«Неэффективность регионального и глобального управления» - таков один из ключевых выводов доклада экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, посвященного основным мировым рискам в начавшемся году и приуроченного к очередному заседанию данного объединения. В подготовке документа принимали участие 750 экспертов, а одним из основных авторов доклада Global Risks Report 2017 стал президент по глобальным рискам страховой компании Marsh Джон Дрзик. Его вердикт неутешителен: сложившиеся в мире социально-политические условия способны ввергнуть мировую экономику в глобальную катастрофу, намного превосходящую по своим параметрам продолжающийся кризис в еврозоне или обвалы на мировых рынках ценных бумаг. (vedomosti.ru)
Эксперты ВЭФ традиционно не ограничиваются вычленением основных факторов риска, а пытаются выстроить их иерархию. Применительно к наступившему году они проанализировали 30 глобальных рисков, а также 13 тенденций, которые могут усилить их или изменить соотношение между ними. В пятерку самых вероятных угроз для всего человечества вошли экстремальные погодные условия, масштабная вынужденная миграция, масштабные стихийные бедствия, крупные террористические акты и мошенничество с данными или их хищение. (rbc.ru)
На первый взгляд, в вышеуказанном перечне речь идет в основном об объективных процессах, изменить которые человечество на нынешнем уровне своего развития вряд ли способно, - но зато может к ним адаптироваться и минимизировать возможные потери. Тем более, что в предыдущие годы иерархия угроз выглядела более пугающе с точки зрения пагубных действий самого человечества. В частности, на 2015-й год в качестве главной угрозы для мировой стабильности были определены «международные конфликты», а на 2016-й год на второе место было поставлено ни много ни мало «применение оружия массового поражения».
Однако объективный анализ системы угроз, сформулированных экспертами ВЭФ на начавшийся год, позволяет сделать вывод, что именно в 2017 году человечество может подойти к беспрецедентному по своим масштабам кризису планетарного характера. И ключевую роль здесь способны сыграть следующие основные факторы.
Во-первых – беспрецедентно тесная взаимосвязь выделенных глобальных рисков, прослеживаемая в рамках трансконтинентальных цепочек. В частности, двумя важнейшими источниками возникновения миграционных потоков выступают одновременно изменение природных условий в местах традиционного проживания людей и обострение военно-политической обстановки в том числе в формате борьбы за природные ресурсы. А массовая неконтролируемая миграция, в свою очередь, является питательной средой для беспрецедентного роста международного терроризма и обострения существующих и возникновения новых региональных конфликтов. Нагляднее всего это проявляется по линиям Африка-Европа и Ближний Восток-Европа, однако и другие районы мира переживают аналогичные процессы.
Во-вторых – отсутствие у мирового сообщества эффективных программ и мер противодействия угрозам, на которое накладывается кризис ведущих международных институтов и рост противоречий между ведущими державами даже по тем вопросам, которые объективно предполагают объединение усилий (в первую очередь, борьба с международным терроризмом и урегулирование региональных конфликтов). Авторы доклада ВЭФ особо выделяют в этой связи неспособность Совета Безопасности ООН на протяжении практически всего 2016 года принять согласованные решения по урегулированию кризиса в Сирии (за исключением принятой за считанные часы до наступления 2017 года резолюции, подготовленной Россией и Турцией), выход ряда государства (Россия, ЮАР, Бурунди и Гамбия) из состава Международного уголовного суда, отказ Китая признавать вердикт международного трибунала по территориальным спорам в Южно-Китайском море, неопределенность относительно внешнеполитической программы новой администрации США (в том числе по ядерному соглашению с Ираном, парижскому договору по климату и Транстихоокеанскому торговому и инвестиционному партнерству). Наблюдаемая расбалансировка системы международных политических и судебных институтов (в том числе тех, которые выносят обязательные к исполнению решения), очевидно, способна парализовать усилия мирового сообщества и, более того, сама по себе становится важнейшим фактором глобальной нестабильности.
В-третьих – впервые за послевоенную историю Европы в качестве одной из важнейших проблем континента вышла задача сохранения национально-культурной идентичности – что также подпитывается глобальными миграционными потоками и неспособностью ведущих европейских институтов найти эффективное и долговременное решение данной проблемы. В качестве одного из наглядных аргументов авторы доклада ВЭФ в Давосе сослались на исследование Лондонской школы экономики, посвященное причинам шокировавшего многих решения большинства участников референдума в Великобритании в июне 2016 года поддержать идею выхода страны из Евросоюза.
Согласно данным британских экспертов, важнейшую роль здесь сыграл не предсказуемый и тривиальный страх британцев потерять работу из-за притока дешевой рабочей силы из числа мигрантов, а более глубинные факторы цивилизационного характера. В частности – опасения размывания местных языковых, религиозных и культурных обычаев, тесно вплетенных в исторические традиции Великобритании. А это уже более серьезная проблема, чем изменения на рынке труда – негативное влияние которых может быть снивелировано посредством реформирования трудового законодательства или протекционистскими мерами. Цивилизационные вызовы подобными действиями отразить уже не удастся. А потому в наступившем году следует ожидать новых неожиданных и негативных для правящей политической элиты результатов на предстоящих выборах в таких ключевых странах ЕС, как Нидерланды, Франция и Германия.
В-четвертых – практически все выявленные экспертами ВЭФ глобальные риски на протяжении последних нескольких лет имеют четкую тенденцию к нарастанию – что напрямую отразится на росте поляризации общества, углублении кризиса международных институтов и обострении региональных конфликтов. В частности, в 2015 году, несмотря на все усилия европейских стран и мирового сообщества, приток беженцев и нелегальных мигрантов в Европу увеличился более чем в четыре раза по сравнению с 2014-м годом, составив порядка 1 млн человек. Серьезная радикализация настроений и поляризация общественных сил наблюдается в ключевой для интересов Евросоюза и процессов на ближневосточном пространстве стране – Турции.
В-пятых – никуда не исчезли и собственно финансово-экономические проблемы в ведущих государствах мира – напрямую влияющие на рост социального неравенства и радикальных настроений. Это проявляется, в частности, в США – в свою очередь, подпитывая настроения неопределенности относительно будущих шагов администрации Дональда Трампа. Только за период президентства его предшественника Барака Обамы общий долг американского федерального правительства увеличился, по данным Управления менеджмента и бюджета Белого дома, примерно в два раза – с 9,99 трлн долларов в 2008 году до 19,43 трлн долларов (оценочный показатель) по итогам 2016 года. (rbc.ru)
Аналогичные негативные процессы сохраняются в Европе. Европейские аналитики среди наиболее опасных тенденций указывают на проблемы с безработицей, фискальные кризисы, неуправляемую инфляцию, спекулятивные пузыри на рынках капитала, проблемы в банковской системе. В последнем случае особое беспокойство вызывает ситуация в банковском секторе Италии. Самым «проблемным» банком еврозоны по-прежнему остается итальянский Monte Paschi (третий в стране по величине активов) с «дырой» в капитале размером 8,8 млрд евро. Правительство Италии уже приняло решение о национализации указанного банка – что станет крупнейшей подобной сделкой в стране, начиная ни много ни мало с периода правления фашистского режима Муссолини в 1930-е годы. Кризисная ситуация сохраняется и в крупнейшем итальянском банке UniCredit – который вынужден зарезервировать 8,1 млрд евро только на покрытие убытков по просроченным кредитам по состоянию на четвертый квартал 2016 года. (vedomosti.ru)
А если банковская система Италии рухнет – особенно в условиях внутриполитического кризиса, связанного с поражением тогдашнего правительства Маттео Ренци на референдуме о конституционных поправках в конце 2016 года – Евросоюз ждет новый виток финансово-экономического кризиса. В 2017 году риски, связанные с неравенством и поляризацией общества, будут только расти, - констатируют в этой связи эксперты ВЭФ.
Французская газета Le Figaro высказывается еще более жестко и апокалиптично: «Мир 2017 года больше напоминает мир 1914-го», охваченный межблоковыми и межгосударственными противоречиями. В качестве первоочередной причины этого издание называет глобализацию, «при которой мир превращается в некую деревню: границы упраздняются, мигранты пускаются в путь и приумножаются финансовые кризисы». (lefigaro.fr)
А поскольку отменить или даже приостановить процесс глобализации не под силу даже экспертам Всемирного экономического форума в Давосе – будущее человечества действительно представляется тревожным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs