Фото А. Толстухиной
В Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошел VI Форум ректоров университетов России и Японии «Университеты и общество: наука и образование в современном мире». Мероприятие посетило более 60 японских ректоров и более 40 российских ректоров. Участники встречи обсудили текущий уровень взаимодействия в сфере высшего образования и науки между двумя странами, а также наметили дальнейшие пути развития гуманитарного диалога.
С приветственными словами и докладами на форуме выступили: президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий; директор отдела международных связей Бюро высшего образования Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Хидеки Ивабучи; начальник отдела Японии Третьего департамента Азии МИД РФ А.В. Илышев-Введенский; министр-советник, заведующий информационным отделом Посольства Японии в Российской Федерации Оцуки Котаро, а также ректоры ведущих российских и японских вузов.
В своем приветственном слове В.А. Садовничий подчеркнул, что российско-японские форумы ректоров, которые проходят с 2009 года, состоялись как важные события в международном сотрудничестве образовательных систем наших стран. Они стали заметной движущей силой для плодотворного развития двустороннего взаимодействия России и Японии.
История российско-японских научно-образовательных связей уходит в глубь веков
Директор отдела международных связей Бюро высшего образования Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Хидеки Ивабучи напомнил о давней истории российско-японских связей в области образования: «В средние века Япония в течение долгого времени была закрытой страной и, следовательно, в области науки имела мало отношений с другими странами. Однако в XVIII веке в закрытую Японию проникли замечательные российские знания, которые заложили основу японской науки.
В 1782 году Дайкокуя Кодаю, капитан грузового судна, был выброшен бурей на Алеутские острова, которые тогда принадлежали Российской империи. Кодаю отправили в Санкт-Петербург, где в 1792 году он получил аудиенцию у Екатерины II и позже был отпущен на родину. Он стал одним из первых японцев, кто познакомился с русскими и западными научными трудами. Своими знаниями Кодаю поделился со многими японскими учеными. Таким образом, можно сказать, что Россия была одним из истоков японской науки». Далее Хидеки Ивабучи перешел к современности и рассказал о том, что город Цукуба, один из крупнейших исследовательских центров Японии, построенный 1960-х годах с целью создания места для осуществления научно-образовательных программ высочайшего уровня, создавался по модели первого в мире наукограда – новосибирского Академгородка, построенного в 50-х годах XX века. «Получается, что корни наукограда Цукубы тоже находятся в России. Отношения университетов Японии и России длятся со средних веков по настоящее время», – отметил японский государственный деятель.
Научно-образовательные отношения сегодня и завтра
В приветственной речи заместителя министра иностранных дел РФ И.В. Моргулова, которую зачиталначальник отдела Японии Третьего департамента Азии МИД РФ А.В. Илышев-Введенский, было сказано: «Нынешнее мероприятие имеет особое значение, поскольку проводится в канун знаменательной даты – 60 лет со дня восстановления дипломатических отношений между Россией и Японией. Примечательно, что во время визита премьер-министра Японии Итиро Хатояма в Москву (в октябре 1956 года) состоялось его посещение МГУ им. Ломоносова, послужившего отправной точкой двусторонних научных и образовательных связей на современном этапе. Мы намерены активно содействовать дальнейшему развитию разноплановых, содержательных российско-японских контактов в сфере образования и в качестве приоритетных задач на этом направлении рассматриваем усилия по удвоению количества программ межвузовских обменов в ближайшей перспективе по линии 11 университетов России и Японии с акцентом на медицину, информационные технологии и другие практические науки.
Министр-советник, заведующий информационным отделом посольства Японии в РФ, Оцуки Котаро сообщил, что в 2014 году правительство Японии начало оказывать финансовую поддержку пяти японским университетам[1], стремящимся расширять обмены с российскими вузами: «Эта поддержка ставит цель увеличить количество японских студентов, проходящих обучение в российских вузах, и российских студентов, проходящих обучение в японских вузах, в 5 раз по сравнению с нынешним числом (400 человек) – т.е. до 2000 человек к 2020 году. Правительство Японии уверено, что эти усилия послужат дальнейшему углублению взаимопонимания между нашими народами». Также Оцуки Котаро напомнил, что на 2016 год было запланировано 3 встречи на высшем уровне, две из которых уже состоялись (в Сочи и во Владивостоке), а последняя произойдет 15 декабря в японской префектуре Ямогучи, где президент РФ В.В.Путин встретится с японским премьер-министром Синдзо Абэ. «Таким образом сейчас очень благоприятный момент для развития японо-российских межвузовских обменов. Правительство Японии намерено и в дальнейшем оказывать поддержку этим обменам в целях подготовки кадров для будущего наших двусторонних отношений и дальнейшего углубления взаимопонимания», – считает дипломат.
В свою очередь Хидеки Ивабучи отметил, что вместе с активизацией дипломатических отношений России и Японии связи между университетами также развиваются: «С 2013 года активно осуществляются межвузовские связи. В этом году глава японского правительства заявил о двукратном увеличении университетского обмена между Россией и Японией. Для реализации данной цели Министерство образования проводит консультации с Министерством финансов по вопросу выделения нового бюджета на следующий 2017 год, и правительство готовит новый проект бюджета. В этом новом бюджете помощь будет оказана 6-ти японо-российским университетским консорциумам. Новый бюджет создан по инициативе премьер-министра и его принятие на будущий 2017 год очень вероятно. Как обещал Синдзо Абэ В.В. Путину, если новый бюджет для Министерства образования будет принят, то обмен между российскими и японскими вузами со следующего года увеличится вдвое. В октябре 2017 года около 6 японских университетов при поддержке Министерства образования смогут начать обменные программы с российскими университетами».
Межвузовское сотрудничество - драйвер экономических отношений
Сопредседатель Форума, президент университета Тохоку Сатоми Сусуму затронул тему российско-японских экономических отношений, не малую роль в развитии которых, на его взгляд, играют университеты и их совместные исследования в различных отраслях промышленности: «Согласно такому источнику, как новейшее издание Синей книги японской дипломатии МИД Японии, экономические отношения Японии и России уверенно развиваются, объем внешней торговли между странами в 2014 году составил 3 трлн 600 млрд йен и продолжает оставаться на высоком уровне. В частности, инвестиции увеличились в таких сферах, как медицина, экология, сельское хозяйство и энергетика». Тем не менее, президент университета Тохоку не скрывает, что Япония занимает осторожную позицию по отношению к России: «Учитывая экономическую мощь наших стран, масштабы рынков, географическую близость и т.д., трудно сказать, что мы в достаточной степени используем наши потенциалы. Для России Япония занимает 6 место среди партнеров по импорту и экспорту, а для Японии импорт из России занимает всего лишь 12 место, а экспорт – 14 место». Сатоми Сусуму уверен, что в сферах культуры и образования необходимо создавать такие условия, в которых молодое поколение сможет открыть для себя новую систему ценностей в российско-японских отношениях и развивать взаимное сотрудничество.
«Наше современное общество в условиях быстрой глобализации, научно-технического прогресса превращается в общество без преград, в котором перемешаны самые разные системы ценностей. Мы считаем, что по сравнению с другими странами Россия и Япония еще не преступили к углублению отношений, и с точки зрения знаний, полученных благодаря сотрудничеству университетов наших стран, российско-японским отношениям еще есть куда развиваться, так как в них кроется большой потенциал. Для того, чтобы воплотить этот потенциал и реализовать скрытые возможности необходимо обеспечить в наших странах базу для научно-технического и культурного взаимодействия, а также обмена человеческими ресурсами и развивать отношения в дальнейшем», – заключил Сатоми Сусуму.
Мнение Ректоров
В рамках форума российские и японские ректоры рассказали об особенностях работы представляемых ими университетов, о степени международного взаимодействия друг с другом и о способах улучшения межвузовских связей.
В частности, ректор Воронежского государственного университета Д.А. Ендовицкий отметил: «Современный университет, активно развивающийся в условиях глобализации, международной конкуренции, котируемый ведущими мировыми вузовскими рейтингами, пристальное внимание должен уделять современному драйверу мировой экономики – азиатским странам. Здесь особое место занимает мировой инновационный и технологический лидер – Япония».
Д.А. Ендовицкий рассказал о тесном сотрудничестве ВГУ с японской компанией «OTCL inc» (г. Нагойя), которая специализируется на встроенных системах для автомобильной промышленности: «В рамках этого взаимодействия в университете работает центр обучения технологиям программного обеспечения встроенных систем, который осуществляет подготовку специалистов в этой области в соответствии с современными требованиями индустрии программного обеспечения Японии, США и Тайваня. В феврале 2015 года в ВГУ директор компании «OTCL inc» Такуяки Марияма подчеркнул, что японская IT-индустрия столкнулась с трудностями, связанными с недостатком высококвалифицированных молодых кадров, и именно в этом направлении японские партнеры видят хороший вариант сотрудничества с ВГУ. У нас налажен канал стажировок студентов с последующим их трудоустройством в японских компаниях». Также ректор отметил сотрудничество с японскими коллегами из университета Мия (совместные исследования в области государственного, административного и муниципального права, реформирования государственного и местного самоуправления) и тесные контакты с ботаническими садами Японии, в том числе с резервным центром медицинских растений.
Для повышения уровня межвузовского взаимодействия Д.А. Ендовицкий предложил следующие меры: во-первых, создавать центры японского языка на базе российских университетов, что будет также способствовать повышению инвестиционной привлекательности России для японских компаний; во-вторых, поощрять со стороны профильных министерств создание межуниверситетских малых инновационных предприятий в области критических передовых технологий; в-третьих, запустить программы академических обменов с переходом на программы двойных дипломов между университетами России и Японии; в-четвертых, организовать перекрестные дни российской и японской культуры под патронажем советов ректоров регионов России и вузовскими объединениями префектур Японии, а также подключить японских школьников и студентов к российской системе олимпиад.
Ректор Московского физико-технического института Н.Н. Кудрявцев сообщил, что по данным на 2012 год 9% всех научных публикаций института осуществлено совместно с японскими исследовательскими центрами и университетами. «Если взять общее количество от наших иностранных партнеров, то это очень высокая пропорция», – считает ректор. Также он перечислил направления, по которым МФТИ взаимодействует с японскими вузами (Университет Киото, Университет Осака и др.): проекты класса мегасайенс (Belle, Belle 2)[2], сверхмощная лазерная физика, астрофизика, биофизика возбудимых систем и т.д. Н.Н. Кудрявцев оценивает совместную работу с японской стороной, как очень эффективную и качественную.
Представители Университета Цукуба отметили достижения совместных исследований с российскими вузами в области медицины, биологии, экологии, физики, а также выразили желание создать японо-российский центр профессионального мастерства.
Вице-президент университета Хоккайдо Цунеко Мочизуки акцентировала свое внимание на важности японо-российского сотрудничества в области арктических исследований: «Неотложная задача для всего мира состоит в том, чтобы получить достаточный объем знаний, который позволит сделать выводы относительно того, насколько быстро будет меняться состояние арктических регионов, и каким будет влияние этих изменений на экологическую систему в масштабах всей Земли». Цунеко Мочизуки высоко оценила контакты с Северо-Восточным федеральным университетом им. Аммосова, с которым Университет Хоккайдо ведет совместные научные исследования уже на протяжении 25 лет. Также она положительно отметила совместную образовательную программу Университета Хоккайдо и пяти российских университетов[3], которая была принята в 2014 году, рассчитанная на 5 лет.
Представитель Университета Васэда Атсуши Саканива, характеризуя общий научный японо-российский обмен, сказал об ощутимой дистанции между странами:«Когда в Японии говорят о России, то употребляют клише “близкое, но далекое”. Известна фраза Тютчева “умом Россию не понять”, и для Японии Россия остается все еще непонятной страной. Впрочем, из России, наверное, тоже не совсем понятно, о чем думает Япония. Но мне кажется, что в этой непонятности есть своя привлекательность. В последнее время я чувствую, что расстояние между нашими странами сокращается». Ученый считает, что в нынешней Японии очень сильно желание узнать, о чем сейчас думают русские люди и чем они живут. «И вот поэтому-то в последние годы так активно развивается научный обмен. В Японии с 2006 года проводится фестиваль русской культуры, и, по словам премьер-министра Абэ, – это крайне важное мероприятие, являющееся ядром японо-российских культурных связей», – отметил Атсуши Саканива.
Итоги форума
В заключительной части VI Форума ректоров университетов России и Японии были подписаны Меморандум о взаимопонимании, Соглашение между МГУ имени М.В.Ломоносова и Университетом Кобэ Гакуин, а также Коммюнике по итогам встречи (включая раздел о дальнейшей работе по созданию Ассоциации вузов России и Японии).
Характеризуя в целом итоги состоявшегося форума, можно с полным основанием назвать их плодотворными и успешными. Ректоры российских и японских вузов обоюдно нацелены на углубление отношений в области науки и образования между странами и позитивно оценивают перспективы сотрудничества по самым разным научным направлениям.
[1] Национальный японский университет Хоккайдо, Университет Тахоку, Университет Цукуба, Токийский университет, Университет Ниигата.
[3] Дальневосточный федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет, Сахалинский Тихоокеанский государственный университет и Иркутский государственный университет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs