Сокровища Армении в Москве

17:11 14.03.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Экспонаты выставки. Фото Е.Студневой

В Государственном Историческом музее на Красной площади открыта выставка «Армения. Легенда бытия», на которой все 160 экспонатов – уникальны.

Впервые три ведущих музея Армении решились на столь беспрецедентный шаг – отправить в Москву на экспозицию раритеты, многие из которых никогда не покидали музейных хранилищ. Назовем эти сокровищницы - Музей Истории Армении, Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца. Представители каждого из них открывали вернисаж 10 марта в ГИМе. Директор ГИМ Алексей Левыкин на открытии сказал: «Проект уникальный, за долгие годы мы не припомним такой выставки, которая бы представляла историю своей страны на протяжении многих тысячелетий, и это не только история страны, но вообще армянской цивилизации. Думаю, что выставка вызовет огромный интерес».

 

Директор Государственного Исторического музея Алексей Константинович Левыкин.

Действительно, например, прибывшие на выставку в Москву рукописи из Исследовательского Института Матенадарана были отобраны из 31 тысячи древних рукописных памятников, хранящихся там. Все они созданы на территории исторической Армении, которая превышала современную её территорию в десять раз.

По словам руководителя издательского отдела музея Матенадаран Анелки Григорян, рукописные шедевры были собраны в музее из всех этнографических районов, где когда-либо существовали культурные центры. «Среди них - самая ранняя рукопись – IV века, фактически она никогда не вывозится, - отмечает Анелка Григорян. – А если откроете рукописи 9-10 веков н.э., то найдете фантастические изображения всех библейских сюжетов». Подчеркивая древнейшее происхождение пергаментов, Анелка Григорян отмечает, что армянский алфавит был создан в 401 году н.э. А первая книга, которая была написана на армянском языке – это Библия  в переводе с ассирийского. Рукописные памятники, представленные в экспозиции «Армения. Легенда бытия» выполнены и на пергаменте, и на бумаге. По оценке Анелки Григорян, состояние их невероятно хорошее. В цветных красочных иллюстрациях использовались лепестки красного растения кошениль. Именно благодаря этому цветку достигался необыкновенный красный оттенок – его нельзя назвать бордовым, алым или просто красным. «Даже у Леонардо отмечено: если хочешь использовать глубокий красный – возьми кошениль», - рассказала Анелка Григорян.

 

Руководитель издательского отдела Исторического музея Матенадаран Анелка Григорян. Фото Е.Студневой.

Напомним, в экспозиции представлены более 160 уникальных экспонатов из ведущих музеев Армении, охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Экспозицию открывают орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники - свидетельства высочайшего уровня развития ремесел, культуры и религиозных представлений. На их фоне выделяется серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Он выполнен из тонкого серебряного листа и сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Древний мастер, чеканя сцены охоты, войны, ритуальных действий, пиршества, избиения пленных, рассказывал потомкам эпос своего народа. Также в числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Мраморная статуя богини Афродиты – произведение искусства конца II – начала I века до н. э.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары – архитектурные сооружения из камня. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько макетов хачкаров XIII–XV веков.

 

Хачкары XIII-XV веков. Модель.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Это хотели подчеркнуть и устроители выставки. В витринах - церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Кресты, кадила, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями.

 

Крест с мощами Святого Георгия Победоносца, XVIIIвек.

Бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца. Как пояснил иерей Асавгик Карапетян, который служит в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является директором его музеев и архива, крест в армянской символике занимает особое место и располагается в ромбе. Из центра креста должны истекать лучи, поэтому он называется лучезарный крест.

 

Лучезарный крест.

«Крест – символ Иисуса Христа и Солнце – символ Иисуса Христа, ибо Иисус был истинным солнцем, с которым расцвела наша жизнь, - говорит Асавгик Карапетян. - Поэтому крест и солнце неразделимы». На выставке представлен такой крест, найденный во время раскопок. «Это типичный лучезарный крест – оружие нашего спасения, - сказал священник. - Солнце освещает путь человека к спасению». Всего из Первопрестольного Святого Эчмиадзина на выставку привезено 28 экспонатов.

 

Иерей Асавгик Карапетян - служит в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является директором его музеев и архива.

В экспозиции немало витрин с литургической утварью. Важную часть составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами - высокохудожественными произведениями искусства.

 

Евангелие XVв.

Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников. Самый древний рукописный памятник на этой выставке – Евангелие 1053 года. Коллекция из Меадзина. Подробнее о нем рассказал журналу «Международная жизнь» Ара Хзмалян – советник директора музея Матенадарана.

 

Ара Хзмалян – советник директора музея Матенадарана. Фото Е.Студневой

«Нам представилась уникальная возможность показать в таком количестве древние рукописи, - сказал Ара Хзмалян. - 90 процентов армянских рукописей были спасены в годы геноцида армян, они были переведены в Москву, а потом возвращены в Армению, благодаря чему и сохранились».  По словам Ары Хзмаляна, особенность музея Матенадаран заключается в том, что он является частью научного центра, т.е. все выставки имеют прочную научную основу. Долго разрабатывается концепция выставки. В хранилище числятся 22 тысячи рукописей, а выставляется в музее лишь 300 единиц. Под патронажем президента Армении Сержа Саргсяна в 2011 году был построен новый научный корпус, где создали прекрасные условия для хранения рукописных источников. «Мне есть с чем сравнивать, - говорит Ара Хзмалян – я работал в Берлинской библиотеке, был в Национальной библиотеке Франции и редко встречал технические и эстетические условия, которые созданы в Матенадаране». На вопрос, выдают ли читателям оригиналы рукописей, эксперт отметил, что в этом нет необходимости. Все они оцифрованы и их могут изучать и студенты, и ученые.

 

Евангелие XV в.

Уникальность представленных в экспозиции рукописей Армении отмечает и заместитель директора ГИМ Тамара Игумнова. «Мы хотим сделать презентацию публикации трехтомника армянских рукописей – говорит она. – В исключительной сохранности пребывают миниатюры – дыхание замирает, когда это видишь. Несмотря на геноцид, сохранены редчайшие памятники филигранной работы». Авторитетное мнение экспертов столь высокого класса лишь подтверждает даже первое впечатление от вернисажа в Государственном Историческом музее поистине уникальной выставки «Армения. Легенда бытия». Она будет работать до конца ноября 2016 года.

 

Кондак XIX век. Фрагмент.

Фоторепортаж 

Ключевые слова: выставка Армения музей

Версия для печати