Когда в прошлом месяце ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24 вблизи сирийско-турецкой границы, мир затаил дыхание. Все спрашивали друг друга: «Ответит ли Путин?». Все боялись, что Москва ответит, используя военную силу. В конце концов, Путин не славится тем, что уклоняется от драки. Конечно, нападение на члена НАТО будет рассматриваться как нападение на весь военно-политический блок, поэтому в таком случае мы могли бы стать свидетелями повторения ситуации с убийством эрцгерцога Австрийского, которое привело к Первой мировой войне.
Однако Путин держал в рукаве туза. Вместо того, чтобы направить на Анкару флотилию стратегических бомбардировщиков Ту-95, прозванных в НАТО «Медведями», Москва спустила на Турцию свору специалистов пропаганды, целью которых стала кампания по разоблачению роли Турции в организации террористами ДАИШ прибыльного нефтяного бизнеса. Ощущение было такое, словно Путин ждал, чтобы Турция предоставила ему повод. Спустя всего лишь несколько часов после сбития самолета воздушно-космических сил РФ он обвинил Турцию в закупках нефти у террористов ДАИШ, а в адрес Эрдогана сказал, что «тот нанес удар в спину». Это обвинение и личное оскорбление были произнесенены Путиным во время встречи с королем Иордании Абдаллой. Начиная с этого момента, Москва приступила к ежедневным обвинениям Эрдогана и его семьи в финансировании международного терроризма, а кульминацией всей этой медийной кампании стало легендарное заявление-презентация Министерства обороны России с демонстрацией фотоснимков нефтевозов, видео авиаударов и с картами, на которых указан подробный маршрут доставки похищенной террористами нефти.
Как оказалось, урон от такой стратегии получился куда больше, чем несколько рейдов бомбардировочных эскадрилий. Всему миру был продемонстрирован тончайший и сложнейший механизм незаконных поставок нефти с месторождений в Сирии и Ираке, и для Эрдогана это стало ничем иным, как конфузом библейского масштаба. Такая стратегия также помогла информировать мировое сообщество о масштабах деятельности ДАИШ при поддержке международных акторов. На минувшей неделе Россия пошла дальше, даже предположив, что к нефтяному бизнесу ДАИШ могут быть причастны США. Вашингтон и Анкара всецело отрицают данные обвинения, однако с каждым новым видео из Москвы США и Турции все труднее объяснять, почему террористам ДАИШ с легкостью удается доставлять контрабандой нефть через турецкую границу, причем безнаказанно. Будьте уверены, Россия чертовски хорошо знает, что происходит на местах, однако в отношении США Москва применила ту же стратегию, что и в начале октября, когда Путин вежливо пригласил Вашингтон объединить усилия в борьбе с ДАИШ. В частности, несмотря на медийные удары по Турции (о которых упоминалось выше), в целом Москва занималась представлением Вашингтону доказательств, словно Кремль серьезно рассчитывает, что Белый Дом примет все к сведению и расторгнет альянс с Турцией. То же самое Россия делала в начале октября, когда пригласила США объединить усилия в борьбе с терроризмом.
В обоих случаях Москва знает, что Вашингтон замешан в поставках оружия, в финансировании и подготовке суннитских экстремистов, а делая громкие заявления и предлагая союзы и одновременно предоставляя свидетельства государственного терроризма, Кремль ставит Белый Дом в неудобное положение: Америку эффективно заставляют публично объяснять, что происходит, а когда речь заходит о Сирии, невозможно ничего объяснить, не раскрыв всего масштаба этого фарса. Что ж, на случай если США нужна дополнительная «помощь», чтобы определить, знают ли они, что их союзник в Анкаре в реальности поддерживает «террористов» (так Сергей Лавров называет ДАИШ), или чтобы выяснить, в курсе ли правая рука Эрдогана, что делает его левая рука, существует «группа поддержки» в лице Ирана. В пятницу, 4 декабря, секретарь Совета политической целесообразности Мохсен Резайи, выступая перед журналистами, заявил: «Иранские военные советники в Сирии зафиксировали на фото и видео все маршруты нефтевозов ДАИШ в Турцию. Если турецкие власти не осведомлены о том, что террористы из ДАИШ торгую нефтью на турецкой территории, мы можем предложить соответствующие разведданные».
Тем временем, иранский дипломат и аналитик Сеэд Хади Афгани в интервью информационному агентству Sputnikсделал следующие заявления:
«Следует отметить несколько ключевых моментов. Во-первых, важно понять, достоверно ли то, что покупка Турцией нефти, похищенной террористами ДАИШ, происходила с ведома президента Эрдогана, его сына и зятя. Реакция Эрдогана и турецких властей говорит об одном: они шокированы и сбиты столку тем, что у Москвы есть свидетельства этого. Все это окажет значительное влияние на позиции турецких союзников по НАТО».
«Наши военные советники и инструкторы находятся в самом эпицентре событий. Наши специалисты вовлечены в работу по трем направлениям: стратегическому, тактическому и информационному. Они находятся в контакте со своими российскими коллегами. Усилиями наших стран (России, Ирана, Сирии и Ирака) был создан Информационный центр борьбы с террористами и ДАИШ».
«Корме того, при проведении боевых операций против террористов наши специалисты тесно работают с Сирийской Арабской Армией и солдатами ливанской «Хезболлы». В связи с этим, между нашими военными службами происходит обмен разведданными, а определение маршрутов контрабандной доставки нефти в турецком направлении происходит при помощи фото- и видео-фиксации».
«Если Эрдоган продолжит отрицать эти факты, [Иран] предоставит дополнительные неопровержимые «железобетонные» доказательства, например, фото и видео, нефтяных конвоев, а также их навигацию по системе глобального позиционирования GPS».
Все это происходит на фоне отправки Эрдоганом войск и танков в Ирак, где проиранские шиитские ополченцы пообещали нападать на все «интересы» Турции, и где некоторые шиитские политики в центральном правительстве в Багдаде призывают премьер-министра Ирака Хайдера Джавада Аль-Абади обратиться к России с просьбой о «прямом военном вмешательстве» с целью изгнания турок (подробнее об этом см. нашу аналитическую выкладку).
В завершении приведем еще одну цитату из интервью иранского дипломата Афгани:
«Крайне амбициозная политика президента Эрдогана окончательно разрушила отношения со многими странами. Действия Анкары (сбитие российского самолета, неуважительные заявления в адрес иранского руководства и вторжение турецких танков на территорию другой страны – Ирака) указывают на то, что Эрдоган пытается разжечь пожар новой войны в уже нестабильном регионе».
Источник: http://www.zerohedge.com/news/2015-12-07/iran-has-irrefutable-evidence-turkeys-role-isis-oil-trade
Публикацию и комментарий подготовил Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, независимый международный обозреватель
В своей исторической «Валдайской» речи в октябре 2014 г. Президент Владимир Путин фактически очертил круг главных стратегических союзников России в борьбе за создание нового многополярного мирового порядка: это Китай и Иран. С тех пор данные союзнические отношения не только не ослабли, но и окрепли: Россия выступила активным сторонником заключения исторического «ядерного соглашения» между Ираном и представителями ведущих мировых держав. Теперь, когда Россия вступила в упорную борьбу на геополитическом и нефтяном фронтах, поддержку России оказывает Иран: как на нефтяном фронте, так теперь и в отношении зарвавшегося «султана», особенно после его «предупреждения» политическому руководству Исламской республики: так, по странному стечению обстоятельств, у Турции стали возникать проблемы с газоснабжением, в чем Анкара немедленно обвинила Тегеран.
Исторически Турция и Иран были соперниками на Ближнем Востоке как в политическом (обе страны имеют имперское прошлое, знавшее периоды расцвета и величия), так и в культурно-цивилизационном аспектах (султаны Османской империи именовали себя «Халифами правоверных» (суннитов), а иранские шахи были защитниками шиитов). Однако сегодня охлаждение политического диалога между двумя ведущими государствами на Ближнем Востоке выходят за рамки традиционного регионального соперничества: современная Турция, при всех своих амбициозных планах неоосманизма, является послушным орудием в руках предводителя лагеря однополярного мира, который тонко играет на личных амбициях исламистского политического руководства Турции, которое не имеет ничего общего с той демократической и светской Турецкой республикой, основы которой заложил Мустафа Кемаль Ататюрк.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs