Видеомост Москва-Санкт-Петербург-Баку на тему: «Экономика постсоветских стран в условиях мирового кризиса» состоялся в МИА «Россия сегодня» 4 марта.
В фокусе внимания экспертов были экономики России и Азербайджана, интересы которых пересекаются на Каспии, а также в контексте рисков и вызовов в быстроменяющейся геополитической ситуации. Как выяснилось, и России и Азербайджану предстоят поиски сближения на экономическом треке в условиях новых возможностей и напротив – непредвиденных ограничений. Так, снятие санкций с Ирана открывает перспективы сотрудничества для обеих наших стран, а поведение Турции по отношению к России – дает шанс Азербайджану выгодно реализовать свои партнерские идеи в российском туристическом бизнесе, например. О поисках общего для наших государств экономического навигатора рассуждали на своих площадках эксперты из России и Азербайджана. В Москве – это был научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин. В Санкт-Петербурге - директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров. В Баку – группа экспертов: заместитель директора ИМЭМО РАН, руководитель Центра европейских исследований Алексей Кузнецов; политолог, член Союза журналистов Азербайджана Фикрет Садыхов и руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. Помогала вести беседу московской студии из Баку главный редактор ИА «Новости – Азербайджан» Гюльнара Мамедзаде.
С учетом изменения геополитической ситуации в мире вообще и в регионе Каспия в частности, риски и вызовы стали характерной особенностью «злобы дня» для экономик постсоветских стран. Снижение цен на нефть и некоторые другие факторы спровоцировали экономические трудности и для России, и для Казахстана, и для Азербайджана, как для стран-экспортеров нефти. Но если для России все-таки были возможности с наименьшими потерями преодолеть этот вызов, поскольку экономика диверсифицирована, то для Азербайджана это оказалось значительно болезненней, поскольку экономика его полностью зависит от нефтяной «статьи». Между тем, как отметили эксперты из Баку, власти Азербайджана сумели справиться с ситуацией и на данном этапе заняты поиском источников, способных компенсировать вклад нефтяной сферы в экономику страны. Как заметил Ильгар Велизаде, «в нефтяном фонде есть «подушка» экономической безопасности». По его словам, экономисты Азербайджана делают «серьезные расчеты по привлечению дополнительных средств в экономику путем совместных производств, транспортной инфраструктуры, идут консультации с финансовыми региональными институтами, с возможными странами-донорами, налаживается инвестиционное сотрудничество». Роль России в данной ситуации для Азербайджана важна как в двустороннем сотрудничестве, так и в многосторонних форматах.
Евгений Винокуров из Санкт-Петербурга предложил использовать следующие механизмы для привлечения инвестиций. «В текущем моменте как никогда актуальна диверсификация экономик, - подчеркнул эксперт. - Обе экономики (РФ и АР) существенно девальвировали свои валюты: упала цена на труд, на национальные ресурсы». Скромный, но красноречивый пример. Под Санкт-Петербургом работает завод по производству панелей для строительства социального жилья, которые по удачно сложившейся ситуации, экспортируют в Швецию. Это свидетельствует о том, что диверсификация сейчас – это реальная возможность, которой надо пользоваться. Для привлечения инвестиций широкие возможности может предоставить евразийский проект возрождения «Шелкового пути». Проект международный, и на данном этапе переходит в практическую плоскость. Стороны, участвующие в построении этого масштабного транспортного коридора, ведут расчеты, в том числе – возможности финансового участия, трудовыми ресурсами, банковскими инвестициями.
Эксперт рассмотрел и такой транспортный проект, как коридор Запад-Восток через Азербайджан и доказал, что он не перспективен, поскольку экономически не выгоден. Низкая его эффективность доказывается большим количеством мультимодальных перевозок через Каспий, через Черное море и по железным дорогам. При этом неоправданные транспортные расходы. А в результате транзитные потоки по маршруту Китай-Европа пойдут через железные дороги Казахстана и России. А перевозки по вектору Север-Юг через Азербайджан эффективны для транспортных потоков, поэтому имеют большой потенциал. Это мнение Евгения Винокурова. Оно было проиллюстрировано таким примером. Представим себе: производитель калия на севере России в Коми загружает свою продукцию на железнодорожные платформы и довозит их до Новороссийска. Затем перегружает на судна или платформы и везет через Суэцкий канал в страны Персидского залива. Там перегружает на фуры и только тогда довозит до конечного потребителя. Всё это вместе составляет 11 тысяч км с двумя перегрузками. А всё то же самое можно перевозить одним вагоном с «транспортным плечом» в 4 тысячи км. Вывод эксперта: усиление транспортных перевозок таким образом должно быть актуально для Азербайджана. По мнению Е.Винокурова, здесь у Азербайджана есть своя ниша. Эксперт также полагает, что инвестиционный потенциал России и Азербайджана не вполне реализован. Судите сами: российские инвестиции в экономику Азербайджана составляют 1,4 млрд. долларов, при этом 98% из них – за счет нефтебизнеса. Азербайджанские «вливания» в российскую экономику – всего 60 млн. долларов за счет производства стройматериалов и агропромышленной продукции.
Эксперт из Баку Алексей Кузнецов поддержал своего российского коллегу. Он полагает, что коридор Север-Юг представляет огромное поле для сотрудничества России и Азербайджана. Несколько лет назад компания РЖД начала активную инвестиционную деятельность с выходом на внешние рынки и готова помогать другим странам развивать строительство железных дорог. Для Азербайджана же просто быть транзитной территорией – не самое выгодное. Но, по мнению азербайджанских экспертов, необходимо формирование положительного имиджа их страны у российских инвесторов. Речь идет не только о развитии производств на внутреннем рынке страны, но и возможность работать совместно с Россией на другие страны, прежде всего – соседние, в том числе - прикаспийские. Что касается проекта «Шелковый путь», то Алексей Кузнецов отметил, что китайцы рассматривают путь через Азербайджан и Грузию, как важный. Поэтому надо активно подключаться к этому вектору. И хотя китайцы готовы всё делать сами, они всё же согласны на партнерские отношения. Включая экономический навигатор российско-азербайджанского сотрудничества в условиях кризиса, эксперты из закавказской республики рассматривают не только стратегическую линию, но и тактическую. В частности, - экспансию азербайджанского среднего и мелкого бизнеса в регионах России. «Надо объединять экономические потенциалы России и Азербайджана, - считает Алексей Кузнецов. - А если еще и учитывать потенциал Казахстана, то это будет способствовать снижению негативного влияния кризиса на экономики наших стран».
Тема российско-азербайджанского сотрудничества актуализировалась в связи с интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях между лидерами наших государств, начиная с 2013 года. После визита Президента России в Баку в 2013 году, в Азербайджан совершили поездки с официальными и рабочими визитами практически все ключевые министры российского Правительства. Была модернизирована политико-правовая основа для развития наших торгово-экономических отношений с учетом развития двусторонних контактов. Полтора года назад был принят документ, гарантирующий защиту взаимных инвестиций. Этот фактор для динамичного развития торгово-экономических российско-азербайджанских отношений особенно подчеркивали эксперты из Баку в ходе видеомоста. Они отмечали, что интенсивный характер взаимных контактов говорит о возможности совместных проектов, продиктованных экономической целесообразностью с обеих сторон. Если раньше коллеги из России и Азербайджана говорили о конкуренции на рынках нефти и газа, то теперь российская компания «Роснефть» рассматривает совместные работы на рынках третьих стран. Азербайджан и Россия заинтересованы открывать свои рынки для Ирана, например. Это – хорошее подспорье обеим странам в кризисной ситуации.
В обсуждении российско-азербайджанских экономических перспектив сотрудничества звучала тема ЕАЭС. Не смотря на то, что Азербайджан не входит в ЕАЭС и в ближайшее время не рассматривает для себя такую возможность, тем не менее, руководство страны не может не учитывать крупнейший в Евразии экономический рынок Евразийского экономического союза. А это - 180 миллионов человек, проживающих в странах ЕАЭС, это ВВП около 2 триллионов долларов, что в 30 раз больше ВВП Азербайджана, а значит, открывает широкие возможности для экономического рынка этой страны. Кроме того, в Евразийском союзе идут конструктивные процессы, такие как «обнуление» импортных пошлин, снижение различных тарифных барьеров, создается единое экономическое поле. Для Азербайджана - все это уникальная возможность роста собственной экономики. Но, как отметил Евгений Винокуров: «Возможности таких рынков сами не падают, как яблоки с дерева. Эти «яблоки» надо потрясти». Эксперты России и Азербайджана в ходе видеомоста между Москвой-Санкт-Петербургом и Баку убедительно доказали обоюдную заинтересованность наших стран в экономическом навигаторе для поиска совместных проектов на перспективных направлениях сотрудничества.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs