В МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс- конференция, в ходе которой Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (далее АТОР) рассказала гостям об итогах непростого уходящего года и перспективах предстоящего туристического сезона, включая три главных вектора туризма: выездной, въездной и внутренний.
Выездной туризм
На пресс- конференции были представлены точные данные, благодаря которым можно увидеть «туристическую» картину по различным направлениям. В 2015 году туристическая отрасль нашей страны пережила несколько значимых изменений, главными из которых стали закрытие двух популярнейших направлений отдыха в Египет и Турцию, банкротство авиакомпании «Трансаэро» и девальвация рубля. Сложная экономическая ситуация привела к падению спроса на зарубежные курорты среди россиян на 31,4%. Чего и стоило ожидать, незамедлительно последовало резкое сокращение туристических агентов выездного туризма. На сегодняшний день эксперты насчитывают 685 туристических компаний на территории России. Скорее всего, эта цифра в 2016 году сократится на 25%, при условии, что обстановка в стране останется неизменной. При ухудшении политической и экономической ситуации ожидается сокращение до 50%.
Планировать отдых становится сложнее
Ситуация складывается таким образом, что российский турист крайне зависит от малейшего колебания цен. В течение 2015 года 12% людей отказались от раннего бронирования туров. Количество туристов покупающих путевки за 2-3недели сохраняется. Однако покупки "горящих" билетов за несколько дней до вылета при этом увеличились. Эта тенденция говорит о том, что российским гражданам крайне сложно подстроиться под постоянные изменения курса валют и политического климата. По словам Майи Ломидзе, число тех, кто будет бронировать билеты в последние дни будет расти.
Въездной туризм
В этой сфере ситуация также была названа беспрецедентной. Майя Ломидзе назвала предпосылки туристического въездного сезона 2016 «шикарными»: «Мы получили колоссальное увеличение въезда иностранцев, потому что это стало очень дёшево. Нашей страной очень интересуется такая платежеспособная страна как Иран, однако очень многие туристы жалуются на сложности при получении виз. Второй рынок – это Индия, где количество необходимых для выезда документов также снижает спрос. Надеемся, что в следующем году ситуация изменится в лучшую сторону и для иностранцев получение виз станет легче. На сегодня это самая главная проблема въездного туризма».
Еще одна проблема – отсутствие продвижения туризма по России за рубежом. Совсем недавно созданы так называемые представительства «Visit Russia». Их деятельность заключается в повышении туристического интереса иностранцев к России. Майя Ломизде подчеркнула: «Мы очень рассчитываем, что это повлияет на картину сезона 2016 года».
Прогнозы
Нынешний курс рубля, безусловно, позитивно отразится на въездном туризме, при условии, что российские объекты размещения не решат поднять цены выше темпов инфляции. Тогда иностранцам станет невыгодно приезжать. Это может привести как минимум к стагнации спроса. При сохранении нынешней экономической ситуации рост въездных туристов продолжится. Также увеличится количество сезонов, потому что многие туристы, в частности китайцы, очень хотят увидеть настоящую русскую зиму.
Однако поездка по регионам России для иностранных туристов может оказаться нелегким испытанием. Во многих населенных пунктах отсутствуют надписи и указатели на английском языке, что значительно усложняет навигацию. Также есть сложности с питанием. Особенно это актуально для индийских и китайских гостей. Для них российская еда крайне непривычна и многие из них нуждаются в отдельном меню. Для гостиничного бизнеса открываются новые перспективы по созданию специализированных отелей для иностранцев из дальних стран, где им будет предоставлены максимально комфортные и привычные условия проживания.
Внутренний туризм
Несмотря на многочисленные заявления о том, что в течение последнего года отечественный туризм стал крайне популярным, ни о каких заявленных 30% прироста в этом сегменте говорить не приходится. Рост спроса среди соотечественников на поездки по стране достиг 10-15%.
Главные тенденции этого направления: перетекание самостоятельных туристов в сегмент организованных и снижение цен за счет увеличения транспортного сообщения по направлениям Крыма, Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика. Главными проблемами для внутреннего туризма остается недостаточно развитая инфраструктура и качество сервиса. Сложности также доставляет отсутствие информации об отечественных курортах, необычных местностях и возможных вариантов отдыха. В СМИ мало конкретной информации, которая смогла бы сформировать у потребителя четкую картину отдыха в России.
Крымская эйфория
Ажиотаж вокруг крымского туризма может привести к кардинальным изменениям, если местные туроператоры не будут бдительны. Эйфория местных турагентов привела к тому, что было озвучено повышение цен летнего сезона в 2016 по этому направлению на 30%. Однако, как уже не однократно упоминалось, российский турист крайне зависим от малейших изменений ценовой политики. При подобном повышении цен Крым может остаться без туристов в ближайшем будущем.
Недосягаемый и прекрасный Дальний Восток
Отдельной темой пресс-конференции стало обсуждение туристического потока на Дальний Восток. Майя Ломидзе отметила: «Я не знаю ни одного человека, который не хотел бы поехать туда. В стране есть колоссальный отложенный спрос по этому направлению. Я очень рассчитываю, что нам с министерством культуры удастся развивать продвижение неизведанных маршрутов».
Камчатка, Хабаровск, речные маршруты по Амуру, Байкал и прочие подобные путешествия вызывают огромный интерес россиян и иностранцев, однако отдаленность и нехватка персонала приводят к тому, что цена поездки очень высока и сопоставима с поездкой за границу.
Необходимо выработать специальную политику цен для туристов в организованных группах. Еще одна необходимая мера - программы финансирования туроператоров, которые будут разрабатывать неизведанные маршруты внутри страны, где есть отложенный спрос, но невероятно высокая цена. В этом, по словам Майи Ломидзе, необходима помощь государства: «Только при субсидировании рейсов может быть взрыв спроса». Ведь на сегодняшний день, цена поездки на Камчатку -45.000 руб., Хабаровск-30.000руб. Для многих семей подобные цены окажутся неподъемными, ведь на двоих придется потратить около -120.000 руб. На эти деньги можно съездить в Таиланд на 10 дней. Базовая стоимость билета должна быть снижена минимум на 10.000 руб., необходимо «продавить» цены туров до уменьшения на 15.000. И даже подобные меры не приведут к массовому туризму, но и Дальний Восток пока что не готов к принятию миллионов гостей.
Особенности и перспективы туристического сезона 2016
Прежде всего, необходимо учитывать, что любые изменения будут резко отражаться на туристическом поведении в грядущем году. Подобный уровень чувствительности потребителя к цене диктует свои правила работы в туристической сфере. Необдуманное повышение цен туроператорами приведёт к тому, что люди будут отдыхать дома.
На сегодняшний день главная задача туристической политики России - перехват турецкого и египетского потока отдыхающих. Очень сложно найти альтернативу Египту, потому что это было самое популярное направление отдыхающих в зимний сезон. На данный момент ведется активная работа по политике снижения цен и упрощению процедуры получения визы в Болгарии, Италии и Греции.
В ходе пресс-конференции неоднократно звучало слово «беспрецедентный». И действительно, новые вызовы для туристической сферы рождают новые направления и проекты, осваиваются новые направления, а политика цен остается непредсказуемой. Для российского туриста подобный переходный период создает сложности в планировании отдыха заблаговременно, однако открывает и новые перспективы. При эффективной реализации озвученных на пресс-конференции планов, для наших отдыхающих могут стать доступными поездки на зарубежные курорты, которые раньше не входили в список демократичных (Болгария, Италия, Греция). Иностранцев также может ожидать увлекательное знакомство с «загадочной Россией» по доступным ценам и в комфортных условиях. При обдуманном и эффективном использовании сложившихся обстоятельств, можно реализовать огромное количество проектов, но только время покажет, чем обернется эта «беспрецедентная» ситуация.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs