Уважаемые дамы и господа,
Сегодня мы провели третье заседание Российско-Арабского Форума сотрудничества, который был создан в 2009 г.
Мы одобрили развернутое заявление, которое будет распространено, и План действий по реализации принципов, целей и задач Российско-Арабского Форума на 2016-2018 гг. В этих документах мы изложили совместные подходы России и стран-участниц Лиги Арабских государств (ЛАГ) к наиболее «жгучим» проблемам международной политики, прежде всего, в отношении кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Особое внимание мы уделили проблеме международного терроризма. У нас единые позиции, которые заключаются в необходимости бескомпромиссной борьбы с этим абсолютным злом военными методами, путем пресечения каналов подпитки террористов, в частности т.н. «Исламского государства» и, конечно, в необходимости борьбы с распространением идеологии экстремистов и террористов.
В заявлении поддерживается инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта на универсальной международно-правовой основе и под эгидой ООН. Приветствуются усилия на треке борьбы с терроризмом, которые предпринимаются в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС, и те меры, которые принимают государства-члены ЛАГ по антитеррористической пропаганде, формированию основ для недопущения ситуации, когда терроризм будет пускать корни в новых странах.
Отмечаются действия, которые предпринимаются в Египте, ОАЭ, Алжире, на Бахрейне, в других странах региона по противодействию террористической идеологии. Мы считаем это очень важной сферой дальнейшего развития нашего сотрудничества, в том числе в рамках Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир», которая создана по линии нашего взаимодействия с Организацией исламского сотрудничества (ОИС).
Мы рассмотрели конкретные кризисы и конфликты в регионе, но делали это на основе общих принципов, которые предполагают признание права народов самим определять свою судьбу и судьбу своих стран, недопустимость вмешательства извне во внутриполитические процессы, необходимость уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств региона.
Под этим углом зрения мы рассмотрели усилия международного сообщества, в которых участвуют Россия и страны арабского мира, по содействию урегулированию кризисов в Сирии, Йемене, Ливии, по нормализации ситуации в Ираке, Сомали, других странах региона.
Все три участника сегодняшней пресс-конференции являются членами Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Сегодня мы подтвердили приверженность всем договоренностям, которые были достигнуты в рамках т.н. «Венской группы», СБ ООН. Подтвердили поддержку российско-американской инициативе о прекращении боевых действий, начиная с 00.00 часов (по Дамаску) завтрашнего дня.
При всей значимости и остроте конфликтов в Сирии, Йемене, Ливии, других странах этого региона на центральное место в нашем заявлении вынесена задача скорейшего возобновления усилий по мирному урегулированию палестино-израильского конфликта. Подтверждена позиция в пользу существенной активизации усилий в рамках «квартета» международных посредников. Российская сторона вновь подчеркнула, что считает крайне важным наладить теснейшее повседневное взаимодействие между «квартетом» и ЛАГ. Это является тем более необходимым, что именно Арабская мирная инициатива наряду с соответствующими резолюциями СБ ООН создает абсолютно четкую недвусмысленную основу для долгосрочного, устойчивого, всеобъемлющего урегулирования палестино-израильского и в более широком плане арабо-израильского конфликта. Арабская мирная инициатива должна служить основой для восстановления палестинского единства. Россия активно стремится содействовать достижению соответствующих договоренностей между ФАТХ и ХАМАС. В этом же направлении предпринимали и предпринимают усилия многие арабские страны. В свое время этим активно занимался Египет, сейчас соответствующие усилия предпринимает Катар. Мы договорились сотрудничать и на этом направлении.
Россия также подтвердила свою приверженность всем решениям международного сообщества, которое нацелено на создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Мы в тесном контакте со всеми заинтересованными сторонами продолжим продвигать задачу скорейшего начала соответствующего процесса.
Сегодня мы также подтвердили готовность продолжать нашу линию на оказание содействия нашим арабским друзьям в нормализации отношений между ними и Исламской Республикой Иран. Считаем это очень важной задачей, которая самоценна сама по себе, но решение которой существенно способствовало бы продвижению в урегулировании различных кризисов в регионе, включая сирийский, йеменский и ряд других. На это направлена наша известная концепция обеспечения безопасности в районе Персидского залива. Мы будем продолжать продвигать соответствующие инициативы в расчете на то, что в итоге сформируется необходимая критическая масса для завязывания предметного диалога по всем этим вопросам.
Вопрос: Каких конкретных результатов удалось достичь за время существования Российско-Арабского форума?
С.В.Лавров: Наверное, необходимо выслушать не только наши оценки, но и оценки наших арабских друзей. Думаю, что они во многом совпадают. Мы позитивно оцениваем развитие этого важного механизма. Сейчас, когда регион Ближнего Востока и Северной Африки буквально бурлит, перенасыщен кризисами и конфликтный потенциал в нем, к сожалению, не уменьшается, регулярный диалог имеет важнейшее значение. Мы проводим такой диалог на разных уровнях. Есть договоренность как минимум о ежегодных встречах министров иностранных дел, есть механизм встреч старших должностных лиц (это, как правило, уровень директоров департаментов). Сегодня мы договорились, что этот механизм будет регулярным, и его участники будут встречаться не реже, чем раз в 6 месяцев. Все это позволяет сделать системным наш политический диалог с Лигой арабских государств, заранее планировать повестку дня, причем не просто в контексте абстрактных академический дискуссий, а с прицелом на конкретный результат и практическую координацию действий в различных международных форматах.
Второе направление, где налицо конкретные результаты, – это торгово-экономические и инвестиционные связи. Помимо заметного устойчивого роста объемов взаимодействия в этой сфере по двусторонней линии, у нас создан и многосторонний механизм –Российско-Арабский деловой совет. Это очень полезная зонтичная структура, под эгидой которой проводятся форумы бизнесменов России и отдельных стран региона.
Со всеми странами ЛАГ у нашей страны давние добрые исторические связи, которые уходят корнями еще в эпоху середины прошлого столетия. Общение между людьми занимает очень важное место в наших сегодняшних отношениях. Как сказали мои коллеги, мы стремимся отразить в работе нашего форума обоюдные интересы наших граждан. В частности, гуманитарные и культурные связи будут стимулировать нас к созданию соответствующих рамок, которые сделали бы эти контакты более удобными. Мы поддержали идею наших арабских друзей по созданию в Москве центра арабской науки и культуры. Я убежден, это поможет расширению гуманитарных и образовательных обменов. Мы заинтересованы во всемерном поощрении туризма, готовы с этой целью к дальнейшему прогрессу в деле либерализации визовых режимов, которые у нас и так облегчены со многими странами региона.
Российско-Арабский форум – весьма полезная структура. Тот факт, что мы сегодня наблюдаем такое присутствие на министерском уровне, думаю, говорит сам за себя.
Вопрос: В контексте прекращения огня, насколько сейчас важно восстановить политический процесс, чтобы сирийские оппозиционные и правительственные делегации вернулись в Женеву 7 марта?
С.В.Лавров: С созданием Международной группы поддержки Сирии, т.н. «Венской группы», был действительно достигнут новый качественный уровень в усилиях мирового сообщества по содействию сирийскому урегулированию. Работа «Венской группы» была поддержана Советом Безопасности ООН, который принял резолюцию 2254, закрепив три приоритетных направления работы: облегчение гуманитарной ситуации в Сирии, скорейшее согласование условий перемирия и начало настоящего инклюзивного политического процесса. При этом было четко зафиксировано, что все три направления усилий должны развиваться параллельно, что никаких предварительных условий для политических переговоров не должно и не может быть.
С тех пор достигнут заметный и всеми признаваемый прогресс в доставке гуманитарной помощи нуждающемуся населению, в том числе в районах, блокированных как оппозицией, так и правительственными войсками. В соответствие с решениями Мюнхенской встречи Международной группы поддержки Сирии Россия и США как ее сопредседатели разработали документ об условиях прекращения боевых действий, который также позитивно был встречен в международном сообществе и сегодня будет одобрен Советом Безопасности ООН и заседанием МГПС в Женеве. Конечно, никаких стопроцентных гарантий никто дать не может, но есть очень серьезные основания, чтобы закрепить этот позитивный сдвиг и сделать его устойчивым.
Единственное направление, согласованное в рамках Венского процесса, по которому нет никаких позитивных перемен, – это политические переговоры. Связано это с тем, что отдельные группы оппонентов режима и их зарубежные покровители пытаются выторговать себе привилегированное положение, обеспечить какие–то позиции, которые будут создавать преимущество по сравнению с другими оппозиционерами. Все это, безусловно, не красит тех, кто этим занимается. Но теперь, когда достигнут реальный прогресс на гуманитарном направлении, когда согласованы условия по прекращению боевых действий, у этой группы «саботажников» политических переговоров не осталось никаких предлогов для того, чтобы продолжать выдвигать предварительные условия для начала межсирийского диалога. Будем надеяться, что те, кто имеют на них решающее влияние, сделают соответствующие выводы и снимут препятствия на пути всестороннего полноценного осуществления договоренностей, закрепленных в резолюции 2254 СБ ООН.
Вопрос: Уже через несколько часов в Сирии начнется выполнение режима прекращения огня. Каковы перспективы положительного начала? Какие группировки на данный момент готовы присоединиться к прекращению огня? Не считаете ли Вы, что объявленные Президентом САР Б.Асадом на 13 апреля парламентские выборы в Сирии, противоречат резолюции 2254 Совета Безопасности ООН?
С.В.Лавров: Я уже сказал, что, к сожалению, никто не может дать стопроцентных гарантий выполнения договоренности о прекращении огня. Договоренность достигнута и сегодня будет одобрена Советом Безопасности ООН, но это не значит, что она будет выполняться сама собой. Требуются повседневные усилия по сопровождению этой договоренности, по ее воплощению в практические шаги «на земле».
Успех зависит от целого ряда факторов. Во-первых, от способности всех внешних игроков поставить интересы сирийского народа и стабильности в регионе выше собственных неоимперских и прочих геополитических амбиций. Это означает, что все «внешние игроки» должны надавить на силы внутри Сирии, которые опираются на поддержку извне с той или иной стороны. Такое давление должно идти в одном направлении: все обязаны выполнять условия прекращения огня, как они были одобрены Советом Безопасности ООН. Такое одобрение сегодня последует.
Успех в деле реализации договоренности о прекращении боевых действий будет зависеть и от способности мирового сообщества выполнять уже принятые решения, включая резолюции 2199 и 2253 Совета Безопасности о пресечении потоков в Сирию из-за границы иностранных террористов-боевиков, о пресечении контрабандной торговли нефтью и прочими товарами, благодаря которой ИГИЛ получает существенную финансовую подпитку. Это предполагает установление жесткого контроля на внешних границах Сирии. Соответствующий механизм имеется в Совете Безопасности ООН. Важно, чтобы этот механизм честно и объективно докладывал СБ ООН, а не пытался прятать от Совбеза факты, как это иногда случается. Успех также будет зависеть от способности самих сопредседателей МГПС выполнять свои обязанности четко и без каких бы то ни было двусмысленностей. Не должно быть, в частности, спекуляций вокруг того, что «Джабхат Ан-Нусра», возможно, и не заслуживает исключения из режима перемирия сразу.
В рамках возглавляемой США коалиции не должно быть других двусмысленных разговоров про какой-то план «Б», подготовку наземной операции, создание каких-то буферных бесполетных зон, которые уже давным-давно были признаны абсолютно неприемлемыми. Необходимо, чтобы в рамках возглавляемой США коалиции прекратились попытки спекулировать на теме борьбы с террором. Например, вчера в ходе своего выступления по вопросам борьбы с ИГИЛ Президент США Б.Обама сказал, что невозможно мобилизовать мировое сообщество на эффективную борьбу с терроризмом, пока Президент САР Б.Асад находится у власти. Это полностью противоречит всем решениям, под которыми США подписались в Совете Безопасности ООН и которые гласят, что терроризм не может быть ничем оправдан. Наряду с подобным вольным или невольным оправданием терроризма есть попытки как бы с противоположного направления использовать антитеррористические лозунги для оправдания линии на прямое вооруженное вмешательство в дела суверенных государств и на уничтожение политических оппонентов у себя дома. Как Вы знаете, именно этим занимается нынешнее турецкое руководство. Мы солидарны с позицией ЛАГ, которая выразила резкий протест против попыток вмешательства Турции во внутренние дела Ирака. Ираком это не ограничивается. Здесь, наверное, тоже должна быть употреблена некая блоковая дисциплина.
Тем не менее, еще на этапе до вступления в силу прекращения боевых действий в предложенные сроки уже целый ряд участников конфликта заявляют о своем присоединению к режиму перемирия. Это уже сделало сирийское Правительство. Убежден, что аналогичным образом поступят и те, кто находится в Сирии с оружием в руках по приглашению законных властей САР. Это уже сделала Партия демократического союза и другие группировки сирийских курдов, а также целый ряд из многочисленных отрядов сирийской оппозиции на востоке страны, в том числе суннитские отряды, которые вышли на контакт с российскими военными. Об этом, кстати, можно почерпнуть информацию из репортажей российского телевидения. В поддержку перемирия выступили участники встреч сирийской оппозиции, которые проходили в течение последнего года в Каире и Москве. Я слышал, что т.н. «Высший комитет по переговорам», сформированный на встречах оппозиции в Эр-Рияде, тоже заявил о своем согласии с перемирием, но в отличие от всех других сделал это с оговоркой, что они будут соблюдать режим перемирия только две недели, хотя каких-либо предварительных условий и оговорок российско-американская инициатива не предусматривает.
Россия твердо привержена договоренностям, закрепленным в решениях «Венской группы» и в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Там четко изложен график политического процесса. Он начинается с переговоров между сирийским Правительством и всем, подчеркну, спектром оппонентов режима. Первые шесть месяцев отводятся на то, чтобы Правительство и все оппозиционеры на основе взаимного согласия договорились о формировании исполнительной структуры, которая подготовит новую конституцию, на основе которой должны состояться всеобщие выборы. На весь политический процесс отводится восемнадцать месяцев. Это график, с которым Совет Безопасности ООН призвал согласиться всех участников сирийского конфликта, разумеется, включая сирийское Правительство.
С.В.Лавров (добавляет после Министра иностранных дел ОАЭ А.Аль Нахайяна): Как видите, дискуссия продолжается. Тема относительно принадлежности тех или иных группировок к террористическим активно обсуждалась в Международной группе поддержки Сирии. Пока единственным общим для этого критерием является решение к тергруппировкам относить ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и связанные с ними структуры, как они определены в резолюциях Совета Безопасности.
Хотел бы искренне поблагодарить наших друзей из Лиги арабских государств за сегодняшнюю совместную работу, которая нам позволила конкретно продвинуться вперед по целому ряду очень важных проблем и создать условия для более эффективного взаимодействия по их решению.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs