ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Искаженная Истина Ислама

13:38 09.12.2015 • Елизавета Антонова, журналист-международник
Елена Оганесян, cпециальный корреспондент

Фото с сайта pressmia.ru

Растущее напряжение на Ближнем Востоке, обширный поток мигрантов из арабских стран, угроза терроризма – все это в последнее время стало актуальной повесткой дня для СМИ и мирового сообщества в целом. Является ли религиозный фактор, в частности Ислам,  главным в развертывании насилия и конфликтов во всем Мире?

7 декабря в стенах пресс-центра МИА «Россия Сегодня» состоялась лекция  ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, востоковеда-арабиста, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Микульского под названием «Основные течения в исламе: история, география распространения, вызовы XXI века».

В ходе встречи обсуждался ряд проблем, связанных с историческим опытом сосуществования Ислама и других религий, ситуацией разрозненности мусульманских течений, сложностью вероисповедания неофитов и распространением радикальных учений.

История, география распространения, основные положения

Ислам – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где (как и во всей Аравии) господствовало язычество. Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад (ок. 570–632) начал свою проповедь в возрасте 40 лет. Распространение ислама продолжалось и при четырех «праведных» халифах – преемниках Пророка (Абу Бакре, Омаре, Османе и Али; правили 622–661), а затем при Омейядах (661–750) и при Аббасидах (750–1258), охватывая обширное пространство от Среднего Поволжья до Мадагаскара и от границ Китая до юга Франции.

Ислам не знает такой четкой иерархичной и соборной системы как в церкви, и догматики, в том смысле, какой был бы верен применительно к христианству. Вместе с тем сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков (включая Моисея и Иисуса), Писания (в их числе – Тора и Евангелие), Судный день (порой к ним присоединяют и веру в предопределение). Пяти основным догматам соответствуют и пять главных культовых обязанностей, известных как «пять столпов ислама»: исповедание веры («шаха̄да», произнесение формулы инициации – «свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Его»), ежедневная пятикратная молитва («с̣ала̄т», «намаз»), пост в месяц рамадан («с̣аум», «ураза»), милостыня («зака̄т» – в размере 2,5% от дохода), паломничество (хотя бы раз в жизни, при возможности) в Мекку («х̣а̄джж»).

В мусульманской империи – халифате складывалась новая мировая культура, ассимилировавшая различные культурные традиции (включая философско-научное наследие античности) и достигшая наибольшего развития в 9–12 вв. Конец «золотому веку» ислама и арабо-мусульманской культуры положило падение Багдада под натиском монголов в 1258 и уничтожение Аббасидского халифата. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов – собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др.

В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. человек, гл. обр. в странах Азии и Африки. Большинство мусульман (85–90%) составляют сунниты, остальные – шииты.

Сунниты и шииты: общее и частное

Два главных течения ислама – суннизм и шиизм – возникли в результате раскола мусульманской общины по вопросу о верховной власти, ознаменовавшегося гражданской войной 657 г. между халифом Али и его соперником Му‘а̄вией. В ходе этой войны выделилась группа хариджигов («восставших»), сочетавшая политический эгалитаризм (выборность халифа, на пост которого может претендовать любой член общины, независимо от его социального или этнического происхождения) с догматическим фатализмом. Сторонники же Али (двоюродного брата, воспитанника и зятя пророка Мух̣аммада), впоследствии получившие название «шииты», отстаивали наследственность и сакральность халифства (имамата).

Востоковед Дмитрий Микульский разъяснил гостям некоторые особенности течений: «Главное отличие шиитов от суннитов заключается в понимании происхождения верховной власти и её природы в мусульманской общине. Шииты стоят на более мистической позиции: пророк умер, но способность общаться с божеством, по их мнению, осталась. Что касается алавитского учения, то оно очень эзотерическое и в полной мере раскрывается только посвящённым. Между ними гораздо больше общего, чем различий. Это и вера в Аллаха, и признание пророческой миссии пророка Мухаммеда — и те, и другие в этом согласны», — отметил эксперт.

«Между ними гораздо больше общего, чем различий. Это и вера в Аллаха, и признание пророческой миссии пророка Мухаммеда — и те, и другие в этом согласны»

Два основных источника вероучения ислама – это Коран и сунна, или хадисы («предания» о Пророке, его изречениях и деяниях). С точки зрения мусульман, они представляют собой разные виды Откровения – «богоизреченное» (или «продиктованное», всецело исходящее от Бога, как по своему содержанию, так и словесному выражению) и «боговдохновенное» (словесное оформление которого преимущественно принадлежит самому Пророку).

Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом. «Лучший из вас, – говорит Пророк, – не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих». Следуя этой установке, мусульманская этика отвергает безбрачие, благословляет труд и богатство. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Преобладавшее в нем понимание этого догмата призывало человека прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Всевышнего, а что окажется ему неподвластным, то и следует стоически принимать как предопределенное. Со временем, отчасти благодаря деятельности мистиков-суфиев, в религиозном сознании мусульман божественный детерминизм воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма.

«Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом»

Классическая политическая теория ислама, сложившаяся в условиях халифата (см. ал-Ма̄вардӣ), отстаивает единство религии и государства. Но и здесь политический идеал не является безусловно теократическим. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, ибо ислам не знает «духовной», священнической власти. В строгом смысле теократическая (а точнее, иерократическая) идея свойственна шиитскому исламу.

Культура ислама характеризуется «ортопраксизмом», преимущественной ориентацией на выработку «правильного поведения», нежели на формирование «правильной веры». Отсюда в ней примат права над догматикой. В фик̣хе (включающем в себя, помимо собственно правовой проблематики, культовые вопросы) прежде всего получило развитие гражданское и уголовное право, в меньшей степени разрабатывались государственное и международное. Как самостоятельная научная дисциплина складывалась теория и методология права – «’ус̣ӯл-фик̣х», в рамках которой формировалось учение о четырех «источниках» права: двух «материальных» источниках – Коране и сунне; и двух «формальных» – консенсусе (иджма̄‘) и суждении по аналогии (к̣ийа̄с).

Мусульманская реформация

Многие исследователи выделяют как «мусульманскую реформацию» процесс обновления ислама, начавшийся в середине 19 в. и представленный Джама̄л ад-Дӣном ал-Афг̣а̄нӣ, его египетским учеником Мух̣аммедом ‘Абду, турком Намиком Кемалем, индийцами Амиром Али и Мухаммедом Икбалом. Параллельно с этим направлением развивалось и фундаменталистское течение, крайней формой которого выступает пуританское движение, возникшее в Аравии под руководством Мух̣аммада Ибн ‘Абд ал-Вахха̄ба и известное как ваххабизм.

В 19 в. появились и два ответвления ислама, далеко выходящие за его прежние рамки, причем первое – в шиитском исламе (Иран), второе – в суннитском (Индия): бахаизм, с его идеологией межконфессионального мира и согласия, и Ах̣мадийа, отличавшееся своим синкретическим мессианизмом.

В своей лекции профессор уделил особое внимание сектам, которые стали горьким плодом под сенью исламских разветвлений. Так члены запрещенного «ИГ» выпадают из массы подобных направлений, потому что убивают христиан, которые не нарушают мусульманские, а живут по своим законам.

В заключение

Напомним, что на торжественном открытии огромной семиглавой соборной мечети в Москве В.Путин обратил внимание на проблему искажения религиозных учений следующим высказыванием: «Мы видим, что происходит на Ближнем Востоке, о чем уже здесь говорилось. Там террористы из так называемого «Исламского государства», компрометируя великую мировую религию, компрометируя ислам, сеют ненависть, убивают людей, в том числе и священнослужителей. Варварски уничтожают памятники мировой культуры. Их идеология построена на лжи, на откровенном извращении Ислама».

Не идеализируя потенциал межрелигиозных отношений, Дмитрий Микульский напомнил, что, несмотря на бытующее мнение о том, что «Ислам – это религия меча», зачастую получается, что он лишь инструмент в руках тех, кто неплохо зарабатывает деньги на разжигании межконфессиональной розни, за счет неофитов, ищущих, порой, ценностные ориентиры и смысл своей жизни. Ведь не секрет, что мир, в условиях глобализации, следуя за Западом, принял на себя модель развития истории в рамках материальной причинно-следственной связи, а традиционный, «не извращенный» радикализмом ислам предлагает человеку другую альтернативу.

Очевидно только то, что в современном мире знание основ мусульманства - важнейшее оружие против деятелей и вербовщиков так называемого «Исламского Государства», потому что иначе отличить экстремистские трактовки Писания от классических очень сложно. Ведь имена тех же пророков и посланников Аллаха звучат в провокативной пропаганде террористов.

Используемые материалы:

http://iph.ras.ru/elib/1298.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати