«Красный свет», который дали польские регуляторы проекту Nord Stream 2 с участием «Газпрома» и западноевропейских фирм, можно было легко предсказать. В свое время, в первом десятилетии двадцать первого века, Польша из труднообъяснимого недоверия к «Газпрому» отказалась даже от экономически выгодных ей проектов – строительства на своей территории второй ветки газопровода «Ямал-Европа». Тогда же, несмотря на огромные экономические выгоды проекта, Варшава заблокировала строительство на своей территории трубопроводной перемычки, которая связала бы идущий по территориям Украины и Словакии старый трубопровод «Дружба» с построенной ВОПРЕКИ сопротивлению польских властей первой ниткой газопровода «Ямал-Европа». «Газпром» тогда же был объявлен в Польше, как и в целом на Западе, «экономическим оружием» России, несмотря на явно противоречащие этому факты, например, наличие у газового гиганта западных акционеров.
Итак, если Польша не захотела обеспечить доставку российского газа странам ЕС даже за деньги, то как можно было ожидать, что она одобрит проект, в котором, как правильно отмечает «Коммерсантъ», Варшава никак не участвует? kommersant.ru
Естественно, польское Управление охраны конкуренции и потребителей (UOKiK) сказало свое «нет», несмотря на прибытие в Варшаву солидной делегации, представляющей «Газпром» и его партнеров по консорциуму – западноевропейские фирмы OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (выделена из E.On), имеющие по 10% в проекте.
Причины польского отказа от российских газопроводов уже тогда, в начале двухтысячных, были чисто политическими, причем часто надуманными, связанными с антироссийскими настроениями польских элит. В России тогда почему-то не вызвали достаточного внимания позорные шпиономанские статьи в Gazeta Wyborcza и в других польских изданиях, сообщавшие о некоем «шпионском кабеле», который «Газпром» якобы прокладывал рядом со строящейся трубой. Похоже, что не были сделаны выводы и из политической травли, которой подверглись в польских газетах и государственных органах польский партнер «Газпрома» - фирма Bartimpex и ее глава Александр Гудзоватый, ушедший из жизни в 2013 году после обрушившихся на него обвинений в связях с российскими спецслужбами.
Естественно, что «Газпром» был против обращения к польскому регулятору за получением разрешения на газопровод, который не задевает ни одного кусочка польской территории. Но в итоге российский газовый гигант пошел по пути, который, вероятно, соответствовал российским представлениям о взаимовыгодном сотрудничестве и здравому смыслу, - «Газпром» понадеялся на Европу и на пресловутое немецкое влияние в ней. А потому, скорее всего, согласился с настойчивым предложением немецких партнеров по консорциуму обратиться в Варшаву за разрешением. Попытка получить разрешение от UOKiK закончилась провалом – еще раз показав, что европейские законы и хартии в таких случаях – не главное. Даже в экономической сфере по отношению к России не только Польша, но и руководство всего Евросоюза в целом, включая руководство ФРГ, часто действуют вопреки экономическим интересам европейского бизнеса. (Иначе, зачем немцам было настаивать на заранее обреченной на неудачу челобитной в Варшаву?)
Несмотря на декларируемые ФРГ намерения отделить экономические связи от политических противоречий, прозвучавшие и на недавней встрече глав МИД ФРГ и России в Екатеринбурге, реальность сильно отличается от этих намерений. Даже обрадовавшая некоторых российских комментаторов статья в Frankfurter Allgemeine Zeitung, faz.net выражавшая сожаление о несостоявшемся пока проекте, на самом деле, как раз подчеркивает отсутствие нормальных перспектив экономического сотрудничества в сложившемся политическом климате.
После всего произошедшего Москве явно стоит пересмотреть свой «европоцентрический» взгляд на внешние рынки для России. Вера в то, что Европа, как и США, просто защищает свои экономические интересы, - эта вера уже давно опровергнута фактами. Вызванная поддержанным ЕС «майданом» трагедия на Украине нанесла чувствительный удар и по европейской безопасности, и по экономическим интересам ЕС, включая Польшу. Тем не менее, никаких критических выводов из произошедшего западноевропейская элита для себя не сделали. Проявившие известную некомпетентность и ангажированность во многих вопросах экс-председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон покинули свои посты в назначенный срок, без упреков и со всеми полагающимися «золотыми парашютами». Им нашлась «достойная» замена. Польские политики – лоббисты «майдана» плавно переместились из правительственных кресел в Варшаве на посты в Евросоюзе (пример экс-премьера Польши Дональда Туска, ставшего главой Европейского Совета, тут наиболее показателен).
Так что рассчитывать на объективное отношение европейских лидеров к России, в частности, на их часто декларируемое желание отделить экономические интересы от политического контекста отношений между Россией и ЕС, на данном этапе просто не приходится.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs