Фото: brics-info.org
4-5 сентября в китайском Ханчжоу прошел саммит G-20. Это долгожданное событие и первая поездка в новой должности для президента Бразилии Мишела Темера. Несмотря на коррупционные скандалы и уличные протесты, он «стремится» в Китай, чтобы заручиться поддержкой иностранных партнеров и открыть дорогу инвестициям. Очевидно, что международным отношениям лидер Партии бразильского демократического движения придаёт большое значение. Интересно, как с его приходом изменится внешняя политика Бразилии?
Бразилия: от региональной интеграции к конфронтации
31 августа сенаторы верхней палаты парламента Бразилии преобладающим большинством голосов сместили с поста Дилму Русеф. Волна обвинений в коррупции членов Партии Трудящихся и процедура импичмента прервали 13-летнюю гегемонию левых сил. К власти пришёл бывший соратник Дилмы Русеф и её законный преемник Мишел Темер. Смена власти в самой крупной и самой влиятельной стране Латинской Америки сделала очевидным разделение континента на «лагерь правых» и «лагерь левых сил». Возглавляемые кандидатами либеральных партий Аргентина, Парагвай и Чили первыми выразили поддержку Мишелу Темеру. К ним присоединились Госдепартамент США и Генеральный секретарь ООН. В противовес им Венесуэла, Боливия и Эквадор назвали действия оппозиции «парламентским переворотом» и отозвали своих послов, подчеркивая солидарность с отстраненным президентом. Куба и Никарагуа ограничились критикой процедуры импичмента и нового правительства. Реакция соседей предопределила отдаление Бразилии от бывших союзников из Боливарианского альянса и симметричный отзыв послов из Венесуэлы, Боливии и Эквадора в первый же день президентства Мишела Темера.
Эта конфронтация ещё сильнее обострит существующий в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР) кризис. 30 июля и.о. президента Мишел Темер выступил против передачи полномочий председателя организации Венесуэле, поддержав тем самым её последовательного противника Парагвай и примкнувшую к «правому лагерю» Аргентину. Напомним, что дорогу для вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР открыл импичмент парагвайского президента Фернандо Луго, квалифицированный тогда Бразилией, Аргентиной и Уругваем как «парламентский переворот». 29 июня 2012 года спустя неделю после импичмента они сообща приостановили членство Парагвая в МЕРКОСУР. Парламент этой страны оставался единственным препятствием на пути Уго Чавеса, мечтавшего по проекту Симона Боливара объединить всю Латинскую Америку. Теперь, когда баланс сил изменился, уже Венесуэла стала «изгоем» (прекращены дипломатические и политические отношения с Парагваем и Бразилией 20 и 31 августа 2016 г. соответственно). Южноамериканский общий рынок, как и Союз южноамериканских наций (УНАСУР), временно парализован.
Отношения Бразилии с партнерами по БРИКС
Во время своего правления Лула да Силвы и Дилма Русеф использовали МЕРКОСУР для увеличения своего политического веса в диалоге с Индией, Китаем и ЮАР. В 2015 году Дилма Русеф подписала договор о создании Банка Развития БРИКС, целью которого было уравновесить влияние МВФ и Всемирного Банка, и внесла в него 18 миллиардов долларов. Вероятно, и Мишел Темер будет искать сотрудничества с партнерами по БРИКС, но каких-то прорывных решений, ввиду шаткости позиций нового президента, ждать не приходится. На родине его имя не раз упоминалось в коррупционных скандалах, а Верховный суд предлагал объявить импичмент как Дилме Русеф, так и Мишелу Темеру, вместе подписавшим все «противозаконные» финансовые документы. На фоне множества обвинений, урезания бюджета и социальных реформ рейтинг нового президента, согласно последним опросам агентства «Датафольо», составил 5%[1].
Тем не менее, Китай, согласно заявлению официального представителя МИДа Хуа Чуньин, с интересом наблюдает за происходящим в Бразилии, считает её важным партнером и надеется на продолжение взаимовыгодного сотрудничества. МИД России также не видит препятствий для диалога с новой властью, считая импичмент Русеф «внутренним делом» страны Южного креста и вспоминая активную работу Мишела Темера в качестве сопредседателя Российско-Бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству. За время взаимодействия в ООН, G-20 и БРИКС две страны выработали единую позицию в борьбе с международным терроризмом и в распределении квот в международных финансовых структурах. Россия поддерживает стремление Бразилии получить место постоянного члена Совбеза ООН. Бразилия заинтересована в приобретении российского вооружения и занимает первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки.
Однако, политологов и экономистов больше интересует: измениться ли с приходом к власти либеральных сил влияние США в Латинской Америке? Будет ли принята американская модель интеграции взамен переживающим кризис региональным альянсам? Ведь, как известно, куда Бразилия, туда и вся Латинская Америка. Слишком долгий путь к независимости прошли латиноамериканские государства, чтобы снова стать «задним двором» США. Нельзя не признать вклад предшественников в то, какую роль Бразилия играет в составе G-20 и БРИКС, но с приходом Мишела Темера ей предстоит перестроить свою внешнюю политику и полагаться при выборе союзников скорее на экономические факторы, чем на политическую конъюнктуру.
[1] http://datafolha.folha.uol.com.br (Исследовательский институт «Датафольо»)
[2] http://mid.ru (Департамента информации и печати МИД России)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs