Тянуть дальше с межсирийским политическим процессом «просто больше недопустимо», — подчеркнул Сергей Лавров вскоре после подписания соглашения о перемирии. Его американский коллега был еще более категоричен: он признался, что российско-американский план «может стать последним шансом на спасение единства» страны. (www.cnn.com)
Известно, что соглашение состоит из пяти документов, содержание которых засекречено. Широкой публике известно лишь, что договоренности предусматривают прекращение огня на семь суток, после чего Россия и США станут координировать свои удары по террористам. Примечательно, что американцы даже предупредили союзную им оппозицию о «катастрофических последствиях» в случае совместных боевых действий с «Джабхат Фатех аш-Шам» (бывший «Джабхат ан-Нусра», запрещенной в России).
Перемирие поддержала ливанская Хезбола и шиитские «интербригады» из Ирана и Ирака, воюющие на стороне Дамаска; «Свободная сирийская армия» (ССА), правда, «с большими оговорками». (reuters.com) Эр-Рияд и Тегеран – «патроны» противоборствующих сторон конфликта - одобрили прекращение огня, а глава турецкого кабинета министров даже высказался за то, чтобы сделать перемирие бессрочным, подчеркнув, что новые сирийские власти должны будут наладить взаимодействие со всеми этническими и религиозными общинами Сирии. (http://sabah.com.tr). По сообщению ТАСС, Командование, пожалуй, единственной, помимо центрального правительства, светской группировки в Сирии, - Курдских сил самообороны (КСС) также выразило поддержку российско-американской инициативе. При этом, однако, в КСС не преминули указать на «необходимость прекращения турецкой оккупации сирийской территории». А вот «Ахрар аш-Шам», которую Россия безуспешно предлагала Организации объединенных наций признать террористической, не приняла перемирия. Мнением ДАИШ (ИГИЛ, запрещенная в России) и «Джабхат Фатех аш-Шам» никто не интересовался – на них перемирие не распространяется.
Конечно, у России и США есть общие интересы в Сирии: и Москве, и Вашингтону нужна мирная и стабильная страна, очищенная от джихадистов. Это, конечно, главное, но этим главным, пожалуй, совпадение интересов и ограничивается. В деталях они расходятся. А в них-то дьявол, как известно, и кроется. Москва намерена поддерживать легитимный сирийский режим (вне зависимости от персоналий) до конца – и это единственный способ «убедить» Вашингтон далее действовать в рамках международного права. В противном случае «американские коллеги» способны дестабилизировать обстановку чуть не по всему миру. А поскольку уговорами в наше время достичь чего-либо нельзя, России нужны опорные пункты на Ближнем Востоке. И Сирия – единственная на сегодня страна, где такие пункты можно создать – таковы, к сожалению, последствия самоустранения России из мировой политики в 90-е годы прошлого века. Усилия небезуспешны: как замечает журнал Foreign Policy: «Традиционные партнеры США, от Израиля до Саудовской Аравии, от Египта до Турции, все чаще заискивают перед Москвой». (Цит. по: http://www.inopressa.ru)
Естественно, американцам совсем неинтересно российское присутствие в регионе, который они привыкли считать «своим». А поэтому им не нужен режим Асада в Дамаске: «Перемирие скорее всего будет сорвано, и это позволит американцам заявить, что все возможные пути политического урегулирования исчерпаны. Можно приступать к формированию альтернативного правительства Сирии вне рамок резолюции ООН. При этом Штаты открыто заявляют о помощи «умеренным» боевикам в случае срыва перемирия – чтобы те, ничего не опасаясь, создавали свою Сирию, отдельную от Асада. И озвученная Вашингтоном угроза обеспечить «умеренных» боевиков средствами ПВО – недвусмысленный намек России», - считает известный блогер Павел Шипилин, (https://versia.ru) А по мнению президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, соглашение о перемирии не имеет шансов на успех, поскольку американцы не подписывают документы исключительно для их исполнения. И оно лишь позволит террористам перегруппировать свои силы. (Там же)
Версия сильно отдает конспирологией, но вполне вероятна – ее подпитывает скепсис в отношении успеха проекта среди самих политиков и военных. По словам Сергея Лаврова, «Никто не может дать стопроцентных гарантий (успеха – А.И.) — слишком много игроков вовлечено в эту головоломку». (https://ria.ru) Нет уверенности в эффективности соглашения у госсекретаря США и главы Пентагона. Сомнениями полны и комментарии мировых СМИ.
И тут как-то очень «вовремя» самолеты международной коалиции в субботу (17 сентября) нанесли удар по району аэродрома Дейр-эз-Зор, где находились сирийские правительственные войска, окруженные бойцами террористических группировок. По данным Министерства обороны РФ, в результате обстрела погибли 62 сирийских военнослужащих и около 100 получили ранения. Так что, похоже, несмотря на все выраженные после этого сожаления со стороны США, «работа» по срыву соглашения уже идет.
При этом, как отметил российско-израильский эксперт по Ближнему Востоку Исраэль Шамир, проамериканская оппозиция расколота на мелкие группы, «самые боеспособные из которых тесно связаны с «ан-Нусрой», и пока нет согласованного списка террористических организаций, стороны конфликта вольны «выбирать себе террористов... и уничтожать их точно так же, как и до перемирия». (https://versia.ru) А согласованного списка пока никто не видел. На это указывал и представитель российского Генштаба Виктор Познихир, говоря о наличии у России сомнений в способности США выполнить свои обязательства по соглашению о перемирии, в частности - разделить отряды умеренной оппозиции и запрещенных группировок. (http://www.bbc.com) Так что тема эта не новая.
Новую интригу в ситуацию внесло начавшееся в августе совместное наступление оппозиционной ССА и турецкой армии на севере Сирии одновременно на позиции боевиков ДАИШ (ИГ, запрещенная в России) и отрядов сирийских курдов. Джихадисты покинули район почти без сопротивления, начавшиеся было столкновения турецких военных с курдами тоже вскоре утихли. Проблема здесь в следующем: непонятно, как долго продержится негласное перемирие между курдами и турецкой армией. Ясно только, что любое обострение обстановки осложнит имплементацию договоренностей. Впрочем, изменившаяся политика Анкары позволила Сергею Лаврову отметить на пресс-конференции в Бишкеке тот факт, что Турция начинает проявлять гибкость и отказываться от ультиматумов в отношении Башара Асада.
Нет сомнений и в том, что этот вопрос обсуждался на недавних переговорах между начальниками генеральных штабов ВС РФ и Турции в Анкаре. По сухой информации из Минобороны России, «переговоры начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Валерия Герасимова и его турецкого коллеги генерала Хулуси Акара в четверг в Анкаре позволили сблизить оценки сторон по обстановке в Сирии и мерам по поддержанию перемирия». Комментарий турецкой газеты «Milliyet» на эту тему был более содержательным: по данным издания, стороны обсудили детали реализации ранее принятых решений о поддержании в рабочем режиме всех каналов связи между военными двух стран; подтвердили «легитимность и обоснованность» операции «Щит Евфрата»; приняли решение о более тесном «сотрудничестве» ВС России и Турции в Сирии. Так это или нет, но непосредственные контакты российских и турецких генералов явно уменьшают вероятность опасных инцидентов в условиях боевых действий.
В целом же события последних дней оптимизма не внушают: турки обстреляли американский спецназ, а потом еле спасли его от своих союзников – бойцов ССА, не желающих видеть «детей форта Брагг» на своей земле; американская авиация подвергла бомбардировке позиции правительственной армии (что, между прочим, позволило ДАИШ (ИГ, запрещенная в России) предпринять наступление на этом участке фронта; а «нетеррористическая» группировка «Ахрар аш-Шам» не пропускает ООН-овский гуманитарный конвой в Сирии, демонстрируя таким образом свое недовольство турецкой операцией против ДАИШ (ИГ, запрещенная в России). (http://www.hurriyet.com.tr) Кстати, «Ахрар аш-Шам» действует вместе с «Джабхат ан-Нусра» - как бы она сегодня не называлась. Ну а та, как известно, является порождением «Аль-Каиды», которая, как считается, конфликтует с ДАИШ (ИГ, запрещенная в России). Вот такой противоречивый террористический интернационал вырисовывается.
В довершение всего постоянные представители России и США демонстративно отказались слушать выступления друг друга на заседании Совбеза ООН, посвященного событиям в Сирии.
Уже вскоре после подписания соглашения по перемирию Россия предложила опубликовать его текст, но партнеры отказались. Российский президент объяснил их позицию так: «Наши американские партнеры всегда и везде выступают за открытость и транспарентность, но для меня нет ничего удивительного в том, что они отходят от этих постулатов… США не хотят обнародовать [подробности сделки по Сирии] только потому, что сразу будет видно, кто и что не исполняет». (https://lenta.ru)
И все равно хочется надеяться на успех российско-американского проекта, хотя бы на то, что следствием его станет более тесное взаимодействие адекватных участников межсирийского конфликта, как внутренних, так и внешних. Шанс на успех есть всегда. Или почти всегда.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs