ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Рае Квон Чунг: устойчивое развитие требует кардинального изменения политического и экономического мышления

14:14 21.10.2016 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Рае Квон Чунг, член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», Советник Председателя Группы лидеров и экспертов высокого уровня по проблемам воды и стихийным бедствиям при Генеральном Секретаре ООН, бывший главный советник Генерального Секретаря ООН по вопросам изменения климата, лауреат Нобелевской премии мира 2007 года. Фото из архива Международной энергетической премии «Глобальная энергия»

Г-н Рае Квон Чунг – общепризнанный эксперт по вопросам устойчивого развития (УР) [1] и борьбы с изменением климата, автор концепции «зеленого роста» («зеленой экономики»). Эта концепция существенно дополняет стратегию УР, основной принцип которой – экономический рост при сохранении экологического баланса в интересах будущих поколений.

На полях форума «Rugrids-Electro 2016»[2], проходившего в Москве с 18 по 19 октября, г-н Чунг согласился дать интервью журналу «Международная жизнь».

«Международная жизнь»: Концепция устойчивого развития поддерживается и активно обсуждается мировыми лидерами на площадке ООН. Однако ее реализация на практике идет крайне трудно. Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

Это очень важный вопрос. Устойчивое развитие предполагает гармонизацию экономики, природы и общества. Безусловно, в данной концепции есть здравый смысл. Однако если мы взглянем на текущую ситуацию, то увидим, что главным приоритетом из трех составляющих этой концепции является экономика, а природа и общество остаются на периферии внимания. Это происходит потому, что основной фокус господствующей сегодня неолиберальной парадигмы в первую очередь направлен на улучшение экономических показателей в краткосрочной перспективе (ВВП, инфляция, торговый баланс, дефицит бюджета и т.д.). Данная парадигма не подразумевает разработку долгосрочной стратегии развития на 20 или 30 лет вперед. Экономическая политика неолиберализма, которая преследует цель приумножить прибыль путем агрессивной эксплуатации человеческого и природного капитала, не состоятельна на сегодняшний день. Население планеты страдает от низких заработных плат, увольнений, загрязнения окружающей среды и изменения климата. Это та ситуация, в которой мы сегодня застряли и от которой должны двигаться прочь в совершенно новом направлении. Человечество должно иметь долгосрочное видение, где общество и природа – равные экономике приоритеты.

«Человечество должно иметь долгосрочное видение, где общество и природа – равные экономике приоритеты. Вот в этом и заключается весь смысл концепции устойчивого развития»

Вот в этом и заключается весь смысл концепции устойчивого развития, для реализации которой необходимо кардинально изменить политическое и экономическое мышление.

Как мы можем реализовать на практике данную концепцию? Устойчивое развитие – это лишь список целей (всего их насчитывается 17[3]), однако в концепции не прописана дорожная карта их реализации. Это наиболее важная и сложная проблема, и я предлагаю свое решение. Я говорю о том, как изменить нашу стратегию и перейти от эксплуатации к инвестированию в человеческий и природный капитал. Что я имею ввиду под инвестициями? Увеличение заработной платы, введение высокого налога для богатых, низкого – для бедных (прогрессивное налогообложение), уменьшение подоходного налога, бесплатное образование и здравоохранение, а также повышение культурного развития. Такая политика будет поспособствовать увеличению уровня конкурентоспособности государства и приведет к его устойчивому развитию. Большие зарплаты положительно повлияют на производительность труда, что в свою очередь приведет к увеличению потребления и, как следствие, стимулированию экономического роста. Под инвестициями в природный капитал я подразумеваю выплату налога на потребляемые природные ресурсы и энергию (рассчитывается исходя из их потребляемого объема), а также введение налога на выброс углерода. Высокие налоги на энергоресурсы приведут к тому, что выгоднее будет использовать альтернативные источники энергии – ветер, солнце. Но кто будет менять существующую парадигму на «зеленую экономику»? Этим должно заниматься правительство, а не частный бизнес. Правительство должно выступать в роли двигателя прогресса. Без его участия мы не сможем достигнуть цели устойчивого развития. В то же время без поддержки общества ни одно правительство не справится с этой задачей.   

«Международная жизнь»: Согласно идее «зеленого роста», необходимо больше инвестировать в человеческий капитал, повышать заработную плату, что приведет к увеличению объема потребления и в конечном итоге – к экономическому росту. Однако увеличение массового потребления влечет за собой увеличение объема добычи природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие проблемы. Вопрос состоит в том, как осуществить экономический рост, сохранив при этом экологический баланс?

Это может быть достигнуто через введение высокого налога на энергию и на использование природных ресурсов. Если мы поднимем «стоимость экологии», природного капитала, то и образ жизни людей изменится. Подобное нововведение приведет к тому, что даже получая высокие заработные платы, люди не будут стремиться покупать большие автомобили и дома. Им будет экономически выгодно беречь энергию и экологию. Так появится новая модель потребления, основанная на  энергосберегающей и ресурсосберегающей продукции. Мы одновременно «убиваем двух зайцев» – повышаем доход населения и снижаем негативное влияние на окружающую среду. Безусловно, изменение образа жизни - очень сложная задача для человека. Однако интересен тот факт, что во многих развитых странах (Дании, Франции, Голландии и др.) люди уже пытаются изменить свой образ жизни. Отдельные индивидуумы этих стран говорят, что они устали от огромного, бесконтрольного потребления. Конечно, изменить потребительскую модель и образ жизни очень сложно. Это займет много времени и будет осуществляться планомерно в течение 10, 20, 30 лет.

«Международная жизнь»: Согласно концепции «зеленой экономики», необходимо инвестировать в природный капитал. Вы называете это «зелеными инвестициями». Приведите, пожалуйста, пример подобных инвестиций.

Я приведу следующий пример. В Китае производятся мотороллеры с электродвигателями, которые занимают более 90% моторынка страны. В будущем данная техника может быть экспортирована во Вьетнам, Индонезию, Таиланд, Камбоджу и другие страны, где сегодня используются экологически «грязные» мотороллеры, работающие на бензиновых двигателях. Рано или поздно население этих стран будет отдавать свое предпочтение «чистым» мотороллерам, не выбрасывающим в атмосферу вредные вещества. Вот это и есть успешный пример «зеленых инвестиций». «Зеленая экономика» – это не только борьба за климат и планету, это одновременно и экономический рост, выгодный экспорт и новые рабочие места. Я настаиваю на том, что на «зеленую экономику» не надо смотреть только с точки зрения защиты окружающей среды.

«Международная жизнь»: Все страны мира изначально не равны. Они имеют разные потенциалы (людские ресурсы, полезные ископаемые, площадь территории, климат и т.д.), экономический уровень, и, в конце концов, находятся на различных ступенях исторического развития. Вы приводите в пример скандинавские страны, Германию и другие европейские государства, которые успешно имплементируют концепцию «зеленой экономики». Экономика этих стран не потерпела крах от введения высоких налогов на энергию, на использование природных ресурсов, выбросы углерода в атмосферу и т.д. Однако европейские государства, особенно «старая» Европа – это постиндустриальные страны. В основном все грязное производство сосредоточено в развивающихся странах (Индия, Индонезия, страны Африки и т.д.). Как вы считаете, имеет ли концепция «зеленой экономики» универсальный характер и может ли она быть использованной любой страной с любым уровнем социально-экономического развития?

Мне очень часто задают этот вопрос выходцы из Индии, Камбоджи, Индонезии. Они считают, что концепция «зеленой экономики» подходит только для высокоразвитых стран Европы, Южной Кореи или Японии, потому что у них есть деньги и технологии. Но мой ответ заключается в следующем. Да, потенциал у всех разный – это правда. Однако это не означает, что Вьетнам, Камбоджа или Индия не могут выбрать для себя путь «зеленого развития». Деньги и технологии – это не определяющие факторы. На чем действительно стоит акцентировать внимание, так это на политике. Если у вас правильная политика, то за ней последуют деньги и технологии.

Если у вас правильная политика, то за ней последуют деньги и технологии

Хороший пример – Коста-Рика. В этой стране также в прошлом не было ни денег, ни технологий. Тем не менее, у этого государства успешная история. В 1970-х – 1990-х годах в Коста-Рике активно вырубались деревья. Страна за тот период потеряла до 80% леса. Позже правительство этого государства решило снова превратить Коста-Рику в «зеленую страну» и на протяжении 20 лет планомерно проводило политику озеленения. Сегодня Коста-Рика занимает первое место в мире по экотуризму. Экотуризм – это очень интересный бизнес, так как, вовлекая множество людей, благоприятствует созданию новых рабочих мест. И это очень хороший пример «зеленых инвестиций», который показывает, что развивающиеся страны тоже могут достигать высокого уровня «зеленого развития». «Зеленая экономика» не имеет только одной модели воплощения в жизнь. Можно найти множество вариантов. 

«Международная жизнь»: г-н Рае Квон Чунг, большое спасибо за Ваши ответы!



[1] Концепция УР была принята на Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Данная концепция предполагает, что человечество должно создавать основы своего дальнейшего развития на базе учета природного фактора (исчерпаемости природных ресурсов, хрупкости экосистемы).

[2] Форум является ключевым событием для ежегодных встреч тысяч специалистов энергетического сообщества и включает в себя деловую программу с большим количеством дискуссионных и интерактивных мероприятий, а также выставочную экспозицию для демонстрации научно - технического потенциала российских и международных электроэнергетических компаний. http://rugrids-electro.ru/

[3] 17 целей устойчивого развития призваны решить проблему голода, ликвидировать бедность и неравенство, защитить планету от пагубного воздействия на окружающую среду вредного производства и т.д.
https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1579SDGs%20Proposal.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати