Идеалы эпохи Возрождения и внешняя разведка

00:05 27.10.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Фото обложки русского издания www.invissin.ru

В России впервые переведена на русский язык книга легендарного разведчика из «Кембриджской пятерки» Энтони Бланта - «Теории искусства в Италии – 1450-1600». Тираж ее тираж всего 500 экземпляров, однако презентация издания собрала представителей внешней разведки, историков, депутатов и издателей, а также - большую аудиторию журналистов, военнослужащих, выпускников МГИМО и Военного университета Минобороны РФ. Книга, впервые опубликованная в нашей стране, подготовлена издательством «Кучково поле» в серии «Реальная политика». Инициатором такой серии книг выступает член Общественной палаты при Президенте РФ, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив  (ИНВИССИН), советник генерального директора  МИА «Россия сегодня»  Вероника Крашенинникова.

Автор презентуемой книги Энтони Блант, был советским разведчиком по своим убеждениям, при этом являясь ведущим британским историком искусств, выпускником, а затем профессором Кембриджского университета,  куратором Королевской коллекции, советником Королевы Елизаветы и…троюродным братом ныне здравствующей Королевы Великобритании. Что побудило его, блестяще образованного аристократа, а также его друзей по «Кембриджской пятерке» встать на службу Советскому Союзу в период наступления фашизма по всей Европе? Ответы на эти и другие вопросы – в его книге. Конечно, это условно, ибо прямых ответов мы в этом искусствоведческом издании не найдем. Но для читателя, понимающего между строк, откроется многое.

На презентации книги Энтони Бланта «Теории искусств Италии 1450-1600» Вероника Крашенинникова отметила, что те духовные ценности, о которых писал в своей книге автор, были и остаются общечеловеческими ценностями. «Они в свое время вдохновили и построение Советского Союза, и победу над фашизмом во Второй мировой и в Великой Отечественной войне – эти ценности: вера в человека и вера в разум, вера в прогресс научный и общественной мысли», - сказала Вероника Крашенинникова. По ее словам, эту веру, вроде бы очевидную, приходилось защищать в Италии от средневекового диктата римско-католической церкви, во времена монархии - от произвола королей, во время Великой Отечественной войны – от фашизма, а сегодня – от «черной волны» терроризма, которая захлестнула Ближний Восток и Северную Африку.

«Одним из самых ярких образов и примеров защиты этих высоких ценностей является великолепный концерт Валерия Гергиева в разрушенной террористами Пальмире», - сказала Вероника Крашенинникова. Она рассказала, как ей довелось просмотреть редкое видео времен Великой Отечественной войны, где известный советский пианист Эмиль Гилельс исполняет Рахманинова на фронте. Он играет прямо на взлетном поле под открытым небом, и голос диктора за кадром говорит: «Гилельс играет эту великую музыку, чтобы летчики знали, за что они воюют». Соединяя эти два события XX и XXI веков – концерт Гилельса и Гергиева, Вероника Крашенинникова отметила: « Эти ценности, за которые сражались в Великую Отечественную войну, они, в том числе - и в этой великой музыке, и в идеалах творений Ренессанса, на фундаменте которых выстроены идеи гуманизма, приведшие в дальнейшем к самым высоким достижениям и в науке, и в искусстве, и в государственном строительстве».

Главная особенность книги Энтони Бланта - в персоне его автора, который будучи утонченным аристократом, входившим в элиту британского общества, блестящим искусствоведом итальянского Ренессанса, стал убежденным разведчиком, работавшим на Советский Союз и помогавшим нашей стране в победе над фашизмом. Более того, главным делом своей жизни Энтони Блант считал свою деятельность на советскую разведку, как на силу, утверждающую идеи духа и разума. Читая его исследования о произведениях титанов эпохи Возрождения от Леона Батисты Альберти и Донателло, Леонардо да Винчи до Микеланджело и Рафаэля, Джулио Романо, Караваджо, Перино дель Вага Тинторетто и Тициана, понимаешь, сколь глубоко было его проникновение этими гуманистическими идеями. Интересно, что в предисловии ко второму изданию своей книги Энтони Блант написал: «Если бы сейчас мне пришлось пересмотреть эту книгу, я снабдил бы каждое предложение таким количеством ссылок и уточнений, что она стала бы совершенно бесполезной в том качестве, которое я для нее предназначал -  служить введением в предмет, которое подвигнет читателя на его дальнейшее изучение».

Знакомство с теориями итальянского искусства эпохи Возрождения автор начинает с работ архитектора Альберти, человека энциклопедических интересов, широта взглядов которого помогла ему изложить учение, охватывающее все стороны человеческой деятельности – политику, философию, литературу и искусство. Живописец, скульптор, архитектор, литератор – во всех этих областях он настолько преуспевал, что заслужил такого отзыва на одной из своих рукописей «Скажи, о чем может не знать этот человек»? Свои социальные идеи Альберти воплощал в теории об архитектуре, а затем и на практике – как строить дома, располагать улицы, площади, следить за соразмерностью строений, водостоками и т.д. Например, в предисловии к своей книге об архитектуре Альберти изложил свои требования к профессии: «Архитектором, утверждаю я, является тот, кто научился правильным и удивительным образом определять в мыслях и в душе, а также осуществлять на деле все, что при помощи движения тяжестей, сочетания и сложения тел превосходнейшим образом служит наиболее важным потребностям людей; и для того, чтобы этого достичь, он нуждается в познании вещей наилучших и достойнейших».

Рассматривая искусство Микеланджело, дожившего до глубокой старости, Энтони Блант исследует не только муки творчества, но изменения взглядов мастера на искусство, в чем бы оно ни проявлялось. Например, истинным искусством скульптора он полагал высеченную из камня статую, которая уже была в нем заключена, а мастер, который над ней работал, уже знал о её существовании в глыбе. Свои взгляды Микеланджело изложил в поэтической форме:

Когда искусство в муках осознало

Природы форму и ее строенье,

Сперва оно дало ей преломленье

В модели из любого материала.

Затем, чтоб в грубом камне мысль предстала,

Резец и молот проявляют рвенье

И порождают дивное творенье,

Изъяв из глыбы  вечные начала.

И как же после столь скрупулезного исследования достижений человеческого творенья в согласии с божественным замыслом Творца можно было не проникнуться убеждением, что фашизм несет гибель человечеству. Варвары XX века не щадили города прекрасной архитектуры, галереи, наполненные произведениями искусства, уничтожали книги, храмы, превращали людей в пепел в концлагерях. Таким образом, книга Энтони Бланта дает ключ к пониманию его мотивации сотрудничать с советской разведкой, как бы пафосно это не прозвучало. Впрочем, читатели сами вправе делать выводы, а новое издание – хороший повод еще раз напомнить об авторе, который помог нашей стране победить фашизм.

Ключевые слова: Энтони Блант «Теории итальянского искусства 1450-1600» издательство «Кучково поле» ИНВИССИН

Версия для печати