ведется нашими странами давно и плодотворно.
[i] См. об истории отношений СССР и Афганистана в 1920-1930-х гг. в кн.: Тихонов Ю. Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию. М., 2008.
[iii] АБР предоставит Афганистану 415 млн. долларов на развитие энергетики// Центр Льва Гумилева http://www.gumilev-center.af/archives/4310
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs