НАТО милитаризирует Чёрное море

12:16 24.11.2016 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Милитаризация Черноморского региона остаётся стратегическим императивом НАТО.

Включение в 2004 г. в Североатлантический альянс Болгарии и Румынии, чья ценность для Запада заключалась в их выходе в Чёрное море, было прелюдией к завершающему штриху – окончательному сближению НАТО с Украиной, вплоть до возможного размещения в украинском тогда ещё Крыму военных баз альянса.

Натовские аналитики считают Чёрное море точкой напряженности у восточных границ западной системы безопасности, не скрывая, что «стабильность на восточном фланге НАТО  позволяет США продвигать и отстаивать свои интересы сразу в нескольких регионах, от Центральной Европы до Ближнего Востока» (1).

Переход Крыма под российскую юрисдикцию означает, что отныне морские границы НАТО и ЕС вплотную подходят к границам Российской Федерации. Экономические зоны России и Румынии тоже соприкасаются. Бухарест видит в этом помеху реализации доктрины т.н. Великой Румынии – поглощение Румынией Молдавии, Черновицкой и Одесской обл. Украины и, в идеале, Приднестровья.

В 2018 г. Румыния будет с помпой отмечать 100-летие Великого объединения, когда в результате распада Австро-Венгрии в 1918 г. в состав Румынии вошли Буковина и венгерская Трансильвания.

Чтобы повторить историю, Румынии необходимо отодвинуть в сторону всех, кто мешает этому сценарию. Россия ему мешает самим своим географическим положением. Оставаясь государством, полностью подотчетным Вашингтону, Румыния проводит в Черноморском регионе деструктивную политику.

Для этих целей в 2017 г. Бухарест планирует выделять на военные  нужды 2% ВВП. К 2020 г. планируется завершение процесса модернизации румынского военного флота.

Менее всего  Вашингтон и Бухарест заинтересованы в превращении Чёрного моря в мост дружбы и сотрудничества между причерноморские государствами. В атмосфере отсутствия угроз сложно найти оправдание собственным агрессивным деяниям. В силу этого неизбежного факта США и Румыния работают на нагнетание обстановки, в надежде реализовать свои геополитические цели.

НАТО раздражают устоявшиеся юридические нормы, регламентирующие прохождение судов не черноморских государств через Дарданеллы и Босфор. Речь о конвенции Монтрё, ограничивающей пребывание таких судов в указанном регионе по классу, тоннажу и срокам. Не исключено, что в скором будущем западная дипломатия пойдёт в юридическое наступление, выступив за отмену либо ослабление данных норм.

Впрочем, западное экспертное сообщество уже называет конвенцию Монтрё «ключевым фактором, ограничивающим присутствие НАТО в регионе», и видит лазейку в том, чтобы договориться с Болгарией и Румынией о взаимодействии на случай военных действий, в т.ч., в вопросе поставок огневых средств для войск ПВО и береговой охраны, обойдя, таким образом, основные положения конвенции (1).

На дипломатическом фронте активно будут уговаривать Турцию вновь сблизиться с НАТО и США. Без Турции «черноморский буфер», который Запад старается соорудить, не будет обладать достаточной прочностью. Только тройственный союз Румынии, Турции и Болгарии, под эгидой США, может стать эффективным орудием продвижения американского влияния в регионе.

После избрания президентом Болгарии Румена Радева внешняя политика Болгарии может подвергнуться коррективам (2). Бухарест инициировал создание совместной румынско-болгарско-турецкой бригады, но теперь эта тема под вопросом.

София обязалась включить в состав бригады болгарских 400 военнослужащих.

Доведёт ли президент Радев этом проект до конца или откажется от него? Скорей всего, первое, поскольку Болгария остаётся государством, крепко привязанным к ЕС и НАТО, но даже в таком случае отношения России и Болгарии при Радева должны оздоровиться, если Радев останется верным своим предвыборным тезисам.

Выйти на показатель поддержки военного бюджета в 2% ВВП Болгария планирует к 2024 г.; к 2020 г. – пополнить своим ВМС 18 новыми судами. Размах реформ в болгарских ВС скромнее, чем в Румынии, учитывая хрупкость болгарской экономики.

В бюджете ВМС США на различные проекты, географически привязанные к Чёрному морю, предусмотрено выделение $5 млн. Из них $4 млн. – на повышение уровня взаимодействия ВС Румынии и Болгарии с армией США (1). Постоянные учения с черноморскими партнёрами по НАТО позволяют США постоянно присутствовать в регионе.

Западные аналитики всерьёз полагают, что Россия своей независимой политикой показывает дурной пример другим странам. Следуя этому примеру, Китай-де, ведёт себя более уверенно в противостоянии с Вашингтоном в Южно-Китайском море, а Филиппины и Таиланд в открытую стремятся ограничить влияние Запада на свою внешнюю политику и экономику.

 

1)    https://cepa.ecms.pl/files/?id_plik=3088

2)    http://vz.ru/world/2016/11/14/843542.html

Ключевые слова: США НАТО Чёрное море агрессия

Версия для печати