Несмотря на то, что Румыния обладает членством в НАТО с 2004 г. и выступает участником программы стратегического партнёрства с США, румынские вооружённые силы (ВС), по мнению западных аналитиков, по-прежнему слабы, и не в состоянии адекватно реагировать на геополитические изменения в Черноморском регионе.
Под таковыми подразумеваются переход Крыма под юрисдикцию Российской Федерации и ослабление американского влияния в бассейне Черного моря.
Румынские ВС страдают от недостатка финансирования (до сих пор в строю находится устаревшая советская техника) и чрезмерной привязанности к операциям за пределами страны в рамках действий Международных сил содействия безопасности (ISAF). Программа модернизации армии, запущенная в 2007 г., успешно провалена (из 85 заявленных направлений модернизированы только 15). Навязываемая Вашингтоном и Брюсселем норма в 2% ВВП на нужды обороны будет достигнута Бухарестом только в 2017 г.(1).
Стремление Румынии выбиться в лидеры Юго-Восточной Европы превращает эту страну в проводника американской политики. По мнению американских аналитиков, румынские ВС должны отвечать за безопасность инфраструктуры для экстренной переброски войск НАТО в бассейн Черного моря (порт Констанца превращён в военно-транспортный узел ВМС США), противодействовать силам ЧФ РФ, и выстроить эффективную систему противовоздушной и противоракетной обороны по примеру Польши.
Поддержка Западом великорумынского проекта означает для Молдавии полную утрату суверенитета. Запад не заинтересован в нейтральной федеративной Молдавии. У западных рубежей Евразийского Союза Вашингтону нужна абсолютно прозападная Молдавия. Таковой она может стать только в составе Румынии, и "шестиминутное" правительство призвано осуществить эту авантюру.
Но добиться выгодной для себя реконфигурации региональной системы безопасности для полной реализации великорумынского проекта Бухаресту в одиночку не под силу, поэтому румыны идут на углубление сотрудничества с Польшей и Турцией (с одобрения ЕС и НАТО).
Начало польско-румынскому стратегическому партнерству было положено в 2012 г. рядом соглашений на уровне МИД и Минобороны. Под занавес 2015 г. Варшава и Бухарест утвердили новый план совместных действий на 2016-2020 гг. в сфере безопасности (консультации на высшем уровне по внешнеполитическим вопросам и вопросам энергетики, встречи экспертов обеих стран для выработки совместных решений, и т.д.).
Румынская сторона свою цивилизационно-политическую миссию в Молдавии видит дублированием такой же миссии Польши в отношении Украины (2,3). В Бухаресте пристально следят за происходящими тревожными событиями в Кишинёве, и системный кризис молдавской государственности предлагают устранить её ликвидацией путём поглощения Молдавии Румынией.
Румынию называют вторым форпостом НАТО на востоке (после Польши), и проект Великой Румынии выгодно сочетается с польским проектом Междуморья - создание антироссийского блока государств от Балтики до Черного моря. Проект Междуморья гибок, и может иметь различные конфигурации, сохраняя главный посыл: создание от Прибалтики до Украины антироссийской дуги.
В этом проекте, как и в проекте Великой Румынии, Варшаве и Бухаресту отводится роль региональных лидеров, каждый из которых будет присматривать за своим "геополитическим огородом": румыны за Юго-Восточной Европой; Польша - за Центрально-Восточной.
Для завершенности этой затеи необходимо сотрудничество Польши и Румынии с Турцией, чему и был положено начало в 2012 г. (на данный момент состоялось пять раундов совместных польско-румыно-турецких консультаций) (1).
Без Турции действий одного Бухареста для противодействия России в Черном море недостаточно. Как недостаточно усилий одной Польши для превращения Балтийского региона в плацдарм русофобии. В связи с этим Бухаресту и Варшаве рекомендуется расширить сотрудничество с Прибалтикой и Болгарией на основании ст.3 Устава НАТО о совместном наращивании военного потенциала для отражения вооружённого нападения.
Украине и Грузии отводится роль "баз подскока" на подступах к Крыму, которые следует привязать к НАТО через активизацию программы Восточного партнёрства. Румынии в этой программе отводится ключевая роль, в т.ч. через привлечение молдавской армии к совместным антироссийским проектам
Налицо подготовка Брюсселем и США натиска на восток по всей длине балто-черноморской дуги с целью обеспечения господства над территорией от Финского залива до Кавказа, с превращением западных и южных рубежей Евразийского Союза в рубежи незатухающей войны.
1) http://cepa.org/sites/default/files/RomSec.pdf).
3) http://www.radiownet.pl/publikacje/polska-rumunia-partnerstwo-strategiczne
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs