ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Китай: результаты сравнительных социологических исследований

17:21 18.11.2016 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

В ТАСС состоялась пресс-конференция, на которой были представлены результаты сравнительных исследований социальных изменений в российском и китайском обществах в период реформирования, начавшегося в 1990-е годы. Данные исследования проводились Институтом Социологии Китайской академии общественных наук и Институтом Социологии РАН с 2009 года. Ученые двух стран постарались ответить на следующие актуальные вопросы:

• Как глубокие радикальные реформы отражаются на жизни российского и китайского обществ?

• Каков социальный портрет современной китайской и российской молодежи?

• О каком обществе мечтают российские и китайские граждане?

Оценки и выводы сравнительного анализа были изложены в трех совместных монографиях, изданных на русском, английском и китайском языках: «Россия и Китай: изменение в социальной структуре общества»; «Россия и Китай: молодежь XXI века»; «Идеальное общество в мечтах людей в России и Китае».

В рамках встречи выступили: директор Института социологии РАН, академик РАН М.К. Горшков; вице-президент КАОН, академик, профессор Ли Пейлинь; академик-секретарь Отделения общественных наук РАН А.А. Кокошин; представитель посольства КНР в РФ, полномочный министр Су Фанцю.

 

Новая социальная реальность в России и Китае

Ученые России и Китая считают, что современную социальную структуру китайского и российского обществ нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. Преобразования 1990-х и 2000-х годов привели к возникновению новых социальных общностей, их взаимосвязей и иерархии[1].

Как отмечается в совместном исследовании, в результате проведения реформ в Китае была ликвидирована высокоцентрализованная плановая экономическая система. В настоящее время новая структура экономики включает в себя государственный, коллективный, индивидуальный, частный секторы и другие экономические формы.

Академик Ли Пейлинь в рамках своего выступления рассказал, что за прошедшие двадцать с лишним лет в КНР произошли два крупных изменения: «Во-первых, существенно увеличилась численность рабочего класса, и сократился класс крестьян (до начала периода реформ более 70 % рабочей силы составляли крестьяне, сейчас их насчитывается не более 30 %); во-вторых, в китайском обществе сформировались новые классы – руководящие кадры, менеджеры, частные предприниматели и т.д.».

За прошедшие 30 лет Китай из страны с равным распределением доходов превратился в страну со значительным разрывом в доходах населения.

Что касается пореформенных изменений в российском обществе, то, как следует из результатов исследований ИС РАН, на смену существовавших в СССР рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции пришли 10 социальных слоев (страт) с разным уровнем доходов: 1 и 2 – люди, живущие за чертой бедности, 3 и 4 – малообеспеченное население, 5–8 – прослойка среднего класса, 9 и 10 – богатые люди (однако по меркам ведущих западных стран, данную социальную категорию скорее можно отнести к верхним слоям среднего класса). Представители 5 – 10 страт составляют в совокупности благополучное население страны.

Академик М.К. Горшков считает, что сегодня структура российского общества представлена в виде таких социальных слоев, которые достаточно обособленны внутри себя и живут в своем определенном социально-экономическом, духовно-психологическом мире. Российский ученый отмечает, что нечто подобное случилось и в китайском обществе: «Оценивая глубину социальной дифференциации по слоям и группам, которая произошла в Китае и в России, мы увидели много общего. Интересно, что экономические законы, характерные для современного глобального мира, породившие новые формы собственности и разделившие общество по имущественному признаку, вне зависимости от  национального менталитета, традиций и культуры, носят, по-видимому, общий характер и одинаково оказывают всепроникающее влияние на страну и на поведение людей, принадлежащих к различным социальным группам».

Ожидается, что в Китае крайняя бедность как социальное явление будет полностью ликвидировано к 2020 году

Вместе с тем Ли Пейлин привел статистику, выявляющую некоторые различия в структуре наших обществ: «Согласно проведенным исследованиям за 2015 год граждане РФ со средними доходами составляют 56,4 % от общего количества населения, в Китае – 40,7 %. Кроме того, в КНР весьма заметна доля бедного населения – около 50 млн человек сегодня живут в условиях крайней бедности. В России к самым беднейшим слоям относится 1 % населения (что соответствует примерно 1 млн человек). Ожидается, что в Китае крайняя бедность как социальное явление будет полностью ликвидировано к 2020 году».

Хотя классовый состав и социальные отношения двух стран отличаются, Россия и Китай, по мнению Ли Пейлина, могут перенимать друг у друга опыт и уроки развития, т.к. обе страны сталкиваются с общими явлениями: разрыв между богатыми и бедными, различный уровень регионального развития и другими социальными проблемами.

Отвечая на вопрос «Международной жизни» о возможных преобразованиях в политической системе Китая в связи с фундаментальными трансформациями китайского социума, Ли Пейлин ответил: «В политике Китая произошли очень глубокие перемены, и, конечно, мы не можем оценивать их, используя западные стандарты: многопартийную систему, всеобщие выборы и т.д. Основные изменения касаются, прежде всего, построения правового государства. Кроме того, новое поколение китайских руководителей ведет активную борьбу с коррупцией. Такой подход пользуется большой популярностью у народа. Также, мы ведем строительство так называемой социалистической демократии, в рамках которой представители всех слоев населения и партий могли получить возможности для волеизъявления и развития. Мы называем это демократической системой китайского социализма. Возможно, наши стандарты отличаются от западных, но мы сами считаем, что во всех сферах общества у нас идут очень большие изменения.         

Анализ проблем молодежи двух стран

В монографии «Россия и Китай: молодежь XXI века» отмечается, что современная молодежь обеих стран, заставшая в детстве времена плановой экономики, проходила стадию личностного формирования после начала преобразований: «Представители нынешнего поколения молодежи в нашей стране пошли в школу в постсоветской России, а активная вторичная социализация данной когорты пришлась на «путинскую эпоху». Современная молодежь Китая также помнит ранние стадии реформ, а ее подростковый период проходил в условиях активной политики «реформ и открытости», направленных на модернизацию и глобализацию китайского общества и совершенствования рыночной экономики»[2].

Понимать новое поколение означает – понимать мир будущего

Ли Пейлин дал следующую оценку особенностей и проблем современной молодежи двух стран: «Понимать новое поколение означает – понимать мир будущего. Нынешнее молодое поколение в Китае – это поколение, которое не застало войн и крупных социальных потрясений. Китайская молодежь стала свидетелем высоких темпов экономического роста и интернет революции, у нее более современное поведение и идеи, более инновационное и целеустремленное сознание, новые потребительские взгляды. Вместе с тем в выборе системы ценностей она более подвержена индивидуализму, материализму и меркантилизму». Ученый также отметил, что в системе ценностей российской молодежи также наблюдаются трансформации. Молодежь, которая в процессе своей социализации застала период реформ, больше ценит инновации, но, вопреки расхожему мнению, в вопросах признания справедливого общества и сильного правительства ценностные ориентации молодого поколения не сильно отличаются от взглядов старшего поколения. По сравнению с российской молодежью специфическая особенность китайской молодежи состоит в том, что она представляет собой поколение одного ребенка в семье. По сравнению с поколением своих родителей эти дети получают больше ресурсов и заботы, но они все более отчетливо сталкиваются с проблемой трудоустройства, покупки жилья, содержания родителей.

Мечты об «идеальном обществе»

На третьем этапе российско-китайского научного сотрудничества академик М.К. Горшков предложил тему исследования: «Идеальное общество в мечтах людей в России и Китае». Интересно то, что социология редко  делала мечту объектом исследования. Такая тема, в которой присутствует воображение и фантазия представляет особенную сложность для научного анализа.

По мнению М.К. Горшкова, мечта – явление очень большое и комплексное: «Она представляет собой некую проекцию будущего на настоящее, а раз это так, то получается, что от характера мечты зависит многое в сегодняшней повседневной жизни человека. Кроме того, виды на перспективы развития страны рождаются в лоне сегодняшнего дня».

Ли Пейлин, подчеркнув проницательность российского академика, рассказал о том, что сегодня тема “китайской мечты” знакома любому китайцу. «В 2012 году Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в новой истории величайшая мечта китайского народа – осуществление великого возрождения китайской нации. На уровне страны и народа “китайскую мечту” можно представить как цели развития, приуроченные к двум столетним годовщинам. Первая цель приурочена к 2020 году, когда будет отмечаться столетие создания КПК (Коммунистической партии Китая). К этому юбилею Китай полностью построит среднезажиточное общество и приблизится к странам с высоким доходом. Реализация другой цели запланирована до 2050 года – к 100-летию образования КНР. К этому времени Китай построит среднеразвитое государство», – сообщил китайский ученый.

Совместное российско-китайское исследование показало, что в обеих странах значительно улучшилась материальная база для претворения мечтаний в жизнь, а также укрепилась уверенность в осуществляемости мечты. Однако были выявлены и различия: в Китае стремление к материальным благам является главным в личных мечтаниях людей. Обладание материальными ресурсами находится в обратной корреляции с чувствами социальной справедливости и защищенности (чем больше доход, тем меньше оценка социальной справедливости и защищенности). Россияне по сравнению с китайцами придают не настолько большое значение материальной стороне жизни. «В тройку основных мечтаний российских граждан, наряду с материальным достатком, надежном здоровьем (прежде всего для своих родных и близких, а потом уже для себя), входит мечта о том, чтобы жить в справедливом и разумно организованном обществе. Только после этого идут мечты о создании счастливой семьи, о получении качественного образования», – отметил М.К. Горшков. Китайцы и русские показали одинаковое стремление к справедливому и честному обществу, что объясняется большим сходством главных социальных проблем, среди которых главные – разрыв между богатыми и бедными, проблема коррупции.

В свою очередь представитель посольства КНР в РФ, полномочный министр г-н Су Фанцю подчеркнул важность двустороннего российско-китайского сотрудничества, которое способствует воплощению мечтаний обоих народов в жизнь: «В настоящее время китайский народ активно работает над осуществлением мечты о великом возрождении китайской нации. Народ России также стремится к созданию сильного и процветающего государства. В сложной международной обстановке социально-экономические структуры претерпевают серьезные изменения, поэтому мы объединяем усилия для ответа на всевозможные вызовы современности. Это наш общий стратегический выбор».

***

Завершая пресс-конференцию, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН А.А. Кокошин отметил, что совместные российско-китайские исследования в области социологии – это очень серьезный вклад не только в науку, но и в развитие двусторонних отношений Китая и России. Все участники мероприятия выразили надежду, что ученые обеих стран будут укреплять обмены и сотрудничество в сфере социальных, политических, экономических и других исследований, добьются качественных научных результатов и привнесут новые знания и идеи в сферу общественного развития.    

Фото А. Толстухиной



[1] Россия и Китай: опыт сопоставительного изучения социальных изменений в период реформ. Информационно-аналитическое резюме. М., 2016. С. 4.

[2] Россия и Китай: опыт сопоставительного изучения социальных изменений в период реформ. Информационно-аналитическое резюме. М., 2016. С. 14.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати