ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Внук пошел дорогой деда: эмир Катара в Москве

21:42 18.01.2016 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Столица Катара – город Доха на берегу Персидского залива.

Фото webturizm.ru

 

Валентина Матвиенко на переговорах в Совете Федерации не преминула напомнить эмиру Катара, что два ближайших Чемпионата мира по футболу состоятся именно в России и в Катаре в 2018 и в 2022 годах. Впрочем, глава эмирата Катар – шейх Тамим бен Хамад Аль Тани прибыл в российскую столицу не для того, чтобы футбол обсуждать.

…Так получилось, что автор этих строк был среди первых российских журналистов, которые в начале 1990-х годов посетили Катар по приглашению тогдашнего эмира – дедушки нынешнего главы, посетившего сегодня Москву. В ту пору было много разговоров и надежд на развитие двусторонних отношений, торговли – помню, всё обсуждали поставки в Россию востребованной в те годы мочевины, которой в Катаре было навалом. Однако, что называется, «не срослось».

Политические дороги Москвы и Дохи резко разошлись после того, как власть взял отец нынешнего эмира. Он не захотел строить нормальные отношения с Россией, хотя даже координация на мировом газовом рынке (а Катар – крупнейший поставщик природного газа) представлялась весьма привлекательной. Эмират взял крен в сторону амбиций своего руководителя, и отношения с Москвой оказались на столь низком уровне, что даже произошли дипломатические скандалы.

При новом правителе Катар, располагая огромные богатствами и самым высоким в мире доходом на душу населения, по какой-то причине решил, что деньги дают ему право стать международным тяжеловесом. Однако, даже соседняя Саудовская Аравия смотрела на потуги своего крошечного соседа с, мягко говоря, недоумением – «откуда у парня такая прыть».

Мы подробно рассказывали о том периоде жизни Катара в материале «Катар: “Mission Impossible”», так что те, кто интересуются подоплекой нынешнего первого официального визита эмира Катара в Россию (а он мог бы пройти ещё в 1994-м…), могут почерпнуть из той статьи кое-что интересное.

Да, спустя четверть века новый, молодой эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани решил развернуть на 180 градусов отношения с Москвой, и вот он уже в эти дни здесь, у Путина. При этом – показатель самого высокого уровня уважения к гостю – в канун встречи с Президентом России, эмира и его очень представительную делегацию, включая шефа безопасности и министра иностранных дел, принимали руководители двух палат Парламента России – председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Согласитесь, когда отношения, что называется, «не складываются» – такого уровня приема не будет. Однако, он состоялся, и это – знак со стороны Москвы о том, что Россия хочет перевернуть страницу натянутых отношений, и готова рассматривать их новый формат, на что эмиру и было вот так – через продолжительные встречи в Москве, а их продолжительность и свидетельствует, помимо всего прочего, степень уважения хозяев к гостю.

И теперь, надо понимать, от самого Катара зависит, состоится ли закрепление руля его политического курса в отношении России на развороте в 180 градусов. Мы свои шаги сделали широко…

Во всяком случае, Москва, со своей стороны, продемонстрировала максимально высокий и доброжелательный прием. Вплоть до того, что Валентина Матвиенко – необычный ход – характеризовала посла Катара в Москве, как человека, которому за столом переговоров «можно предложить на нашу сторону пересесть». Это – жест!

В экспертных кругах обсуждают вопрос о том, какое эти переговоры могут оказать влияние сирийское урегулирование, в частности, и на весь ближневосточный комплексный кризис, в целом. Интересно было бы также услышать некоторые намеки на возможность координации на мировом газовом рынке, что представлялось необходимым ещё тогда – 25 лет тому назад. И образ «Газового ОПЕК» у автора выкристаллизовался именно из наметок на сотрудничество Москвы и Дохи на этом направлении. Тогда… Ну, понятно. А сейчас?

Так что вопросов по темам «приоритетного порядка» накопилось немало.

И вот, какую первую информацию передали пресс-службы.

«Владимир Путин встретился с Эмиром Государства Катар Тамимом Бен Хамадом Аль Тани, находящимся в России с официальным визитом по приглашению главы Российского государства», сообщил официальный сайт Главы Российского государства.

Открывая встречу, Владимир Путин сказал: «Ваше Высочество, дорогие гости, уважаемые друзья, позвольте вас сердечно поприветствовать в Москве!

Мы ждали Вас ещё осенью прошлого года. Надеюсь, что все усилия, которые мы прилагали к строительству наших отношений в последние годы, послужат хорошей базой для дальнейших шагов, в том числе, и в ходе Вашего визита, надеемся, будет дан дополнительный толчок в наших отношениях.

У нас есть необходимость поговорить о взаимодействии и согласовании позиций в энергетике, особенно в газовой сфере, поговорить об инвестиционном сотрудничестве и, конечно, обсудить ситуацию в регионе.

Катар – очень важная составляющая часть ситуации на Ближнем Востоке, в Заливе. Мы рассчитываем обсудить с Вами эту ситуацию, обменяться мнениями, поискать решения и развязки по наиболее сложным, проблемным вопросам».

Сразу обратим внимание на темы, предложенные к переговорам с российской стороны:

- двусторонние отношения, включая экономические, ведь товарооборот – всего-навсего, как сообщали в тот день в Совете Федерации, 25 миллионов долларов,

- согласование (sic!) позиций в энергетике, особенно, в газовой сфере,

- инвестиционное сотрудничество,

- ситуация в регионе Ближнего Востока, включая, без сомнения, сирийское урегулирование,

- ситуация в Заливе, то есть в Персидском заливе.

Гость Тамим бен Хамад Аль Тани ответил следующее:

«Господин Президент, в первую очередь позвольте поблагодарить Вас, российское Правительство и российский народ за гостеприимство. Я рад находиться сегодня в Москве.

Как Вы уже сказали, господин Президент, в последние годы имела место координация на высоком уровне между двумя странами. Мы также хотим, чтобы всё это послужило солидной базой для того, чтобы в дальнейшем развивать отношения до более продвинутой стадии.

Разумеется, как Вы также сказали, нам есть, что обсудить. У нас есть общие интересы в сфере энергетики, в области газа. Также Россия и Катар являются членами ФСЭГ («Форума стран-экспортёров газа»).

Очень важным представляется инвестиционное сотрудничество. В последнее время было достигнуто много позитивных результатов, я имею в виду, в первую очередь, сотрудничество с РФПИ («Российским фондом прямых инвестиций») по инвестиционным направлениям.

Разумеется, мы также обсудим обстановку на Ближнем Востоке: последнее развитие событий и проблемы, от которых страдает наш регион.

Роль России сегодня является основной в том, что касается стабильности в мире.

И мы очень хотим развивать отношения с Россией и найти решение ряда проблем в том, что касается стабильности в некоторых странах нашего региона.

Ещё раз большое спасибо за сотрудничество».

Итак, гость поддержал все предложенные темы, плюс отдельно отметил роль России в мировых делах. Похоже, что власть Катара все-таки готова зафиксировать новый курс и развернуть штурвал на 180 градусов.

Может ли это означать начало координации по газу, расширение катарских инвестиций в России, поиски взаимоприемлемых развязок в ближневосточных кризисах?

Вы знаете, когда за окном вырастает новая волна мирового экономического кризиса. Да, плюс, после того, что продемонстрировали ВКС России в Сирии, любой местный эмир начнет переоценивать как свои золотовалютные резервы, так и состояние безопасности своего, даже небольшого, государства, коли вокруг такое творится. Вон, ИГИЛ-ДАИШ грозит пойти войной аж до Мекки и Медины! Так один из коротких путей – через Персидский залив, прямо по Дохе и далее…

И не Москва заваривала ту кашу, но Москва способна потушить огонь под этой кашей. Что, на наш взгляд, стало ясно уже даже в Дохе. Эмир же знает, что американские войска с его территории уже год, как обозначают свои удары по позициям ИГИЛ, лупя по барханам «в белый свет, как в копеечку». И только с приходом России боевики стали обращаться в бегство.

На вредителей можно даже кричать, но для достижения искомого эффекта нужно – дустом. Скажем, сорта «Калибр». Нет?

Причем, такое отношение к России демонстрируют теперь в очень многих столицах Ближнего и Среднего Востока.

Мало того, что Москва ждет официального визита короля Саудовской Аравии. Только за последнее время Владимир Путин:

- провел переговоры по телефону с королем Иордании Абдаллой II после того, как монарх недавно приезжал в Россию;

- встретился в Тегеране с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи и президентом Ирана Хасаном Рухани;

- «на полях» саммита G20 в Анталье встретился с королем Саудовской Аравии Салманом Бен Абдель Азизом Аль Саудом;

- беседовал с эмиром Кувейта Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом в Сочи;

- в октябре в Москве принял президента Сирии Башара Асада;

- неоднократно контактировал с президентом Египта ас-Сиси;

- вел переговоры с премьер-министром Израиля Нетаньяху;

- в Сочи встретился с преемником наследного принца, министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом;

- там же, в Сочи принял наследного принца Абу-Даби, заместителя верховного главнокомандующего ВС ОАЭ Мухаммеда Аль Нахайяна;

- в сентябре на юбилейном саммите Генассамблеи ООН в Нью-Йорке специально нашел время для встречи с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади.

И вот – рукопожатие с эмиром Катара. Новая страница отношений России с ближневосточными лидерами:

 

Фото пресс-службы Президента России

 

Не будем загадывать, но по настроению и настрою молодого эмира, которого автор этих строк наблюдал вблизи на встрече в Совете Федерации, можно рассчитывать на оптимистическое продолжение. В конце концов – красавец эмир очень хотел приехать к Путину, и он это совершил.

 

Интересные показательными были и две другие встречи Тамима бен Хамада Аль Тани – с руководителями двух палат Российского Парламента.

В Государственной Думе гостей принял её Председатель Сергей Нарышкин:

 

Фото пресс-службы Государственной Думы

 

Приветствуя высокого гостя и членов его делегации, Сергей Нарышкин, в частности, особо отметил, что наши страны стояли у истоков создания «Форума стран-экспортеров газа», и выразил надежду, что сегодня, когда существуют вызовы энерго-газовому комплексу, необходимо усилить координацию между нашими странами в этой международной организации.

«Мы видим значительный и неиспользованный потенциал нашего сотрудничества в сфере торговли и положительно оцениваем сотрудничество в инвестиционной сфере: прежде всего, между «Катарским инвестиционным агентством» и «Российским фондом прямых инвестиций», ВТБ банком», - цитирует пресс-служба Госдумы его слова.

«Огромное значение придаем созданию широкой международной антитеррористической коалиции и убеждены в том, что она в своих действиях должна опираться на нормы международного права, Устава ООН и на власти региона», - сказал председатель Госдумы.

Он уверен, что за последние пару месяцев удалось активизировать международные усилия по содействию урегулирования ситуации в Сирии, и позитивно оценил принятие 18 декабря Советом Безопасности ООН резолюции, в которой отражен принципиальный подход к возможностям урегулирования ситуации в Сирии: «Будущее Сирии должен определить, без вмешательства извне, сирийский народ».

Поблагодарив народ России за теплый прием, Тамим бен Хамад Аль Тани выразил надежду на развития всестороннего сотрудничества и сообщил о подписании соглашения между двумя странами в области культуры. Он заявил также о стремлении Катара развивать сотрудничество, особенно, в области образования и науки.

Эмир Катара выступил с осуждением терроризма и заявил о необходимости борьбы с ним.

В тот же день, позднее, делегация Катара во главе с эмиром нанесла визит в Совет Федерации.

 

Фото пресс-службы Совета Федерации

 

Состоялись переговоры с председателем верхней палаты российского Парламента Валентиной Матвиенко. Речь шла и об экономическом сотрудничестве, которое пока стремится к «нулю», и о взаимодействии в борьбе с терроризмом.

«Визит катарской делегации в Россию – важное событие, которое придаст новый импульс двусторонним, в том числе, и парламентским, связям… Заинтересованы в расширении связей в экономической и гуманитарной сферах. В Совете Федерации настроены на дальнейшее сотрудничество с Консультативным советом Катара... Также Российская Федерация заинтересована в повышении уровня товарооборота с Катаром… Поддерживаем предложения катарских партнеров о проведении в 2018 году перекрестного Года Культуры», - на эти позиции обратила внимание Валентина Матвиенко.

«Россия выступает за последовательное урегулирование внутренних конфликтов при посредничестве ООН и при соблюдении норм международного права. Эта позицию поддерживают российские парламентарии», - подчеркнула глава Совета Федерации, и здесь же обратила особое внимание на необходимость выработать единый перечень международных террористических структур, сразу «перебросив мяч на половину поля» партнеров: «Ожидаем от катарской стороны дальнейшего содействия в сближении позиций для выработки единых подходов по этому вопросу».

С учетом того, что часть боевиков и в Сирии, и на других территориях региона (та же Ливия) оплачивается из Катара, этот намек был очень прозрачным.

Впрочем, для Катара были подготовлены конкретные адреса сотрудничества в России, что может принести крохотному государству славу созидателя, а не спонсора бандитов, терроризирующих соседние земли: «В Совете Федерации окажут все возможное содействие в реализации двусторонних инвестиционных проектов в российских регионах», - подчеркнула Валентина Матвиенко, назвав несколько перспективных регионов России для подобного сотрудничества.

Кто знает, возможно, где-то и мочевина катарская до сих пор востребована…

Тамим бен Хамад Аль Тани, со своей стороны, отметил важность сотрудничества между Катаром и Россией: «Всегда рассчитываем на помощь России при решении острых региональных вопросов».

 

Фото автора

 

Эмир Катара затронул вопрос развития торгово-экономических связей, указал на необходимость координации усилий в инвестиционной сфере и выделил несколько принципиальных позиций, являющихся ориентирами в развитии отношений Катара и России. Цитирую:

- координация между нашими странами в области политической и в области экономической;

- помощь России государствам нашего региона (надо понимать – Персидский залив, Ближний и Средний Восток) в решении острых проблем;

- сотрудничество в области газа на базе взаимного участия в «Форуме стран-экспортеров газа»;

- сотрудничество между государственными органами по инвестициям Катара и России – с «Российским фондом прямых инвестиций»;

- развитие сотрудничества между Советом Федерации России и Консультативным советом Катара.

 

Конечно, нелегко вот так разворачивать корабль политики на 180 градусов. Но Россия, похоже, готова терпеливо ждать, чтобы этот галс был завершен, и перспективы отношений с Катаром вернулись на позиции начала 1990-х, о чем написано выше. Ведь тогда именно сам Катар проявлял инициативу к сближению с Москвой.

И ещё раз – ключевые цитаты этого, возможно, долгожданного галса.

Президент России Владимир Путин: «Катар — очень важная составляющая часть ситуации на Ближнем Востоке, в Заливе. Рассчитываем обсудить с вами эту ситуацию, обменяться мнениями, искать решения и развязки по наиболее сложным и проблемным вопросам».

Эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани: «Роль России является сегодня основной в том, что касается стабильности в мире».

Видно, что сегодня внук взялся за дело, начатое его дедом, по сближению с Россией.

Россия, как показала сама программа визита, - абсолютно готова к стремительному развитию отношений.

А эмиру Катара пожелаем Успеха на этом пути, который он сегодня сам избрал, мужества и преодоления всех препятствий! А они будут, к гадалке не ходи.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати