Фото: lunate.ru
В настоящее время Египет переживает не самые лучшие времена. Экономика страны в плачевном состоянии – об этом ярко свидетельствует вынужденное решение правительства взять кредит МВФ на 12 млрд. долларов. [1] Безработица в стране составляет около 13% и продолжает расти. Более того, после событий «арабской весны» Каир буквально окружен очагами нестабильности, что приводит к периодическим террористическим атакам внутри страны. В частности, 9 января в городе Эль-Ариш, в результате взрыва заминированного грузовика погибли, по меньшей мере, восемь человек. Президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси заявил, что его страну ждет напряженная борьба с исламскими радикалами на севере Синайского полуострова. [2]
Во внешней политике у Египта также имеется ряд существенных проблем, главная из которых, расхождение мнений с главным союзником Каира – Саудовской Аравией. Камнем преткновения в двусторонних отношениях стал сирийский конфликт. В октябре прошлого года делегация Египта в Совете Безопасности ООН проголосовала в поддержку резолюции России по Сирии, что вызвало возмущение Эр-Рияда. Ответные меры не заставили себя ждать, и саудовцы приняли решение прекратить поставки нефтепродуктов в Египет, несмотря на то, что договоренности между странами предусматривали поставки 700 тыс. тонн нефти ежемесячно в течение пяти лет. В сложившейся ситуации, Ас-Сиси просто необходимо определить для своей страны новые ориентиры.
Действия Саудовской Аравии толкают Каир в руки ее же противников. После приостановки поставок нефти, Египту пришлось согласиться импортировать нефть из Ирака, который теперь имеет тесные связи с Ираном. В принципе, такое положение дел находится в русле политики Ас-Сиси по диверсификации международных партнеров страны, после отказа Соединенных Штатов оказывать поддержку новым властям из-за государственного переворота в июле 2013 года. Избранный президент США, Дональд Трамп, возможно, пересмотрит двусторонние отношения с Каиром, но полной уверенности в этом нет. Также нельзя не обратить внимание на заметное сближение Египта с Россией, ярким примером которого стали проведенные в октябре прошлого года совместные военные учения. [3]
Антитеррористические учения «Защитники дружбы – 2016». Фото: mil.ru
Каир, безусловно, занимается и поиском новых друзей на южном направлении – в Африке южнее Сахары. После долгого периода сосредоточения всех усилий на ближневосточном направлении, Египет теперь будет стремиться осознать свою «африканскую идентичность».
Египетские руководители не всегда четко воспринимали географическую принадлежность своей страны. Несмотря на то, что лидер египетской независимости, Гамаль Абдель Насер, в определенных кругах считается панафриканистом – за то, что он является одним из создателей Организации африканского единства – он, по большей части придерживался и укреплял идеологию панарабизма. Его последователи, Анвар Садат и Хосни Мубарак, всегда отдавали приоритет Ближнему Востоку.
Нынешний лидер, Ас-Сиси, хочет изменить сложившийся порядок вещей. «Моя страна находится в Африке, и приложит все усилия для укрепления связей и интеграции со всеми странами континента для развития экономики и социальной сферы», - заявил он на встрече президентов и бизнесменов африканских стран в феврале 2016 года. [4]
Собственно, сама встреча также была организована в Шарм-эш-Шейхе, что имеет под собой абсолютно четкое послание: Египет полон решимости обратить внимание на юг и собирается преодолеть историческую пропасть между Каиром и странами Африки к югу от Сахары. Сами страны континента могут определенно получить большую выгоду от такого «поворота». Египет уже инвестировал более 8 млрд. долларов в различные проекты в Африке. Также страна присоединилась к Совету Мира и Безопасности в Африканском Союзе [5] и покрывает 12,5 % расходов бюджета организации. Каир задействован в миротворческих операциях практически по всему континенту – в Судане, Южном Судане, Кот-д'Ивуаре, Либерии, ДРК, Мали и Западной Сахаре.
Фото: dawn.com
Но, несмотря на этот прогресс по укреплению отношений со странами Африки, еще существует ряд проблем.
Особенно необходимо отметить разногласия Египта с одной из главных региональных держав – Эфиопией. Конфликт между двумя странами вокруг проекта эфиопской дамбы на реке Нил, прозванной «Великой дамбой эфиопского возрождения», еще полностью не исчерпан. Египтяне опасаются, что Аддис-Абеба может использовать дамбу, чтобы перекрыть доступ к водам реки, что повлечет за собой огромные осложнения в сфере сельского хозяйства и промышленности Каира. Высокопоставленные египетские чиновники неоднократно заявляли о готовности начать войну, в случае, если Эфиопия не откажется от своего проекта. Тем не менее, Ас-Сиси однозначно пытается решить конфликт дипломатическим путем. В марте 2015 года, лидеры Египта, Судана и Эфиопии в Хартуме поставили свои подписи под договором, имеющим своей целью положить конец этому спору об использовании водных ресурсов Нила и приступить к строительству крупнейшей на африканском континенте гидроэлектростанции. [6]
Другим важным моментом для Египта является ярко выраженный расизм по отношению к чернокожему населению Африки, который прочно обосновался в умах граждан. В египетской культуре наблюдается устойчивое презрение ко всему, что относится к Африке. Простые египтяне могут даже оскорбиться, если вы назовете их африканцами. Это явление трудно назвать хорошей почвой для налаживания отношений между Каиром и всем остальным континентом. Поэтому правительству придется приложить немало усилий, чтобы изменить сложившийся порядок вещей, если оно действительно хочет серьезного сближения с африканскими партнерами.
Если Каир действительно сможет переориентироваться на Африку и стать важным континентальным игроком, то выгоду получат от этого обе стороны. Правда, имея в виду вышеуказанные проблемы, путь к этому будет долгим и сложным.
Египет демонстрирует существенные успехи в политической, дипломатической и экономической интеграции со странами африканского континента. Но в то же время нельзя упускать из виду внутренние проблемы Каира и его усилия в борьбе против терроризма, что создает большие трудности для ускорения этих процессов. Подводя своеобразный итог, можно сделать вывод, что будущее этой страны лежит именно в африканских песках, а не в ближневосточном регионе.
[1] http://www.bbc.com/russian/news-37954788
[2] https://regnum.ru/news/polit/2225276.html
[3] http://tass.ru/armiya-i-opk/3707808
[4] http://www.businessforafricaforum.com/h-e-abdel-fattah-el-sisis-welcome-message/
[5] Африканский Союз, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ).
[6] http://www.bbc.com/russian/international/2015/03/150323_nile_damb_dispute
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs