Депутаты Госдумы обсудили бюджет на 2017 – 2019 годы

18:54 10.10.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Депутат ГД от фракции «Единая Россия», председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Фото с сайта ГД РФ.

В Государственной Думе 10 октября состоялись парламентские слушания по проекту «Основ налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики». Теперь депутаты в двухдневный срок должны направить рекомендации в Правительство РФ для завершения подготовки документа по бюджету на 2017 год и последующую трехлетку.

Парламентские слушания на тему: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов» организовал Комитет ГД по бюджету и налогам. Его председатель, депутат от фракции «Единая Россия» Андрей Макаров сразу после обсуждения главного финансового документа страны выступил с заявлением для СМИ. «Задача Госдумы, - сказал он журналистам, - обеспечить полное финансирование одиннадцати приоритетных проектов Правительства Российской Федерации и проконтролировать исполнение этих проектов». Напомним, Дмитрий Медведев 24 августа 2016 года анонсировал начало подготовки проектов по одиннадцати стратегическим направлениям. По словам Андрея Макарова, депутаты должны не позднее 11 октября направить рекомендации в Правительство РФ, где 13 октября «будет рассматриваться проект этих документов уже вместе с проектом федерального бюджета на следующую трехлетку». Депутат подчеркнул: «Основы налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики» (название документа) являются основой экономической политики, а бюджет представляет собой цифры и наполнение экономической политики реальным содержанием». Речь идет, в том числе, и об обеспечении реализации 11 приоритетных проектов, определенных к выполнению Президентом России Владимиром Путиным.

Слушания в нижней палате парламента возглавил Председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Очень важно, что, начиная бюджетный процесс, Госдума в рамках парламентского контроля рассматривает эти вопросы», - сказал спикер, открывая обсуждение, в котором приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, государственных корпораций, научных и общественных организаций. Министр финансов РФ Антон Силуанов представил проекты основных направлений бюджетной и налоговой политики и определил главные задачи. Прежде всего, - это  создание условий для роста экономики за счет снижения процентных ставок и инфляции. Вместе с тем – это создание условий для повышения доступности кредитов, обеспечения стабильности налогов и финансовых рынков; снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Отдельной строкой, но в том же ряду – задача по реализации уже упомянутых одиннадцати приоритетных проектов в экономике и социальной сфере. В понимании Министерства финансов остается незыблемым - в предстоящие три года необходимо сохранить в полном объеме финансирование всех социальных обязательств и снизить долговую нагрузку регионов. По оценке министра, нынешние темпы роста экономики «пока не вышли» на положительный уровень. А.Силуанов отметил, что сохраняется сложная демографическая ситуация: в ближайшие три года численность трудоспособного населения сократится на 2,3 млн. человек. Дефицит бюджета составляет на данном этапе 4% ВВП. Однако объем неэффективных расходов пока еще велик, поскольку значительные ресурсы тратятся на госкомпании, считает А.Силуанов. Министр заверил, что налоговая нагрузка в ближайшие три года останется неизменной. По словам А.Силуанова, планируется создать дополнительные стимулы для развития производства и инвестиций.

Речь идет о поддержке малого и среднего бизнеса за счет увеличения со 120 до 150 млн. рублей предельного «порога» выручки при рассмотрении предпринимателей в категории «малых». До 2021 года продлен единый налог на вменённый доход для малого бизнеса. Вводятся двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и новые налоговые режимы - специальные инвестиционные контракты, по которым бизнес в обмен на вложения получит стабильные налоговые условия и поддержку государства. Для развития территорий Дальнего Востока предусмотрены налоговые стимулы. Идет работа по улучшению собираемости налогов за счет повышения прозрачности алкогольного рынка, контроля страховых взносов, ведомственной кооперации налоговой и таможенной служб. «Это наш приоритет, и мы за счет этого предусматриваем собрать более 100 млрд. рублей в 2017 году и более 150 млрд. рублей в 2019 году», - сообщил А.Силуанов. Министр обратил внимание на «региональную» политику своего ведомства: льготы и преференции по региональным и местным налогам можно будет вводить только с согласия регионов. Совершенствуется финансовая помощь регионам. Увеличится «Фонд выравнивания», в который предполагается направить ресурсы со всех регионов в виде одного процента налога на прибыль, то есть около 120 млрд. рублей. Эти средства пойдут на помощь особо нуждающимся. Стабилизирующим фактором станут и дешевые бюджетные кредиты, а от регионов потребуют мобилизации собственных доходов и оптимизации расходов.

Одновременно решено постепенно сокращать установленные на федеральном уровне льготы по налогам, доходы от которых поступают в региональные и местные бюджеты. Будет ужесточено налогообложение имущества, не зарегистрированного в установленном порядке. Для успешных территорий предусмотрены гранты, общий объем которых 20 млрд. рублей. Для пополнения федеральной части бюджета Минфин предлагает не снижать налоговую нагрузку на нефтяников. Предусмотрено увеличение НДПИ и акцизов на нефтепродукты, чтобы уровень налоговых изъятий сохранился на уровне 2016 года. В ближайшие три года предложено повысить акцизы на бензин. Это позволит пополнить дорожный фонд и обеспечить баланс федерального бюджета. Акцизы на табак будут на 10% выше ранее предусмотренного. Также источником повышения бюджетных доходов станут дивиденды госкомпаний, пакетами акций которых владеет государство. В бюджет предложено зачислять 50% дивидендов, что позволит ежегодно пополнять казну на полтриллиона рублей. Приоритетами бюджетных расходов на предстоящие три года А.Силуанов назвал образование, здравоохранение, оборону, сельское хозяйство, поддержку экспорта, малого бизнеса и выполнение майских указов Президента России, в части обеспечения достойной зарплаты бюджетников и повышения производительности труда. В предстоящий трехлетний период планируется вернуться к бюджетным правилам определения расходов. Предусмотрена постепенная консолидация федерального бюджета, в результате чего к 2019 году дефицит снизится до 1%. В последующем сохранение бюджетного дефицита на уровне 1% не будет влиять ни на финансовый рынок, ни на параметры финансовой политики.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова отметила в ходе слушаний, что рассматриваемые документы пока не имеют единой структуры. Не вполне ясны мотивы принятия тех или иных решений, не обозначены риски реализации отдельных положений, приводящих к возможным социальным и экономическим последствиям. По мнению Т.Голиковой, основные направления налоговой политики содержат только общие тезисы о необходимости предусмотреть соответствующие нормы, поэтому следует провести ревизию влияния перераспределения доходов от налога на прибыль и исключить ухудшение положения налогоплательщиков в связи с таким решением. Не считает Т.Голикова целесообразным законодательное закрепление обязанности для собственников земельных участков платить налог на имущество в отношении расположенных на участках объектах недвижимости, еще не введенных в эксплуатацию. Критически оценивает Т.Голикова и проект основных направлений таможенно-тарифной политики. «В проекте не прослеживается четкого понимания перспектив изменения таможенного тарифа, сказала Председатель Счетной палаты РФ, - отсутствует конкретная информация о тарифном регулировании в товарных группах, об основаниях принятия таких изменений, а также о действиях, которые будут предприниматься Правительством для обеспечения сбалансированности экспортно-импортных операций и развития внутреннего производства». Требуют существенной доработки и основы бюджетной политики, считает Т.Голикова. «Документ сформирован таким образом, что устранение структурных проблем экономики находится в подчинении по отношению к сбалансированности бюджета», - пояснила  Председатель Счетной палаты РФ. Это касается и того, что не решается проблема зависимости от нефтегазовых доходов. Отсутствует комплекс мер по повышению эффективности государственных расходов. Раздел о межбюджетных отношениях не содержит конкретных сроков и этапов реализации. Все это приводит к выводу, что утверждать новые бюджетные правила преждевременно.

Дал свою оценку представленным документам дал и председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его мнению, они «глубоко научны, но не содержат реальных драйверов роста и анализа принятых мер». «Мы должны выстроить эти документы под указы Президента, под повышение эффективности работы, под поддержку всех основных направлений, - отметил А.Макаров. - Ведь до тех пор, пока будем относиться к человеческому капиталу как к непроизводительным расходам, мы не сможет перейти на новую модель экономического развития», - подчеркнул депутат ГД.Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов выступил с критикой и предложениями, опираясь на исторический опыт нашей страны в преодолении дефицита бюджета. «Мы считаем, что должна быть принята политика развития», - сказал депутат. А пока, по мнению А.Зюганова, существует перекос в пользу центра - 65%, остальные 35% – в регионы, которые полностью зависят от кредитов. По словам Г.Зюганова долг регионов на сегодня составляет почти 3 трлн. рублей. «При такой политике дышать не даем тем, кто обязан, прежде всего, приносить в казну главные доходы», - подчеркнул депутат. Тревогу Г.Зюганова вызывает тот факт, что «нецелевое расходование за два года превысило триллион рублей и продолжает расти». «Отток капитала за 10 лет составил почти 40 трлн. рублей – теряем три бюджета, - подчеркнул Г.Зюганов. - Если посмотреть на резервы, то их было 600 млрд. долларов. «Грохнули» уже двести с лишним, ни в одной отрасли не стало лучше».

В этой связи Г.Зюганов отметил стремительное нарастание раскола в обществе: «У нас долларовые миллиардеры и миллионеры захватили примерно 90% богатств страны, а средний класс тает и разрушается. При таком соотношении стабильность обеспечить крайне сложно, а без нее мы не вылезем из этого капкана и тупика, куда нас умело загнали». Геннадий Андреевич напомнил аудитории о том, что у России есть свой собственный опыт: «Было время, когда темпы роста у нас почти 30 лет составляли 16 и более процентов. И китайский опыт (30 лет – 12%). И опыт Примакова – Маслюкова, которые, имея золотовалютных резервов меньше 8 млрд. долларов и цену на нефть в 12-14 долларов, тем не менее, за год дали рост в промышленности плюс 24%». Лидер фракции коммунистов в ГД полагает, что стране необходим «бюджет развития». «Тот бюджет, 16 трлн., который есть сегодня – это бюджет деградации и обнищания, кто бы и что ни говорил, - отметил Г.Зюганов. - Чтобы начинать развитие, надо иметь минимум 22 трлн., а лучше 25 трлн. Мы пять раз предлагали под это и пакет законов, и соответствующую программу, но, к сожалению, все «топчется» в рамках либеральных представлений об экономике, которые продолжают загонять страну в никуда».

Президент РСПП Александр Шохин выступил против включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс, он просил депутатов зафиксировать такие платежи в отдельном законе. А.Шохин предложил в будущем сделать публичным и обсуждение основных направлений тарифной политики в инфраструктурных монополиях. Депутат Владимир Васильев от фракции «Единая Россия» подчеркнул, что «безусловным приоритетом для фракции при рассмотрении бюджета станут майские указы Президента РФ, затрагивающие ключевые сферы жизни - от образования до безопасности». Кстати, федеральным бюджетом на 2017 год предусмотрены дополнительные ресурсы на их выполнение и финансовая помощь регионам, объем которой за три года составит 50 млрд. рублей. Об этом сообщил Министр финансов А.Силуанов. В итоге, по прогнозу Министерства финансов РФ, дефицит бюджета страны в ближайшие три года будет сокращаться. В 2017 году он составит около 3,5%, а в 2019 году - 1%. Напомним, что Документ, который стал предметом обсуждения и критики на парламентских слушаниях в Госдуме 10 октября с.г., был проработан с учетом сохранения экономических санкций против России. Завершая парламентские слушания, председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что кабинет министров внесет проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы до конца октября.

Ключевые слова: Государственная Дума РФ бюджет налоги таможня

Версия для печати