Читая труды западных интеллектуалов (философов, социологов, геополитиков, и т.д.), обращаешь внимание на их заядлую привычку указывать в качестве отрицательного примера для подтверждения или опровержения своих социально-философских и геополитических теорий на Россию или Советский Союз.
И, напротив, как на положительный и жизнеутверждающий пример, они ссылаются на исторический опыт коллективного Запада, приписывая последнему всё передовое и демократичное, и оставляя на долю не Запада все отсталое и жестокое.
В этой связи труды американского геополитика Збигнева Бжезинского стали притчей во языцех. В «Великой шахматной доске» он описывает алгоритм геополитического противостояния США с евразийскими странами, и ратует за распространение американского влиянии за тысячи миль от американской территории.
З. Бжезинскому отдельное спасибо за откровенность. Прочитав его, понимаешь, что либерализм – это идеологическая изнанка стремления США добиться мировой гегемонии. Но не все авторы так прямолинейны, как З. Бжезинский. Есть и такие, кто действует не кованым сапогом, а мягкой лайковой перчаткой.
Много копий было сломано в дискуссиях вокруг Карла Поппера и его книги «Открытое общество и его враги». В ней автор рассматривает широкий спектр социально-управленческих теорий, от Платона до Маркса и современного либерализма. По классике жанра, венцом интеллектуального творчества в этом произведении предстают либерализм и демократия. Платон причислен к врагам открытого общества за его кастовый подход к политике, согласно которому управлять государством способен не каждый. К. Поппер оспаривает этот тезис.
Но, если в социальном плане кастовость не может быть оправдана (все слои населения должны быть равны перед законом, иметь равные возможности и обязанности), то в интеллектуальном плане кастовость – жест самой природы. Ницше по этому поводу воскликнул «Братья мои! Люди не равны!».
Труд К. Поппера написан в мягкой научной манере, но без ссылок на «тоталитарное прошлое» некоторых стран не обошлось и здесь. Заранее либерализму и западной демократии такие авторы даруют индульгенцию, упоминая о преступлениях стран торжествующего либерализма лишь вскользь, походя, и практически никогда не останавливаясь на них.
«Дорога к рабству» экономиста Фридриха фон Хайека, написанная в 1944 г., тоже несёт в себе заметный идеологический заряд. Рабство – это всё, что не имеет отношения к западному стилю экономических отношений. Свобода – это всё, что подчинено теории рыночных отношений.
Достижения либеральной экономики никто не оспаривает, но то, что приносит процветание Западному полушарию, необязательно принесёт процветание Восточному полушарию. Экономика – это сплав экономических теорий с народным менталитетом. Слепое копирование здесь отнюдь не залог успеха. Идеи Ф. фон Хайека столкнулись с критикой, в т.ч., среди западных учёных.
Вне поля зрения авторов, обладающих столь широким кругозором и глубокой эрудицией, остаются исторические факты, не позволяющие однозначно трактовать либерализм, как положительное мировоззрение. В работах этих авторов в негативной коннотации будет упомянут Маркс, Ленин, Сталин, но не будет упомянут, например, Черчилль, о прямой причастности которого к ужасному голоду в Бенгалии говорят индийские авторы (1,2).
Великобритания, родина одного из основоположников либеральной экономической теории, спровоцировала голод не только в Бенгалии, которая страдала от смертельной нехватки пищи пять раз. Был ещё картофельный голод в Ирландии, и прочие «прелести» либерального хозяйства.
Но западные авторы предпочтут зациклиться на голоде в СССР в 1932-1933 гг., обойдя неудобные нюансы, как, например, негибкая позиция Запада относительно тогдашнего экспорта/импорта советской и западной продукции.
У читателя создаётся впечатление, что жестокость в странах, куда не ступала нога западного либерала – это сама суть не западных режимов, а жестокости, совершённые странами победившего либерализма – это всего лишь нездоровое, но легко поддающееся лечение отклонение, виной которому не сама либеральная идеология, а неуёмное рвение отдельной части политического истеблишмента. Т.е. легко исправимая ошибка, лишь слегка омрачившая доброе имя либеральной идеологии.
На самом деле, жестокости и подавления свобод в царстве либерализма совершается не меньше, чем в других частях планеты. Особенно наглядно это продемонстрировал XXI в. Вторжение США и европейских стран в Югославию, Ирак, Ливию, Сирию послужило причиной смерти миллионов людей в странах, где либерализм ещё не победил, но очень хочет победить. И потому идёт туда с бомбами и ракетами. Открытое общество беспощадно к своим идеологическим оппонентам.
Труды же либеральных авторов используются, как интеллектуальное оружие, нацеленное в головы зарубежных гуманитариев. Такие знания не столько просвещают, сколько «контузят» эти головы. К. Поппер прямо писал, что его «Открытое общество …» - это ответ, направленный против советской и нацистской систем. Поскольку воинствующий либерализм был одним из звеньев триады коммунизм – либерализм – нацизм, книгу К. Поппера западные политики восприняли благожелательно. С таким же успехом К. Поппер мог бы написать книгу «Открытое общество и его бомбы». Но не написал.
К. Попперу не мешало бы подробней остановиться на сотрудничества западных либералов с нацистами, но от этой темы он предпочёл отвернуться. Хотя, наверняка бы писал всё на ошибки отдельных представителей либерального истеблишмента, а не всей системы, в целом. Интересно было бы у них спросить, деятельность известного либерала Джорджа Сороса и его фонда «Открытое общество» - это частный сбой в системе, или её неотъемлемый внешнеполитический атрибут?
Но так ли это? После крушения Советского Союза, этой последней «империи зла», как считали в Вашингтоне, пространство идеологического манёвра для либерализма и демократии расширилось, но миру спокойствия это не принесло. Только на территории бывшего СССР и его союзников произошли десятки вооружённых конфликтов и войн, в разжигании которых зарубежные демократы-либералы принимали самое непосредственное участие.
Вырисовывается прямая зависимость: чем больше геополитических и идеологических побед одерживает западная демократия, тем больше крови и жертв это приносит миру, что подтверждают даже американские дипломаты (3).
Наш век показал нам всю призрачность либеральной сказки, что заставляет нас не так доверчиво верить апологетам открытого общества.
1) http://lenta.ru/news/2010/09/10/famine/
3) http://www.kommersant.ru/doc/2888413
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs