«Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом»[1] Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Кавказский геополитический клуб представил экспертному сообществу и журналистам новый доклад под названием «Исламское государство: сущность и противостояние». Главные вопросы аналитического обзора: с чем же столкнулась Евразия сегодня в лице ИГИЛ? Чем обусловлено такое стремительное распространение идей радикалов? Как с этим бороться?
Авторы сошлись во мнении, что главная особенность сегодняшнего терроризма - мощнейшее идеологическое манипулирование.
В создании аналитического доклада, подготовленного под общей редакцией секретаря-координатора Кавказского геополитического клуба (далее КГК) Яны Амелиной и эксперта Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрея Арешева, принимали участие девять авторов, которые знают об экстремизме «из первых рук». В частности, представлен раздел под названием «ИГ» на пути к полноценному государству» Игоря Панкратенко, который лично посетил места «процветания» ИГИЛ. В написании работы также принимали участие такие эксперты как Георгий Векуа, Евгений Бахревский, Александр Евграфов и другие. Я.Амелина отметила: «Проблема Исламского государства во многом является проблемой пропагандистской. Нет идеологии, отвечающей запросам людей, которые идут в подобные группировки. Именно религиозность является главным мотиватором ИГИЛ, социальные и политические аспекты - потом. Нам необходима идеология, которая была бы противопоставлена исламскому экстремизму».
Искажение Ислама - важная составляющая пропаганды идеологии современных террористических группировок. Сегодня в мире происходит борьба различных мусульманских течений. В новом докладе опубликованы приложения-фетвы, в которых можно увидеть многочисленные обращения к исламскому сообществу, с тем, что все действия ИГ противоречат Исламу, ведь суть мусульманской «идеи войны» заключается в отражении посягательства. Более того, местность, где не препятствуется совершение обрядов не может входить в так называемую «территорию войны»[2]. Проблема трактовки писаний также обостряется тем, что зачастую люди идут не в мечеть, а к проповедникам, где и встречаются с радикалами.
Молодое поколение считается благодатной почвой для религиозных идеологов: благодаря небольшому жизненному опыту, отсутствию критического мышления и впечатлительности.
В докладе представлен раздел о методах агитации исламского государства в социальных сетях. Я.Амелина отметила, что сегодня религиозные спекулянты вкладывают огромные деньги в современные медиа-технологии на разных языках. Кстати, русский - третий в этом массиве. Многие сайты блокируются, но моментально появляются новые ресурсы, где у радикальных идеологов снова появляется возможность для атаки.
Распространение метастаз подобных идеологий ускоряет религиозная безграмотность. Я.Амелина подчеркнула: «Православные очень мало знают об исламе и это взаимно». Именно поэтому в новой аналитической работе приводятся рекомендации по противодействию этой ситуации: «развитие и укрепление соработничества Русской православной церкви и Духовных управлений мусульман в сфере совместного проведения мероприятий в молодежной среде с целью профилактики радикализма…».
По словам А.Амелиной и А.Арешева в рамках одной книги нереально осветить все грани вопроса, но в ней совместными усилиями можно выработать ценные рекомендации. Главный выход, который предлагают авторы этого доклада, заключается в идеологическом противодействии, ведь «продолжение прежнего безыдейного существования невозможно»[3].
Очень важно проводить мероприятия, направленные на выработку общей принадлежности, чтобы сгладить этнические и конфессиональные отделения, которые имеют место быть практически в каждой стране. В некоторых регионах постсоветского пространства, например, существует огромное количество трудностей, которые начались сразу же после распада СССР. Ряд проблем очень сложно решить моментально и всегда найдутся радикалы, которые готовы предложить «свое решение», опираясь, якобы, на положения из Корана.Для выхода из идеологического кризиса не исключается использование элементов советского опыта, применительно к современным условиям. Ведь в рамках СССР уживались совершенно разные народы, объединенные общей идеей и стремлениями.
Надо сказать, что работа вызвала широкий резонанс в информационной и интеллектуальной среде. Презентация доклада состоялась в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве, в Национальной научной библиотеке Владикавказа. В Дагестане 12-13 ноября проходит Всероссийская конференция на тему «ДАИШ (ИГ). Информационно-психологическое противодействие терроризму на Северном Кавказе», где основной темой конференции будет обсуждение доклада «Исламское государство: сущность и противостояние».
Необходимо отметить, что Кавказский геополитический клуб – это «многопрофильная площадка, призванная объединить ведущих экспертов Северного Кавказа и Закавказья в сфере геополитики»[4]. В задачи Клуба также включена издательская деятельность. В печатном виде уже выпущены следующие работы: «2015: угрозы и надежды. Материалы экспертного опроса по итогам 2014 г.» и «Сборник материалов конференции «Геополитика Большого Кавказа...».
Ссылка на текст доклада «Исламское государство»: сущность и противостояние:
http://www.kavkazgeoclub.ru/sites/default/files/pdfpreview/dokladig-final.pdf
Используемые источники:
[2] «Территория войны» или «Дар аль-харб» (араб. دار الحرب — дом войны) — территории, где ислам не господствует, где не действует в качестве главного мусульманский религиозный закон, где мусульмане подвергаются притеснениям и где ислам ещё не распространился, — всё, что не входит в дар аль-ислам.
[3] «Исламское государство»: сущность и противостояние. Аналитический доклад / Под общей редакцией Я.А. Амелиной и А.Г. Арешева. Владикавказ: Кавказский геополитический клуб, 2015. –С.-177
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs