ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Сокровища Армении в Москве

17:11 14.03.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Экспонаты выставки. Фото Е.Студневой

В Государственном Историческом музее на Красной площади открыта выставка «Армения. Легенда бытия», на которой все 160 экспонатов – уникальны.

Впервые три ведущих музея Армении решились на столь беспрецедентный шаг – отправить в Москву на экспозицию раритеты, многие из которых никогда не покидали музейных хранилищ. Назовем эти сокровищницы - Музей Истории Армении, Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца. Представители каждого из них открывали вернисаж 10 марта в ГИМе. Директор ГИМ Алексей Левыкин на открытии сказал: «Проект уникальный, за долгие годы мы не припомним такой выставки, которая бы представляла историю своей страны на протяжении многих тысячелетий, и это не только история страны, но вообще армянской цивилизации. Думаю, что выставка вызовет огромный интерес».

 

Директор Государственного Исторического музея Алексей Константинович Левыкин.

Действительно, например, прибывшие на выставку в Москву рукописи из Исследовательского Института Матенадарана были отобраны из 31 тысячи древних рукописных памятников, хранящихся там. Все они созданы на территории исторической Армении, которая превышала современную её территорию в десять раз.

По словам руководителя издательского отдела музея Матенадаран Анелки Григорян, рукописные шедевры были собраны в музее из всех этнографических районов, где когда-либо существовали культурные центры. «Среди них - самая ранняя рукопись – IV века, фактически она никогда не вывозится, - отмечает Анелка Григорян. – А если откроете рукописи 9-10 веков н.э., то найдете фантастические изображения всех библейских сюжетов». Подчеркивая древнейшее происхождение пергаментов, Анелка Григорян отмечает, что армянский алфавит был создан в 401 году н.э. А первая книга, которая была написана на армянском языке – это Библия  в переводе с ассирийского. Рукописные памятники, представленные в экспозиции «Армения. Легенда бытия» выполнены и на пергаменте, и на бумаге. По оценке Анелки Григорян, состояние их невероятно хорошее. В цветных красочных иллюстрациях использовались лепестки красного растения кошениль. Именно благодаря этому цветку достигался необыкновенный красный оттенок – его нельзя назвать бордовым, алым или просто красным. «Даже у Леонардо отмечено: если хочешь использовать глубокий красный – возьми кошениль», - рассказала Анелка Григорян.

 

Руководитель издательского отдела Исторического музея Матенадаран Анелка Григорян. Фото Е.Студневой.

Напомним, в экспозиции представлены более 160 уникальных экспонатов из ведущих музеев Армении, охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Экспозицию открывают орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники - свидетельства высочайшего уровня развития ремесел, культуры и религиозных представлений. На их фоне выделяется серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Он выполнен из тонкого серебряного листа и сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Древний мастер, чеканя сцены охоты, войны, ритуальных действий, пиршества, избиения пленных, рассказывал потомкам эпос своего народа. Также в числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Мраморная статуя богини Афродиты – произведение искусства конца II – начала I века до н. э.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары – архитектурные сооружения из камня. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько макетов хачкаров XIII–XV веков.

 

Хачкары XIII-XV веков. Модель.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Это хотели подчеркнуть и устроители выставки. В витринах - церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Кресты, кадила, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями.

 

Крест с мощами Святого Георгия Победоносца, XVIIIвек.

Бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца. Как пояснил иерей Асавгик Карапетян, который служит в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является директором его музеев и архива, крест в армянской символике занимает особое место и располагается в ромбе. Из центра креста должны истекать лучи, поэтому он называется лучезарный крест.

 

Лучезарный крест.

«Крест – символ Иисуса Христа и Солнце – символ Иисуса Христа, ибо Иисус был истинным солнцем, с которым расцвела наша жизнь, - говорит Асавгик Карапетян. - Поэтому крест и солнце неразделимы». На выставке представлен такой крест, найденный во время раскопок. «Это типичный лучезарный крест – оружие нашего спасения, - сказал священник. - Солнце освещает путь человека к спасению». Всего из Первопрестольного Святого Эчмиадзина на выставку привезено 28 экспонатов.

 

Иерей Асавгик Карапетян - служит в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является директором его музеев и архива.

В экспозиции немало витрин с литургической утварью. Важную часть составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами - высокохудожественными произведениями искусства.

 

Евангелие XVв.

Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников. Самый древний рукописный памятник на этой выставке – Евангелие 1053 года. Коллекция из Меадзина. Подробнее о нем рассказал журналу «Международная жизнь» Ара Хзмалян – советник директора музея Матенадарана.

 

Ара Хзмалян – советник директора музея Матенадарана. Фото Е.Студневой

«Нам представилась уникальная возможность показать в таком количестве древние рукописи, - сказал Ара Хзмалян. - 90 процентов армянских рукописей были спасены в годы геноцида армян, они были переведены в Москву, а потом возвращены в Армению, благодаря чему и сохранились».  По словам Ары Хзмаляна, особенность музея Матенадаран заключается в том, что он является частью научного центра, т.е. все выставки имеют прочную научную основу. Долго разрабатывается концепция выставки. В хранилище числятся 22 тысячи рукописей, а выставляется в музее лишь 300 единиц. Под патронажем президента Армении Сержа Саргсяна в 2011 году был построен новый научный корпус, где создали прекрасные условия для хранения рукописных источников. «Мне есть с чем сравнивать, - говорит Ара Хзмалян – я работал в Берлинской библиотеке, был в Национальной библиотеке Франции и редко встречал технические и эстетические условия, которые созданы в Матенадаране». На вопрос, выдают ли читателям оригиналы рукописей, эксперт отметил, что в этом нет необходимости. Все они оцифрованы и их могут изучать и студенты, и ученые.

 

Евангелие XV в.

Уникальность представленных в экспозиции рукописей Армении отмечает и заместитель директора ГИМ Тамара Игумнова. «Мы хотим сделать презентацию публикации трехтомника армянских рукописей – говорит она. – В исключительной сохранности пребывают миниатюры – дыхание замирает, когда это видишь. Несмотря на геноцид, сохранены редчайшие памятники филигранной работы». Авторитетное мнение экспертов столь высокого класса лишь подтверждает даже первое впечатление от вернисажа в Государственном Историческом музее поистине уникальной выставки «Армения. Легенда бытия». Она будет работать до конца ноября 2016 года.

 

Кондак XIX век. Фрагмент.

Фоторепортаж 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати