Рассвет над Дамаском. Фото rt.com
Подлое убийство в спину посла России в Турции Андрея Карлова произошло накануне чрезвычайно важной, кое для кого – сенсационной, встрече в Москве министров иностранных дел России, Турции и Ирана. Сам по себе такой состав произведет впечатление на любого специалиста, но трагедия в Анкаре оттенила эти переговоры, поэтому их смысл и содержание не оказались в числе главных информационных поводов последних суток.
Давайте, все-таки вернемся на несколько дней назад, чтобы посмотреть, о чем договорились представители трех государств, от совместных действий которых можно ждать эффективного вклада в решение сирийского кризиса. Ещё бы! Три крупнейших силы региона – Россия, Турция и Иран нашли, наконец, общие позиции для урегулирования. И, надо сказать, именно усилия российской стороны привели к такому трехстороннему и очень многообещающему формату: министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
Ведь, не секрет, что у Тегерана и Анкары долгое время были совсем не радужные отношения по той простой причине, что Иран, Турция, Саудовская Аравия – это три региональных державы Среднего Востока, которые реально соперничают за право стать ведущей силой в огромном регионе – от Персидского залива до Средиземного моря. Не говоря уже об интересах здесь Израиля.
Вот, что мы писали на эту тему летом 2015 года в разгар сирийского кризиса: «Итак, Саудовская Аравия, Турция, Израиль, Катар – все в игре. Саудиты уже ищут контактов с израильтянами, чтобы чувствовать себя увереннее. Турция координирует усилия по ликвидации Асада с Катаром. И т.д., и т.п. Ну, как это часто и бывает на Ближнем Востоке… И вот, представляете, в этот многоугольник интересов входит Иран?!»[i]
И ещё одна оценка со страниц журнала «Международная жизнь»: «Главным соперником Турции в регионе является Иран. Оба государства борются за умы и сердца исламского мира. Иран традиционно более привлекателен для шиитов, Турция – для суннитов. Обе страны стараются переориентировать на себя обе исламских ветви».[ii]
Делаю эти «вводные» ради того, чтобы показать – хотя бы на некоторую историческую глубину – особенности отношений двух государств, министры иностранных дел которых на этой неделе в Москве провели вместе с Сергеем Лавровым очень плодотворные переговоры по сирийскому урегулированию. Провели так, будто все указанные выше противоречия были отодвинуты в сторону во имя прекращения пятилетней бойни, которая развернулась у их порога. Значит, можно находить общие интересы даже руководителям из тех столиц, которые исторически видят друг в друге конкурентов и соперников?
Вчитаемся, что говорится в трехстороннем документе «Совместное заявление министров иностранных дел Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Турецкой Республики по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта, Москва, 20 декабря 2016 года»[iii], принятом по итогам московских переговоров на Смоленской площади в МИД России:
- Иран, Россия и Турция в полной мере подтверждают уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики в качестве многоэтнического, многоконфессионального, демократического и светского государства.
- Иран, Россия и Турция убеждены в отсутствии военного решения сирийского конфликта.
- Иран, Россия и Турция выражают готовность способствовать выработке и стать гарантами будущего Соглашения между правительством Сирии и оппозицией, переговоры о котором ведутся. Они пригласили все другие страны, имеющие влияние на ситуацию «на земле», поступить таким же образом.
- Министры принимают к сведению любезное приглашение Президента Республики Казахстан провести соответствующие встречи в Астане.
- Иран, Россия и Турция подтверждают свою решимость совместно бороться с ИГИЛ и Ан-Нусрой и отмежевать от них группировки вооруженной оппозиции.
Ещё раз, главное:
- территориальная целость Сирии;
- Иран, Турция и Россия готовы стать гарантами урегулирования;
- Казахстан готов стать площадкой для переговоров сирийского правительства и оппозиции;
- исламисты ИГИЛ/ДАИШ и «Джабхат ан-Нусры» - вне закона.
И нет сомнения в том, что, в отличие от американских срывов предыдущих договоренностей в формате Лавров-Керри, на сей раз трио Москва-Анкара-Тегеран своего будет добиваться.
Самой сенсационной новостью этих переговоров стало одновременное участие в них и Турции, и Ирана. Помните, что коалиция, союзная правительству Асада, созданная в 2015 году, выглядит так: Россия, Сирия, Иран, Ирак плюс «Хизбалла». И вот в этих рядах появляется Турция. Полагаю, в Дамаске не могут не приветствовать новый симбиоз, несмотря на слишком тяжелые отношения последних лет – точнее, их полное отсутствие – между сирийским и турецким руководством.
Возможно, подлое убийство нашего посла можно расценивать, как попытку сорвать именно этот новый формат переговоров, как попытку столкнуть Москву и Анкару практически день в день с назначенной на Смоленской площади трехсторонней встречей. Вот таков предполагаемый нами мотив трагедии…
Отвечая на вопросы прессы по итогам трехсторонних переговоров в Москве, Сергей Лавров обратил внимание на следующие позиции[iv]:
- «Параллельно в Москве в различных форматах проходили контакты между министрами обороны наших стран». И это для журналистов стало откровением. Стало ясно, что дипломатические усилия будут подкреплены совместными действиями вооруженных сил трех стран. Вот откуда пункт о «гарантах урегулирования».
- «В условиях, когда пробуксовывает выполнение резолюций СБ ООН, инициативные действия наших трех стран помогут преодолеть застой в усилиях по сирийскому урегулированию на основе резолюций СБ ООН и продвинуть процессы, касающиеся прекращения насилия, доставки гуманитарной помощи и создания условий для инклюзивного, эффективного политического процесса».
- «Считаю наиболее эффективным тот формат, который Вы сегодня наблюдаете. Это не попытка бросить тень на усилия всех других наших партнеров и добиться прогресса в урегулировании сирийского кризиса, это просто констатация факта. На сегодняшний день формат «тройки» Иран-Россия-Турция, по крайней мере, практическими делами доказывает свою востребованность».
- «Мы также не должны сбрасывать со счетов ту работу, которая была проделана Россией и США, в том числе, в ходе контактов на уровне Министра иностранных дел России и Государственного секретаря США Дж. Керри. Мы были не то, что близки к результату, мы достигли его в сентябре этого года, как нам казалось. К сожалению, американская сторона не смогла подтвердить свое участие в согласованных действиях».
Заметим здесь, что госсекретарь Джон Керри сам откровенно прокомментировал срыв договоренностей США с Россией в интервью газете «Boston Globe» 18 декабря 2016 года. Он сказал, что достиг договоренности с российской стороной о проведении совместных военных операций, однако с американской стороны выполнить эти соглашения оказалось крайне сложно из-за возникших разногласий: «Но в нашем правительстве были люди, которые жестко выступали против этого. Я сожалею об этом. Думаю, это была ошибка. Полагаю, ситуация была бы сейчас совсем другой, если бы нам удалось добиться этого». – «Now we had people in our government who were bitterly opposed to doing that. I regret that. I think that was a mistake. I think you’d have a different situation there conceivably now if we’d been able to do that».[v]
Вот как сложно договариваться с американской администрацией. Полагаю, именно поэтому сегодня создан формат, в котором американское участие не просматривается.
Причем, формат, обещающий быть чрезвычайно эффективным даже с учетом недовольства Вашингтона и ворчания в столицах тех монархий Персидского залива, которые положили годы и миллиарды на свержение Асада. Впрочем, в некоторых столицах начала проявляться переоценка.
Буквально накануне трехсторонних переговоров в Москве состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина и эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани. Главы государств обсудили участие катарского инвестфонда в сделке по продаже 19,5% акций «Роснефти». Разговор состоялся по инициативе катарской стороны, сообщает официальный сайт Президента России.[vi] Показательно, что «условлено продолжить совместную работу по дальнейшему развитию российско-катарского сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах».
Какое это имеет отношение к переговорам в Москве? Прямое – Россия, похоже, нашла площадку для сотрудничества с тем государством, которое приложило, правда, при другом правителе – отце нынешнего эмира – много сил на поддержку антиасадовских боевиков. И вот сегодня молодой эмир, судя по результатам его визита в Россию в начале 2016 года, чем мы писали в материале «Внук пошел дорогой деда: эмир Катара в Москве», начал разворачивать свою политику в сторону от конфронтации, в пользу сотрудничества с Россией. Что, несомненно, приведет и к «уточнению» его политики в отношении Сирии. Став совладельцем «Роснефти», Катар теперь вряд ли будет проявлять прежние замашки, если это грозит столкновением интересов с Москвой.
Хороший вклад в сирийское урегулирование. Нет?
Вернемся к пресс-конференции по итогам переговоров на Смоленской площади, тем более, что тема привлечения к сирийскому урегулированию новых действующих лиц прозвучала из уст Сергея Лаврова:
- «Мы, как вы сможете убедиться, прочитав наше Совместное заявление, будем продолжать сотрудничество. Мы отнюдь не закрываемся от контактов со всеми другими странами, а наоборот, приглашаем их присоединиться к тем процессам, которые, как нам кажется, имеют позитивный потенциал и которые мы сегодня зафиксировали в совместной договоренности».
- «Пришло осознание, мне об этом говорили многие коллеги, что угроза терроризма, угроза того, что ИГИЛ завоюет эту древнейшую, очень важную для Ближнего Востока страну, стала доминировать в размышлениях о том, что делать в Сирии. Все стали склоняться к очевидной мысли, что приоритетом номер один должна являться не смена режима, а именно задача подавления террористический угрозы. Все три страны, которые здесь представлены, объединены именно этим пониманием. У нас общие позиции на этот счет».
- «Убежден, что по мере достижения успехов в борьбе с терроризмом и перехода к политическому процессу между самими сирийцами при нашей помощи мы сможем сформулировать наши общие подходы, которые будут четко, однозначно опираться на заявленные цели – победить терроризм, восстановить территориальную целостность, суверенитет, независимость и единство САР. Мы в этом едины. Это записано в нашем Совместном заявлении. Будем работать над всеми задачами, которые перечислены в этом заявлении».
Начало этого процесса, как представляется, и хотели сорвать организаторы подлого убийства посла России в Турции. Поэтому искать их надо бы среди тех сил, которые сначала заварили «арабскую весну», а потом долгое время делали ставку на хаотизацию и приведение в полную негодность чуть ли не всего Ближнего Востока.
И вот, когда крупнейшие страны региона, наконец, осознали, что сирийская война – это непосредственная угроза их собственной безопасности, начало проявляться понимание необходимости совместных действий для тушения пламени этого смертоносного пожара.
Что сказать в заключение? Несколько фактов последних дней, которые даже без пространных комментариев говорят о том, как меняется ситуация вокруг Сирии после освобождения Алеппо, после совместного выступления в Москве трех реальных Гарантов сирийского урегулирования, после слов нового президента США Дональда Трампа в интервью «Wall Street journal»: «У меня есть отличный от многих других людей взгляд в том, что касается ситуации в Сирии»:[vii]
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что никому не позволит испортить отношения с Россией.
- Соединенные Штаты непричастны к убийству российского посла Андрея Карлова в Анкаре, заявил официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби. Его, что, спрашивали? Или кто-то обвинил американцев? Странная реакция. Какая-то нервная. Нет?
- Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху позвонил Владимиру Путину, выразил соболезнования в связи с убийством посла России и выказал готовность сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом. Израиль обеспокоен тройственным союзом?
- Еврокомиссия (ЕК) предложила «модернизировать и углубить» таможенное соглашение Евросоюза с Турцией, действующее с 1996 года. 20 лет в Европе молчали, тормозили сотрудничество с Анкарой, а вдруг поняли, что Турция, которой надоело ждать подачек от ЕС, переходит на сторону Азии…
- России не нашлось места в списке главных угроз национальной безопасности США, сообщает издание «Foreign Policy» со ссылкой на документ Пентагона, попавший в распоряжение журналистов. Значит, открыта дорога к сотрудничеству с новой администрацией Вашингтона, в том числе, и по сирийскому вопросу.
- Группа европарламентариев обратилась к России с просьбой о совместной поездке в Сирию. После всех антироссийских резолюций…
Всё развивается очень быстро, и есть основания полагать, что перешедшие к обороне глобальные силы могут – во имя сохранения собственных гегемонистских позиций – отвечать очень жестко, о чем мы накануне и писали в материале «Знаки грозы». Им есть, что терять. Вот и у нас уже есть трагические потери.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs