Украина снова намерена выйти из СНГ

13:15 12.10.2016 Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым


О намерении выйти из состава Содружества независимых государств Украина заявляет не впервые. Идея покинуть СНГ первый раз возникла у руководства Украины после «оранжевой революции» в 2005 г., второй раз – в 2008 г., все это - период президентства Виктора Ющенко. Президентство Ющенко (2005-2010 гг.) сопровождалось риторикой украинских официальных лиц о «бесперспективности СНГ» и о необходимости курса на вступление в Европейский Союз и Североатлантических Альянс. Волна стремления выйти из СНГ в 2008 г. сопровождалась ухудшением отношений с Россией, в Верховную Раду Украины был подан законопроект «О денонсации Соглашения о создании Содружества независимых государств», который украинский парламент не принял. В третий раз о намерении покинуть СНГ Украина заявила после Крымской весны – 19 марта 2014 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины было принято решение о начале процедуры выхода из СНГ. Тогда также было заявлено о прекращении членства Украины в СНГ, но в октябре 2014 г. украинские власти передумали покидать содружество. Такова хроника последовательной непоследовательности Украины в вопросе выхода из СНГ – заявления о выходе делались, но реальных шагов к этому не предпринималось.

В октябре 2016 года Украина вновь вернулась к этому вопросу, глава МИД Павел Климкин заявил, что Украина «изучает возможность выхода из СНГ». Если говорить о «последовательности» украинских властей, то можно вспомнить заявление того же Климкина в апреле 2015 г., тогда он заявил, что СНГ — это политический клуб и советское наследие, однако, «если мы выйдем из содружества сейчас, соглашения "посыпятся, усложнив жизнь тысяч и тысяч людей. Сначала разберемся, а потом будем принимать дальнейшие шаги". (rian.com.ua).

В 2016 году Климкин практически слово в слово повторил собственное заявление: «Мы изучаем вопрос выхода. У нас есть несколько десятков соглашений, которые касаются, например, взаимного признания дипломов, выплат пенсий. И сейчас мы завершаем работу, которая позволит нам урегулировать эти соглашения».
(rian.com.ua)

Последнее заявление Климкина прозвучало в унисон с заявлением представителя пропрезидентской фракции «Блок Петра Порошенко» в украинском парламенте о том, что подается законопроект о выходе из СНГ. Как всегда - важны детали, которые говорят о том, что если эта идея и возникла на самом высшем уровне украинской власти, то делается она руками депутатов. Между тем за внешнюю политику согласно конституции на Украине отвечает президент, а исполнительные функции в этой сфере возложены на Кабинет Министров. Если инициаторы законопроекта не президент и не правительство, то  возникают несколько вариантов объяснения ситуации:

- зондирование президентом Порошенко возможности принятия такого решения, чтобы не быть инициатором провального законопроекта;

-  парламентский политический популизм;

- заигрывание с радикальными силами и антироссийски настроенными слоями общества со стороны президента Порошенко и его фракции в парламенте (по оценкам экспертов радикальные идеи на Украине поддерживает около 30% населения, то есть – значительная часть электората);

- отвлечение внимания общества от проблем надвигающейся зимы, отопительного сезона, когда выросли тарифы на теплообеспечение и газообеспечение.

Какая из этих версий отвечает действительности? Самое печальное для Украины, что первоначальным мотивом мог быть популизм одной из политических сил, а потом в игру вошли и другие интересы и участники.

И вновь вопрос о деталях. Украинские дипломаты выступают с уточнением инициативы парламентариев о выходе из СНГ. Так, директор политического департамента министерства иностранных дел Украины Алексей Макеев, отметил: «…наши усилия сейчас направлены на то, чтобы достойно, но с минимальными потерями для граждан Украины выйти из тех соглашений, которые не нужны, и, возможно, сохранить механизмы, которые нужны, например, о пенсионном обеспечении". (rian.com.ua).

Такая детализация со стороны украинских дипломатов объясняется лучшим знанием предмета, чем у парламентариев, и лучшим пониманием последствий подобных политических демаршей. Они понимают, что у политической игры «выход из СНГ», будут реальные последствия.  Экономический аспект вопроса выхода из СНГ – это выход из Зоны свободной торговли (ЗСТ), что принесет существенные экономические потери для Украины:   «…не так ценно для Украины пребывание в составе СНГ, как ценно пребывание в зоне свободной торговли СНГ. В соответствии с соглашением по зоне свободной торговли, все товары, которые Украина экспортирует на территорию СНГ, не облагаются пошлинами. Поэтому выход Украины из СНГ должен повлечь за собой автоматическое исключение из ЗСТ». (rian.com.ua) Эксперты дают неутешительные прогнозы по вариантам развития экономической ситуации для Украины в случае выхода из СНГ, например, это касается  пошлин, которые Россия получит право ввести на украинские товары, и которые будут в два раза выше, чем те, которые может вводить Украина на российские товары, что вытекает из соглашений ВТО. Украина потеряет рынки стран СНГ и усложнит экономические отношения с Россией, у которой покупает энергоносители, сырье и продукты, проблемными могут стать отношения и с Беларусью, которая также является для Украины крупным торговым партнером. На примере Беларуси украинские эксперты анализируют модель того, как могут усложниться внешнеэкономические отношения со странами СНГ: «…выход из СНГ не исключает заключения каких-то двусторонних соглашений с этими странами, хотя это не так просто. Скажем, с Беларусью будет сложно, потому что она связана ещё и своим членством в Таможенном Союзе. А с теми странами-членами СНГ, которые не являются членами ТС, в принципе, возможно, заключить двусторонние договоры, но в каждом отдельном случае необходимо смотреть по конкретному направлению, поскольку у определенных стран могут быть какие-то обязательства перед СНГ». (rian.com.ua)

Выход из СНГ может принести Украине не менее разрушительные последствия, чем введение визового режима с Россией (interaffairs.ru), ведь в рамках СНГ существуют соглашение о признании дипломов. Речь идет о сотнях тысяч украинцев, высококвалифицированных специалистах, которые получили в России работу благодаря соглашению о признании дипломов.

Кроме социального и экономического измерения вопроса выхода из СНГ весьма существенными для Украины могут быть последствия в сфере международной безопасности: «… Украина может потерять те гарантии признания границ, и те договоры о дружбе и сотрудничестве, которые были заключены в рамках СНГ. Мы потеряем ещё часть гарантий безопасности. Тем более, какой-либо угрозы в адрес Украины от СНГ на данный момент вообще нет». (rian.com.ua)

Выйдя из СНГ, Украина повиснет вне каких-либо серьезных международных союзов организаций. Получается, что политики ставят Украину, в частности во внешнеэкономических отношениях, в неравное положение с Россией и другими государствами, входящими в СНГ. Это или сознательное вредительство собственному государству, или  поиски очередного надуманного  повода для упреков России и подъема на этом новой популистской волны с антироссийской риторикой, что  в итоге является тем же самым вредительством. Украине предстоит ревизия отношений  со странами – члена СНГ, которая потребует новых внешнеэкономических условий сотрудничества, ведь выйдя из СНГ, страна, как уже отмечалось выше, останется за пределами ЗСТ и Таможенного союза, что неминуемо принесет экономические потери и усилит социально-экономическую напряженность внутри страны. Соглашений и союзов, которые могли бы компенсировать потери от выхода из СНГ, в ближайшей перспективе у Украины не предвидится. В ЕС государство не вошло и в нынешнем состоянии, как самого Евросоюза, так и Украины,  перспективы этого призрачны. А поэтому, Украина вновь спустит инициативу выхода из СНГ на тормозах, самое большее, на что она может решиться – это «грузинский вариант», когда Грузия, выйдя в 2008 году СНГ, в то же время не вышла из основных соглашений содружества. 

Ключевые слова: СНГ Украина выход из СНГ Климкин заявление

Версия для печати