ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Иран: год в новой системе координат после отмены санкций

09:54 13.07.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Флаг Ирана у здания ООН. Фото www.ria.com.ua

В МИА Россия сегодня 11 июля состоялся «круглый стол» на тему: «Иран: год спустя после договоренности по ядерной программе». Эксперты обсудили процессы в Исламской Республике Иран, за год оживившие экономику и обострившие внутриполитическую дискуссию.

В преддверии годовщины со дня снятия санкций Совета Безопасности ООН с Ирана (в связи с его ядерной программой) активизировалось экспертное сообщество, готовое делать прогнозы относительно дальнейших шагов Исламской Республики Иран вплоть до выбора им себе союзников и стратегических партнеров. Дискуссия на эту тему развернулась за «круглым столом» в МИА «Россия сегодня». Точкой годового отсчета стал день 20 июля 2015 года, когда Совет Безопасности ООН (единогласно) принял резолюцию №2231, одобрив ядерное соглашение между Ираном и шестеркой международных посредников - Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Дальнейшие шаги Ирана в соответствии с этим документом призваны доказать развитие атомной программы ИРИ в мирных целях. Итогом десятилетних переговоров стали договоренности о том, что Иран избавится от 98% обогащенного урана, исключив попытки создания ядерного оружия. Тегеран взял на себя обязательства в течение 15 лет не обогащать уран свыше 3,67%. Ограничения предписывают ИРИ, что запасы обогащенного урана должны быть снижены до 300 кг, а избыток вывезен за пределы Ирана в Россию. В декабре 2015 года Россия завершила вывоз обогащенного урана из Ирана. За год Тегеран своих обязательств не нарушил. Доказательством тому могут служить два события. 27 мая ведущий координатор госдепартамента США по выполнению соглашения с ИРИ Стивен Малл на слушаниях в комитете Палаты представителей по международным делам заявил, что уран, вывезенный в Россию из Ирана, находится в безопасности. Второй момент - итог встречи на полях международной мирной конференции в Осло министра иностранных дел ИРИ Мохаммада Зарифа и госсекретаря США Джона Керри, состоявшейся 15 июня 2016 года. Предметом обсуждения также стало выполнение обязательств сторонами по ядерному соглашению.

Заместитель директора института прогнозирования и урегулирования политических кризисов Александр Кузнецов. Фото www.rian.ru

Итак, в течение года Иран был под пристальным вниманием не только МАГАТЭ, но и экспертного сообщества, аналитика которого дает некоторое представление о развитии событий по СВПД. Заместитель директора института прогнозирования и урегулирования политических кризисов Александр Кузнецов утверждает, что «процесс выхода Ирана из международной изоляции будет долгим и непредсказуемым и будет влиять на обстановку в регионе Ближнего Востока». Эксперт напомнил, что имплементация всеобъемлющего плана началась 16 января 2016 года, «она будет поэтапной, постепенной».

«Процесс выхода Ирана из международной изоляции будет долгим и непредсказуемым и будет влиять на обстановку в регионе Ближнего Востока».

Александр Кузнецов отметил некоторые позитивные моменты в связи с выполнением Ираном своих обязательств. По словам эксперта, идет разблокирование банковско-финансовых ограничений, что очень важно для экономики Ирана. Сняты санкции ЕС на импорт иранской нефти. Активизировалось одно из стратегических направлений – развитие взаимодействия со странами ЕС, свидетельством чему стали многочисленные визиты европейской дипломатии в Тегеран, а президент ИРИ Хасан Роухани побывал с визитами в январе 2016 года во Франции, в Италии, плюс визит руководителя президентской администрации ИРИ Мохаммада Нахавандиана в Лондон в марте этого года. «Постепенно ситуация разблокируется, и мы видим её позитивное влияние на иранскую экономику – наращивание экспортного нефтяного потенциала ИРИ, который уже достиг уровня 2011 года», - отметил Александр Кузнецов. По его словам, предполагается довести этот уровень до отметки 3,6 млн. баррелей в сутки, а затем и до 4 млн. Эксперт полагает, что этот процесс связан, в том числе, и с модернизацией нефтяной отрасли Ирана, а для этого нужны инвестиции. По приблизительным подсчетам министерства нефти ИРИ, это составит 50$ млрд. Второй позитивный момент в связи со снятием санкций – это улучшение макроэкономических показателей. Так, инфляция в ИРИ, которая достигала в 2013-2014 годах 40%, сейчас составляет менее 13% с тенденцией к дальнейшему снижению. Такой показатель может сыграть на руку команде Х.Роухани на предстоящих президентских выборах 2017 года, считает эксперт.

«Постепенно ситуация разблокируется, и мы видим её позитивное влияние на иранскую экономику – наращивание экспортного нефтяного потенциала ИРИ, который уже достиг уровня 2011 года».

Александр Кузнецов отметил и проблемы, которые были накоплены долгими 10-ю годами санкционных ограничений ИРИ. Ведь Тегеран пошел на большие уступки и компромиссы, подписав СВПД. Основная их цель – это улучшение экономической ситуации в стране, ослабленной отсутствием импорта-экспорта, и привлечение инвестиций и новых высоких технологий в страну. Но с инвестициями все непросто: иранское законодательство, отмечает эксперт, неблагоприятно для иностранных инвесторов. Да и крупнейшие банки, в том числе и европейские, не спешат идти в Иран, несмотря на снятие санкций с банковского сектора ИРИ. Эксперт отмечает недовольство части политических кругов Ирана сложившейся ситуацией. Тем более за время президентства Х.Роухани наметилось значительное социальное расслоение в Иране, свернуты многие социальные программы, что вызывает недовольство, зреющее в народе. «Часть иранской элиты, близкой к команде Роухани, – это иранские так называемые глобалисты - люди, которые хотят встраивания Ирана в политическую и экономическую мировую систему на выгодных для себя условиях», - сказал Александр Кузнецов. В качестве примера такого встраивания они рассматривают Турцию, полностью интегрированную в мировую систему. С другой стороны – в ИРИ есть определенные круги, связанные с корпусом «стражей Исламской революции», которые критически относятся к нынешней президентской команде и отслеживают все её промахи.

Кого же Иран выберет себе в союзники в ближайшее время? – Никого, полагает эксперт. По мнению Александра Кузнецова, Иран будет осторожно вступать в партнерские отношения и проводить свою линию: «Не Запад, не Восток,  - ислам».

Заместитель Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев сконцентрировал внимание на иранской ядерной программе. Он заметил, что до недавнего времени все доклады генерального директора МАГАТЭ назывались «Реализация соглашения о гарантиях договора иранской ядерной программы (ИЯП) и соответствующих  положений резолюций СБ ООН в ИРИ». Теперь же они носят название - «Верификация и мониторинг в ИРИ в свете резолюций 2231  2015 года СБ ООН».

Из этого эксперт делает вывод о том, что доклады Юкии Амано политизированы по сравнению с докладами предыдущего директора МАГАТЭ - Эль Барадеи. Кроме того, если раньше доклады состояли из 20 страниц с приложениями, то теперь – это всего пятистраничный доклад. Эксперт указал на некоторые моменты, вызывающие тревогу. По его словам, в начале этого года была выведена из строя часть реактора, которую специалисты просто залили цементом. «Иран, таким образом, показал, что он не использует реактор, - пояснил Владимир Евсеев, - но этот процесс не может быть необратимым». На это и обратил внимание журналистов военный эксперт. В Иране не проводятся работы по выработке ядерного топлива для этого реактора, а значит, Иран не реализует плутониевую программу.  «Иран закрыл свою плутониевую программу сознательно, - подчеркнул Евсеев. - Самой уязвимой областью и был процесс переработки ядерного топлива».

Владимир Евсеев указал на то, что соглашение, которое подписали ИРИ и шестерка международных посредников (Россия, США, Германия, Франция, Китай и Великобритания), носит временный характер, оно будет определяться до той степени, пока Иран не собирается создавать ядерное оружие. Поэтому проблему данного СВПД Владимир Евсеев видит в том, что  «оно не носит необратимого характера». Поэтому эксперт настроен скептически: «Отношусь скептически к этому соглашению - оно никому ничего не гарантирует». По словам Владимира Евсеева, в соответствии с этим соглашением непонятно, когда же будут все санкции окончательно сняты. Есть цифра в восемь лет, после чего Иран сможет делать закупки массового вооружения, а восемь лет достаточно большой срок. Эксперта беспокоит тот факт, что Иран все свои обязательства выполняет, но не получает того, на что рассчитывал, подписывая и без того невыгодное для себя соглашение. «Уверен в том, что до тех пор, пока Вашингтон не санкционирует смягчения ограничений, они не будут сняты, - сказал В.Евсеев. - Этого можно ждать не раньше весны следующего года, а в это время будут выборы в Иране, поэтому реально мы попадаем на лето 2017 года».

Заместитель Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев. Фото www.rian.ru

Почему эксперт уделяет такое внимание СВПД? Потому что, полагает Владимир Евсеев, его обязательная сила подлежит сомнению. «Государства, задействованные в подписании документа, это соглашение не ратифицировали, - сказал В.Евсеев, - а значит, обязательств юридической силы у этого документа нет». По прогнозам эксперта, в ближайшие пять лет Иран может стать сильнее и уже не пойдет на те условия, на которые вынужден был пойти сейчас. Сам себя Владимир Евсеев назвал «осведомленным оптимистом».

«Государства, задействованные в подписании документа, это соглашение не ратифицировали, - сказал В.Евсеев, - а значит, обязательств юридической силы у этого документа нет».

По поводу государств, которые Иран выберет себе в союзники либо партнеры, Владимир Евсеев исходит из логики процессов переформатирования Большой Евразии. Речь идет о евразийском всеобъемлющем партнерстве. Оно, несомненно, шире, чем территория и зона рынков ШОС, и в этом пространстве планируют принимать участие страны постсоветского пространства, ШОС, ЕАЭС и АСЕАН. Владимир Евсеев подчеркнул, что территория Большой Евразии «не будет охвачена американскими планами, включающими трансатлантическое партнерство». «Ирану будет интересно сотрудничать с такими крупными рынками, ИРИ заинтересован в евразийском всеобъемлющем партнерстве», - отметил Владимир Евсеев. По его мнению, тогда участие Ирана в ШОС может стать необходимым, поскольку это ключевое государство Ближнего Востока не захочет остаться в стороне от тех процессов, которые Россия и Китай сейчас запускают с участием Индии. Этот проект настолько интересен тем, кто хочет мирно торговать на евразийских рынках, что например, Египет тоже хотел бы выстроить свои отношения с ШОС, «даже Куба высказывает желание стать партнером по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества». Таковы рассуждения эксперта. И они небезосновательны. Возьмем один пример.

Недавно (в июле с.г.) российская компания РЖД и Иран подписали протокол о сотрудничестве по транзитному проекту «Коридор Север-Юг». В нем принимают участие Россия, Индия, Иран и Азербайджан. Протокол о сотрудничестве подписан всеми сторонами и уже к 7 августа из индийского города Мумбаи стартует демонстрационный поезд. Железнодорожный состав, следуя по транспортному коридору названных государств, привезет груз в Москву по согласованным тарифным ставкам с конкретными участниками коридора – своеобразная генеральная репетиция. Главная цель проекта «Коридор Север-Юг» – соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией железными дорогами Ирана, Азербайджана, России и Индии. Первоначально по нему ежегодно будут перевозить 5 млн тонн грузов, затем в два раза больше.    

 

Елена Дунаева, эксперт сектора Ирана Института востоковедения РАН. Фото www.v.kimo.com

Елена Дунаева, эксперт сектора Ирана Института востоковедения РАН считает, что стороны, подписавшие СВПД с Ираном преследовали свои цели в отношении ИРИ. Речь идет об изменении позиции Ирана  по некоторым проблемам Ближнего Востока. В частности, они питали надежды на смягчение стойких позиций Ирана по отношению к Израилю, по проблеме сохранения власти Башара Асада и прочих проблем региона. Действительно, Иран усилил свою вовлеченность в конфликты на Ближнем Востоке, - отметила эксперт. Елена Дунаева указала и на то, что «сразу после подписания СВПД, внутри Ирана развернулось движение против этого соглашения». «Мир увидел, что не все в Иране поддерживают это соглашение, - отметила эксперт, - вплоть до намерений свержения Хасана Роухани». По её мнению, это не могло не насторожить американцев относительно дальнейшей судьбы документа и иранской ядерной программы. Не исключено, что на саммите НАТО в Варшаве (8-9 июля 2016) возник вопрос о ракетной программе Ирана, которую также увязывают с ияп. В связи с этим Елена Дунаева предсказывает возможную смену нынешнего либерального курса правительства Ирана на «более жесткий и даже агрессивный курс». «Думаю, отношения Великобритании с Ираном будут развиваться, восстанавливаться, поскольку установлены прямые авиа контакты, восстановлены посольства в обоих государствах, а выход Великобритании из ЕС и само будущее ЕС отвлекут внимание от проблем Тегерана». Согласно мнению эксперта, Иран сможет уделять больше внимания своим азиатским соседям – Индии, Пакистану и Китаю. Елена Дунаева полагает, что Ирану самое время «уделить внимание своим соседям и повернуться на Восток».

«Отношения Великобритании с Ираном будут развиваться, восстанавливаться, поскольку установлены прямые авиа контакты, восстановлены посольства в обоих государствах, а выход Великобритании из ЕС и само будущее ЕС отвлекут внимание от проблем Тегерана».

Мнения экспертов «круглого стола» в МИА «Россия сегодня» отразили объективное положение дел в Иране и вокруг него, обрисовав ближайшую и более отдаленную перспективу развития Исламской Республики Иран после снятия санкций как минимум на пятнадцатилетие. Насколько велика или мала погрешность экспертных оценок, покажут предстоящие выборы 2017 года, у которых как минимум два сценария. А на этой неделе в Казахстане Иран принимает участие в Совещании министров иностранных дел прикаспийских государств, где обсуждаются вопросы экономики, экологии, безопасности, а также региональные и международные проблемы, которые Ирану легче решать в условиях снятия санкций СБ ООН.  

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати