Роботов уже давно привлекли к созданию автомобилей, а вот до летательных аппаратов дело пока не доходило. Сборка авиалайнеров по-прежнему остаётся задачей, которую может выполнить только человек.
Но новый совместный проект Лаборатории робототехники (JRL), которая привлекла к работе японцев и французов, и Airbus Group в будущем может избавить человека от утомительной и опасной работы и подарить ему роботизированного помощника.
Цель четырёхлетнего исследовательского проекта VALERI — создать робота, способного работать совместно с людьми в сложных условиях. Учёные надеются, что такой робот возьмёт на себя трудоёмкую работу, освободив тем самым время человека для более сложных задач.
На сегодняшний день большинство авиалайнеров собираются на конвейере, как и машины. Но это довольно дорогостоящий процесс, и к тому же трудоёмкий. Основная проблема состоит в том, что авиалайнеры из-за своей конструкции намного сложнее тех же машин или другой техники. Простые роботы с ограниченной манёвренностью справиться с задачами не могут.
Особенно трудно работать роботизированным устройствам при сборке внутренней части самолёта, где большое количество мелких деталей и труднодоступным мест.
Отмечается, что руководства по сборке и техобслуживанию содержат подробную иллюстрированную инструкцию о том, как добраться до определённых частей самолёта. Более того, компании порой нанимают работников определённого размера и роста, чтобы те смогли без труда поместиться внутри труднодоступных мест, таких как крылья самолёта.
Неудивительно, что обыкновенные роботы не могут справиться со сборкой авиалайнеров. Именно поэтому учёные проекта VALERI намерены создать роботизированного помощника, который сможет передвигаться в закрытых помещениях с неровными поверхностями, не натыкаясь на окружающие предметы.
Отмечается, что гуманоидные роботы должны будут уметь затягивать болты, очищать детали от металлической пыли и вставлять их в отверстия, и самое главное, проверять, верно ли выполнена задача.
Используя как основу роботов HRP-2 и HRP-4, учёные работают над созданием машин, которые смогут не только ходить, но и передвигаться другими способами.
JRL и её партнеры, чтобы добиться нужного результата, создают новые алгоритмы, чтобы научить робота человеческим движениям, которые помогут ему перемещаться по салону самолёта в процессе строительства ползком, становиться на колени и локти, подниматься по стремянкам и лестницам и так далее.
"Учитывая уникальный тип авиационной сборки и специализированный характер выполняемых задач, Airbus Group установила определённые условия. Например, роботы должны уметь передвигаться в узких пространствах фюзеляжа, выполнять сложные задачи из самых разных позиций. Одним словом, производителю нужны человекоподобные роботы, которые могут двигаться подобно людям и выполнять сложные функции", — говорит директор JRL АбдеррахманКхеддар (AbderrahmaneKheddar).
Скорее всего, готовый к использованию робот будет создан лет через 10-15. Зато в дальнейшем его можно будет использовать для сборки вертолётов и, возможно, даже космических кораблей.
По материалам: (http://www.vesti.ru)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs