Свободный радикал украинской политики Надежда Савченко вновь вышла на тропу активности. 12 декабря стало известно, что народный депутат Савченко посетила столицу Белоруссии, где встретилась с главами самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что «переговоры народного депутата от фракции "Батькивщина" Надежды Савченко с лидерами самопровозглашенных ДНР и ЛНР — Александром Захарченко и Игорем Плотницким — не несут пользы ни самой Савченко, ни Украине в целом».
Савченко называют человеком, привыкшим жить на грани фола, отсюда и резкие движения в политической деятельности, называют ее и «консервой ФСБ»... Украинская и европейская пресса заявляют от имени украинцев, что: «За полгода после возвращения в Украину она удивительным образом успела растерять народное доверие. Реверансы в сторону лидеров ДНР и ЛНР, заявления о всепрощении, попытки наладить диалог с боевиками вызывали и продолжают вызывать недоумение у украинцев». (rian.com.ua)
Однако не меньшее недоумение украинцев вызывает и то, что власть не делает того, что пытается делать Савченко. Сама она так определила цели несанкционированной встречи и свою программу на ближайшее время: усилить минский формат и сделать его более действенным в ближайшее время, интенсифицировать переговоры по обмену пленными и далее встречаться «с кем нужно и сколько нужно, если нужно — с самим чертом».
Внешний вид Савченко на брифинге по итогам несанкционированных переговоров у большинства украинских комментаторов вызвал язвительные комментарии, а зря. Савченко продолжает работать над имиджем, и шапка, весьма напоминающая гетманскую, была подобрана не случайно. К тому же, наблюдая активность Савченко, можно видеть в ее действиях определенную систему, а значит и работу политических консультантов, заказчиками которых вряд ли является сама Савченко.
Это видят и чувствуют украинские политики, которые в очередной раз объявили Савченко «агентом Кремля», но их беспокоит не только ее действия, но и ее рейтинги. Так, Савченко исключили из партии «Батькивщина», одной из «фронтвумен» которой наряду с Юлией Тимошенко она была на прошедших парламентских выборах. Напомним, что Савченко стала членом избирательного списка еще до освобождения, и из тюремной камеры сразу переместилась в кресло нардепа Украины.
Конечно, основной причиной исключения Савченко из «Батькивщины» являются ее «неординарные поступки, как политика». Однако политиков скорее волнуют последствия такого поведения Савченко. Тимошенко не нужен конкурент в рядах ее же партии и фракции. Савченко, конечно, далеко по политическому чутью, связям, финансовым и другим ресурсам до Юлии Тимошенко, которая в следующем году отметит двадцатилетие в большой украинской политике. Но мешать своей непрогнозируемой активностью, которая превращается в мощные информационные поводы, Савченко лидеру и основателю «Батькивщины» будет, тем более с началом избирательной кампании.
Чего хотели политики от Савченко? Можно вспомнить, как Тимошенко встречала освобожденную после суда Савченко у трапа самолета, как президент Порошенко в эти же дни и часы стремился постоять рядом, а когда стоял, то натужно улыбался от неудобных слов бывшей военнослужащей. Отношение украинского политикума с момента возвращения Савченко качнулось от поголовного желания постоять рядом до подчеркнутой дистанции от «агента Кремля». Сейчас украинский политикум не знает, что с ней делать, героя из нее лепили несколько лет, но герой оказался уж больно колючий, неуправляемый, герой режет правду-матку на фоне опутавших украинский истеблишмент интриг, политесов и обязательств. Сейчас украинские политики хотят, чтобы политик Савченко перестал существовать.
Чего хочет Савченко? Это более интересный вопрос. Украинский политолог Михаил Погребинский так оценил этого политика: «Она… уникальный политик: ей можно верить. Даже в ее глупостях или наоборот – позитивных элементах, она вызывает доверие. Никто больше не вызывает доверия – ни один человек из украинской политической тусовки. Это можно было бы использовать. И я удивляюсь, что до сих пор не нашлись пара-тройка олигархов, которые сказали бы, что "мы дадим тебе деньги, вот, хотели бы, чтобы ты в каких-то определенных рамках оставалась – таких-то и таких-то. Если готова – мы готовы тоже". Мне кажется, что ставка на нее – перспективная». (rian.com.ua) Но я не уверен, что Савченко захочет играть по чьим-то правилам. В этом ее коренное отличие от других, более гибких, украинских политиков.
Она опасна для Тимошенко и как член фракции, и как самостоятельный проект, который откусит от ее, Тимошенко, проекта значительную часть имиджа и электората. Она опасна для всех остальных украинских политиков и политических структур, как особый проект, который формирует новую электоральную ситуацию для старых политических сил. Украинские избиратели отдадут гораздо меньше голосов существующим политическим партиям и блокам, по причине их очевидного политического провала. Например, рейтинг «Народного фронта» экс-премьера Арсения Яценюка за два года обвалился более чем в 55 (!) раз (22,14% поддержки на выборах в 2014 г., а сегодня за «Народный фронт» готовы проголосовать лишь 0,4% респондентов, согласно одному из последних соцопросов). Не лучше дела у президентского «Блока Петра Порошенко», лидеры которого замешаны в коррупционных схемах, успешно позаимствованных у ненавистной прежней власти периода Виктора Януковича. «Успехи» нынешней украинской власти и правящей коалиции (насколько условной она бы ни была), внутриполитические и внешнеполитические вызовы, на которые власть отвечать не готова, либо отвечает неадекватно - все это сформировало значительную часть свободного электората. Нынешним политическим силам теперь придется завоевывать сердца избирателей вновь, создавая новые партийные оболочки старым политическим группам, пытаться отвоевать электорат у «Оппозиционного блока» и националистов, новых неконтролируемых проектов, таких, как ожидаемый партийный проект Савченко, что почти бесперспективно. Это вполне возможный сценарий недалекого будущего. Сейчас же эксперты уже дают вероятному самостоятельному проекту Савченко «не больше 5%», что означает прохождение процентного барьера. Народный депутат своей неконтролируемой активностью буквально «выдалбливает» для себя электоральную нишу радикального миротворца, эта ниша достаточно компактна, так как может привлечь преимущественно тех, кто поддерживает любые переговоры и действия в рамках минского либо в рамках любого другого формата, лишь бы закончилась война, и состоялся обмен пленными.
Различные политические силы, как и власть, оказались в результате действий Савченко в сложной ситуации. Уход Савченко из «Батькивщины» не приносит этой политической силе и ее лидеру Тимошенко никакой выгоды, противодействие и дискредитация Савченко не приносят политических очков замешанным в коррупции политикам, власти, которая ввергла Украину в войну и экономический кризис. Получается, что дружить с Савченко невыгодно, и воевать с ней не имеет смысла. И в этом смысле украинская элита вновь завела себя в тупик. Такая ситуация, когда активисты берут на себя полномочия власти, говорит о многом. Вот так запросто один человек смешал многие карты в украинской политике, что говорит о ее несостоятельности на фоне бесконечных противоречий и внутриполитической «махновщины», царящих в Киеве.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs