Назрела необходимость в избавлении от всего лишнего, наносного, что присутствует на сегодняшний день в российском праве и правоприменительной практике, - вот что приходит в голову при размышлении о Послании президента Федеральному Собранию.
В последнее время появился ряд инициатив Верховного Суда, о которых необходимо сказать несколько слов именно в контексте системного реформирования права, обозначенного президентом в Послании. Так, Владимир Путин подчеркнул, что одной из задач законодательных органов власти России является содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В этом контексте он предложил широкий перечень мер – от изменения налоговой политики, расширения экономических свобод до введения ответственности правоохранителей за сфабрикованные дела против предпринимателей. Вместе с тем, все эти меры не смогут кардинально изменить ситуации без обеспечения объективности и эффективности арбитражного судопроизводства. «Отчетливо виден растущий запрос людей на расширение экономических свобод, на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса», - отметил Путин. Это напрямую зависит от судебной системы, которая должна адаптироваться к происходящим изменениям. «Мы серьезно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение, и, прежде всего, на местах», - сказал президент.
ВС предлагал дополнить Арбитражный процессуальный кодекс РФ статьей 127.1, предусматривающей основания для отказа в принятии искового заявления. Она существовала в Арбитражных процессуальных кодексах, принятых в 1992 и 1995 годах. В современной редакции АПК эта норма отсутствует, что приводит к увеличению загруженности судов, поскольку производство по таким заявлениям может быть прекращено только при рассмотрении дела. Также предлагается внести изменения в ст. 291 АПК (жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции). Данные поправки дадут возможность кассационного обжалования судебного приказа в судебной коллегии ВС по причине существенного нарушения материального закона. Сейчас основанием может быть только нарушение процессуального законодательства. Реформирование арбитражного судопроизводства в целом отвечает задачам, обозначенным Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 2016 года.
Президент также говорил о повышении прозрачности контрольно-надзорных органов. В этом контексте интересен законопроект по наделению председателя ВС и его заместителей правом возбуждать надзорное производство в случаях нарушения фундаментальных принципов правосудия другими судами и отсутствия жалобы сторон спора. Сейчас нельзя отменить принятое судебное решение, если нет жалобы. В принципе жалоба – формальность. Но без нее сегодня Верховный Суд не может взяться за дело. Снова это вплотную увязывается с посылом Владимира Путина: «Надо отменять инструкции, которые никак не влияют на качество услуг и на обеспечение безопасности граждан, но при этом по рукам и ногам связывают бизнес». Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев так высказался о сложившейся практике: «Стороны иногда хотят, что называется, затвердить решение, чтобы потом не было движений назад». Такое правоприменение нельзя считать ни справедливым, ни корректным по отношению к людям.
Также президент напомнил, что по действующем законодательству деятельность самозанятых граждан все еще может трактоваться как незаконная предпринимательская деятельность. В связи с этим он поручил в течение 2017 года четко определить правовой статус самозанятых граждан. «Уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконную предпринимательскую деятельность. Не нужно цепляться по надуманным поводам. А чтобы таких поводов вообще не было, прошу в течение следующего года четко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать», – сказал Владимир Путин.
Эта позиция принципиально увязывается с прошедшим первое чтение законопроектом о декриминализации преступлений небольшой тяжести, инициированным Верховным Судом. Исключение статей из Уголовного кодекса не приведет к всплеску преступности, напротив, последуют положительные подвижки в социальной структуре общества за счет значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость. Ежегодно количество привлекаемых к уголовной ответственности должно снизиться на 300 тысяч человек. Достигнуть этого результата планируется за счет декриминализации ряда статей, повышения нижнего уровня уголовно наказуемого хищения с одной до пяти тысяч рублей и предоставления возможности фактически заменить уголовное наказание административным по преступлениям небольшой и средней тяжести. Эти новеллы как нельзя более соответствуют Посланию президента. Более того, президент подчеркнул: «До решения суда никто не имеет право выносить вердикты о виновности или невиновности человека».
За формальной стороной реформирования законодательства, инициированного Верховным Судом, нетрудно различить главное – необходимость действий судебной системы «по духу закона», в интересах граждан. И этот тренд наиболее полно реализует лейтмотив Послания президента 2016 года: «Каждый, кто честно трудится в своем бизнесе или как наемный работник, должен чувствовать, что государство, общество - на его стороне. Справедливость – не в уравниловке, а в расширении свободы, создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И наоборот, несправедливо все то, что ограничивает возможности, нарушает права людей». В целом, анализ Послания президента Федеральному Собранию позволяет смело говорить о том, что Верховный Суд Российской Федерации является основным субъектом реформирования законодательства по ряду наиболее значимых векторов развития права.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs