Уже к концу текущего года мировое геополитическое пространство может претерпеть кардинальные изменения. В первую очередь они затронут состояние дел в Европейском союзе, а также принципы евроатлантической солидарности, лежащие в основе деятельности НАТО и других международных институтов. Это произойдет в том случае, если граждане Великобритании проголосуют на референдуме 23 июня против членства своей страны в ЕС, а американцы в начале ноября изберут 45-м президентом своей страны миллиардера-республиканца Дональда Трампа, известного своими призывами кардинально пересмотреть принципы внутренней и внешней политики США.
Насколько реально подобное развитие событий? Если говорить о перспективах Brexit (выход Великобритании из ЕС), то международные эксперты оценивают данное событие как вполне вероятное, хотя, по их данным, больше шансов на то, что британцы все-таки ответят положительно на вопрос «Нужно ли Соединенному Королевству остаться членом Европейского союза или покинуть Европейский союз?». Так, управляющий директор одной из ведущих инвестиционных компаний PIMCO британец Майк Эйми считает, что вероятность Brexit в настоящее время составляет 40%. «Существует весьма значительный шанс на то, что мы покинем ЕС» - подчеркивает он, призывая, правда, не драматизируя последствия данного шага для всего остального мира». (reuters.com) При этом социологические исследования демонстрируют, что британское общество в преддверии референдума фактически раскололось пополам. Компания YouGov в своем докладе сообщает, что за выход Великобритании из ЕС, и за сохранение страной места в «единой Европе» в настоящее время готовы проголосовать по 41% граждан. (d25d2506sfb94s.cloudfront.net)
По данным социологической службы ICM, за Brexit уже сейчас проголосовали бы 47% участников референдума, а против – 44%. (icmunlimited.com)
Наконец, компания ORB со ссылкой на собственные исследования указывает, что 51% британцев намерены проголосовать против выхода из ЕС (46% - «за»). (opinion.co.uk)
Расколото общества и ключевого партнера Великобритании по другую сторону Атлантики – США. Согласно опросам американского общественного мнения, кандидат-республиканец Дональд Трамп фактически ликвидировал отставание от демократки Хиллари Клинтон. А в том, что именно они сойдутся в решающей схватке за Белый дом, сомневаться уже вряд ли приходится. Социологическая служба Real Clear Politics приводит следующие данные общенационального опроса – 44% за Клинтон, 42,5% за Трампа. (realclearpolitics.com)
Похожие данные обнародовала 1 июня служба HuffPost Pollster: 43,1% за Клинтон, 40,7% за Трампа. (elections.huffingtonpost.com)
Какие же глобальные последствия могут иметь выход Великобритании из Евросоюза и победа Дональда Трампа в США?
В случае с Brexit говорить следует в первую очередь о финансово-экономической подоплеке – которая не сулит ничего хорошего ни ЕС, ни еврозоне. Еще в феврале текущего года министры финансов «большой двадцатки» выразили свою обеспокоенность подобным развитием событий, подчеркнув, что выход Великобритании из ЕС станет «шоком» даже для глобальной экономики. (telegraph.co.uk)
Тогда же директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предупредила о негативных последствиях даже самого референдума как такового, поскольку он вносит «неуверенность» в финансово-экономические дела. Сам же Brexit, по ее мнению, будет иметь негативные последствия «на всех фронтах». (theguardian.com)
А уже в мае Лагард высказалась еще апокалиптичнее, заявив, что последствия выхода Великобритании из ЕС будут варьироваться от «просто плохих до очень-очень плохих». (bbc.com)
При этом в самой Великобритании на последствия референдума смотрят гораздо спокойнее. Так, управляющий Английского банка Марк Карни считает, что риски для национальной экономики несут как выход страны из Евросоюза, так и сохранение членства в нем. (bbc.com) К числу последних он отнес пагубность нынешнего двойственного статуса Великобритании: являясь политическим членом ЕС, страна одновременно не является членом еврозоны, что создает проблемы при выработке собственной бюджетной стратегии и в деятельности лондонского Сити. С ним во многом солидарен и один из ведущих представителей британских деловых кругов – основатель компании JD Wetherspoon Тим Мартин. По его мнению, «если Великобритания решит покинуть ЕС, то в наших экономических и иных интересах и интересах наших европейских соседей будет сохранить дружественные отношения, прочные деловые связи, включая свободную торговлю и, я верю, свободный рынок труда». Тем не менее, по его мнению, быть вне ЕС лучше с точки зрения обеспечения экономических перспектив Великобритании. (news.sky.com)
Однако в Брюсселе, похоже, намерены пойти на принцип и попытаться наказать строптивых британцев, если те действительно скажут Евросоюзу «нет». И дело не ограничится возможным падением курса британского фунта стерлингов. Германская газета Tagesspiegel со ссылкой на собственные источники рисует следующий сценарий дальнейшего развития событий: «Высокопоставленные представители ЕС дали понять, что никакого «гармоничного развода» не будет: Брюссель не собирается идти на поводу у Британии. Все будет делаться для того, чтобы не допустить появления подражателей». «Лондон едва ли сможет рассчитывать на снисхождение. «Никто не станет встречать дезертиров с распростертыми объятиями», - заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. О последствиях для британцев высказался и глава крупнейшей фракции в Европарламенте Манфред Вебер: «Это будет означать уход с внутреннего рынка ЕС, прекращение сотрудничества в правоохранительной сфере, чем британцы активно пользуются, прекращение сотрудничества в сфере безопасности». Англии, по его словам, не стоит питать иллюзий: «Leave значит leave, и никаких особых условий» - пишет германское издание. (tagesspiegel.de)
Создание прецедента – это, действительно, одна из ключевых угроз для Евросоюза, проистекающая из предстоящего британского референдума. Вплоть до настоящего времени ЕС не покидало ни одно государство. Правда, в 1982 году в Гренландии, являющейся датской автономией, был проведен референдум о выходе из Евросоюза, на котором 53% населения высказались «за». Фактический выход острова из ЕС был оформлен в1985 году. Однако речь шла о демарше автономии, а потому говорить о полноценном прецеденте не приходится.
Другая угроза имеет непосредственное отношение к НАТО – куда Великобритания в любом случае продолжит входить. И здесь «яблоком раздора» может послужить небольшая скала на стыке Атлантического океана и Средиземного моря - Гибралтар – контроль на которой оспаривают Великобритания и Испания. Мадрид уже дал понять, что изменение статуса Великобритании в Евросоюзе позволит испанской стороне поставить вопрос и об изменении нынешнего статуса Гибралтара. Согласно данным испанских средств массовой информации, министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо уже пообещал поставить на обсуждение гибралтарский вопрос «на следующий день» после выхода Великобритании из ЕС.
Однако растущие противоречия между Великобританией и Испанией могут оказаться лишь незначительным эпизодом на фоне вполне возможных глобальных пертурбаций в НАТО в случае победы на грядущих президентских выборах в США Дональда Трампа. Его позиция по вопросам евроатлантической солидарности предельно простая, но она не сулит ничего хорошего Североатлантическому альянсу: НАТО устарела, она создавалась для решения других задач эпохи «холодной войны», а европейские союзники США должны принимать гораздо большее финансовое и иное участие в деятельности данной организации. В своем недавнем выступлении перед избирателями штата Висконсин Трамп раскритиковал союзников США по НАТО за то, что они не вносят «справедливый» вклад в деятельность военной организации. «Мы их защищаем, оказываем военную поддержку и так далее, а они обворовывают Соединенные Штаты. И что делаем мы? Ничего», - сказал политик. «Либо они нам выплатят все что недоплатили раньше, либо пусть убираются». – сказал Трамп. «Если НАТО развалится, то пусть развалится», - добавил он. А выступая в конце апреля в вашингтонском Центре национальных интересов с первой речью, посвященной внешнеполитическим вопросам, республиканец заявил буквально следующее: «Мы больше не отдадим нашу страну или наш народ в плен ложному очарованию глобализма. Национальное государство остается единственно верным основанием счастья и гармонии. Моя внешняя политика всегда будет ставить интересы американского народа и американской безопасности превыше всего». (vz.ru)
Сегодняшняя внешняя политика страны – «полный и тотальный провал» - убежден Дональд Трамп. По его мнению, лучшей помощью другим странам и союзникам США станет большее внимание к внутриамериканским проблемам и укрепление государства (прежде всего, финансово-экономическое). Отметив, что «ресурсы США слишком рассредоточены», про нынешних союзников Трамп сказал, что «если я стану президентом, я соберу саммит НАТО, чтобы пересмотреть не только финансовое участие, но и приспособить альянс к новым вызовам, включая миграцию и терроризм». Что же касается ключевых вызовов для США, то Дональда Трамп считает главным из них не Россию, а Китай – опять-таки не столько в военно-политическом, сколько в торгово-экономическом плане.
Комментируя предвыборные высказывания Трампа, в США заметили, пожалуй, главную отличительную особенность его программы: он выступает как сторонник укрепления США как государства, а не как фундамента «глобальной империи». А это, в свою очередь, сулит много неприятных неожиданностей как самой НАТО, так и европейским союзникам США, привыкшим апеллировать к Вашингтону в том числе в своих спорах и претензиях к России. А учитывая исторически сложившуюся евроатлантическую ось Великобритании и США – Brexit вкупе с победой Трампа может привести к кардинальному переформатированию всей европейской политики, поставив под сомнение состоятельность как ЕС, так и НАТО.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs