Индия и Япония углубляют взаимное сотрудничество в экономике и политике в стремлении достичь полного соответствия внешнеполитических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Эксперты уверены, что главной причиной активизации отношений между Токио и Нью-Дели – рост экономической и военно-политической мощи Китая.
Индийско-японское экономическое партнёрство началось в 1950-х гг. Уже тогда Токио пытался выстроить такую систему безопасности в послевоенном мире, которая бы максимально учитывала геополитические интересы Японии. Перспективы будущего соперничества КНР и Индии уже чётко вырисовывались в 1950-х, и сближение Японии и Индии на этой почве было вполне предсказуемым.
В 2015 г. индийская пресса называла Индию главным рынком для японских инвестиций. По прогнозам Японского банка международного сотрудничества (JBIC), в ближайшие 2-3 года объём японских инвестиций в индийскую экономику достигнет 750 млн. рупий (1).
В октябре 2014 г. в Индии действовали 1209 японских фирм, что на 13% больше, чем за аналогичный период в 2013 г. июня по сентябрь 2014 г. прямые инвестиции Японии в экономику Индии достигли $618 млн. За аналогичный период в 2013 г. этот объём составил $ 273 млн.
Индийское руководство старается привлечь японских партнёров к инфраструктурным проектам, связывающим удалённые территории, особенно традиционно бедные районы на северо-востоке страны, с более развитыми в экономическом отношении прибрежными областями.
Так, Токио пообещал выделить заём в $12 млрд. из необходимых $15 млрд. на строительство железной дороги Мумбай – Ахмедабад. Японцам предложено также участвовать в строительстве 1200 км. автодорог на северо-востоке Индии (2).
Распоряжением индийского правительства создана специальная управленческая команда Japan Plus, которая проводит японские фирмы и компании по джунглям индийского законодательства в «ручном режиме» с целью избавить японских предпринимателей от лишних проблем (1).
Индийско-японское сотрудничество приобретает особое геополитическое измерение после объявления Китаем планов по реализации проекта Нового Шёлкового пути. Этот трансконтинентальный инфраструктурный проект, в котором Пекин будет играть первую скрипку, свяжет АТР с Европой по суше и морю.
В августе 2016 г. Китай и Пакистан взялись за создание инфраструктурного коридора, который соединит пакистанский порт Гвадар с Синьцзян-Уйгурским автономным округом сетью автомобильных и железных дорог (3). Всего КНР реализует в Пакистане более 200 экономических проектов. Инфраструктурный коридор будет одним из крупнейших – Пекин выделил на его реализацию $46 млрд.
Обеспечивать безопасность коридора будут 10 тыс. китайских военнослужащих, дислоцированных по маршруту коридора.
Исламабад и Нью-Дели не могут решить кашмирскую проблему, и усиление Пакистана Индия воспринимает как угрозу собственной безопасности. Несовпадение взглядов на будущее региона привело к тому, что Китай и Индия остаются по разные стороны баррикад в мировой геополитической лотерее. Китай и Пакистан идут на сближение, в их отношениях с США всё больше холода, а Индия идёт на сближение с США и Японией – главными конкурентами Пекина в АТР.
В интересах Индии и Японии создать экономический пояс от Индийского до Тихого океана, что можно рассматривать, как попытку соорудить дополнительные барьеры на пути китайского продвижения в этом направлении.
Не случайно Япония уделяет большое внимание инфраструктурной модернизации Никобарских и Андаманских островов – стратегически важных пунктов, обеспечивающих индийским ВМС доступ к Малаккскому проливу. Эти острова индийские эксперты называют «непотопляемыми авианосцами» индийского флота (2).
Так же не случайно Нью-Дели и Токио намерены координировать свои усилия в Афганистане, Иране и Африке, где Китай спешит усилить своё влияние. Какой формат примут совместные инициативы Индии и Японии по Африке, Афганистану и Ирану, пока рано говорить. Стороны не озвучили конкретных планов. Наверняка начнётся всё с увеличения доли японского и индийского капитала в экономике этих государств. В перспективе – проекты, нацеленные на привлечение к участию в индийско-японских проектах Мьянмы, Таиланда, Вьетнама, Шри-Ланки.
Токио и Нью-Дели хотят экономически и политически совместить японскую доктрину «слияния двух океанов» (Индийского и Тихого) с индийской доктриной «поворота к Востоку» (4). Причём, индийский «поворот» следует понимать в самом широком геополитическом смысле.
Центральной точкой коридора Индийский океан – Тихий океан является Южно-Китайское море, которое Пекин объявил приоритетной зоной своих геополитических интересов. Риск перехода индийско-японских и китайских проектов в более высокую конфронтационную стадию сохраняется.
3) https://ria.ru/world/20160823/1475030999.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs