Политические институты государства приобретают определенную форму и стиль, согласующиеся с господствующей идеологией и господствующими философскими воззрениями. Для каждой идеологии и каждой философии уготовано своё время, и своё место.
Политику Германии 1933-1945 гг. невозможно рассматривать без учета человеконенавистнических особенностей нацистской идеологии. Политику Соединённых Штатов, в т.ч., текущую, невозможно рассматривать без учёта идеологии либерализма, венцом творения которой является американское государство.
В последние годы приверженцами либерализма уделяется много внимания популяризации философских воззрений Айн Рэнд (эмигрантки из Советской России Алисы Розенбаум), для чего учреждён Институт Айн Рэнд, и ряд родственных структур. Институт проводит мероприятия и в России, с намерением обьяснить россиянам, чем философия Айн Рэнд, именуемая объективизмом, хороша (1).
В 1950-1970 гг. книги А. Рэнд пользовались большим успехом у американского читателя. Провозглашаемые в них принципы легли на благодатную почву, ибо ни к чему так не восприимчива душа и ум англосакса, как к либерально-капиталистическим тезисам.
А. Рэнд – принципиальная защитница капитализма. В её понимании, это единственная система, которая дарит свободу личности (2). Финансовые воротилы – двигатели прогресса, поскольку плодами их интеллектуально-деловой деятельности пользуются те, кто не в состоянии достичь высот сам: наемные работники, обслуживающий персонал, который получает плату за свой труд.
Альтруизм обращён к слабым, а не сильным членам общества. Богатые и успешные филантропы держат на плаву жизни неспособный к самостоятельности и высоким заработкам социальный балласт себе в ущерб (3).
Это созвучно взглядам Ницше, но было бы натяжкой ставить между А. Рэнд и автором «....Заратустры» знак равенства. Философия Ницше и А. Рэнд элитарна, но ориентирована на разные архетипы: духовный у Ницше, и торгово-ремесленный у Рэнд. Философия последней уже, мельче, проще. Её объективистская теория ценностей насквозь материалистична, заземлена. Ей хватает радикализма, но не духовного размаха. Она уступает в философичности знаменитой полемической апологии крайнего индивидуализма Макса Штирнера (4).
Ницше называли глашатаем касты кшатриев (воинов). Рэнд можно назвать глашатаем касты торговцев и ремесленников (вайшьев). Кшатрии стоят на ступень ниже брахманов (мудрецов), вайшьи стоят ниже кшатриев. В индуизме брахманы ведомы силой благости, кшатрии – силой страсти, вайшьи – силой невежества.
Политическое поведение США – это практическое отражение либеральной идеологии, флагманом которой США являются. Объективизм гласит, что человеческие ценности объективны, постигаются человеческим разумом через рациональное их восприятие. Объективизм утверждает тезис, что «А всегда равно А», вне зависимости от мнения наблюдателя, которое является субъективным.
Вдаваться в подробности философии объективизмах сейчас нет смысла, но следует указать на её родственность идеологии универсальных ценностей, которую США используют для оправдания своих деяний по всей планете.
Если все ценности – объективны и рациональны, они универсальны для всех стран и народов. Носитель и пропагандист этих ценностей (в нашем случае, США) являет пример трезвого рационализма и объективности, а его оппоненты – носители иррациональных и субъективных оценок. Стоит объективность заменить объективизмом, с его ключевым понятием разумного эгоизма (одна из работ А. Рэнд называется «Добродетель эгоизма»), как принцип универсальных ценностей приобретает диктаторские черты.
Действия Вашингтона в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии – это политика, подкреплённая объективизмом. Каждое государство эгоистично в реализации своих политических и экономических интересов (Карл Шмитт призывал не экстраполировать на политическую реальность, которая живёт своими моральными категориями, стандартные нравственно-этические нормы хорошо/плохо, справедливо/несправедливо), но только Соединенные Штаты, во имя эфемерных универсальных ценностей, свергают неугодные режимы, и развязывают войны.
Универсальные ценности не имеют границ. Понятия счастья и свободы абстрактны, а, значит, трудно осязаемы в количественном и качественном отношении. Измерить их объём и вес невозможно, что даёт возможность увидеть отсутствие свободы (или её присутствие) там, где этого нет.
На Украине, где царит неонацистский шабаш, Вашингтон видит свободу и демократию. В России, где в почете антифашизм и принципы суверенной демократии, свободы Вашингтон не видит.
С тем же шаблоном США подходят к сирийской проблеме, впутывая её в тугой клубок своих «добродетельно-эгоистических» интересов. Сирийское правительство здесь – тот самый сторонний наблюдатель, «страдающий» крайней степенью субъективизма, «искажающего» окружающую политическую реальность, растолковать которую под силу только носителю рационально- объективистского мировоззрения, т.е. Соединённым Штатам.
Объективизм – это антиэтатизм в том смысле, что невмешательство государства в социально-экономические процессы рассматривает, как благо. Но есть области, являющиеся прерогативой государства – это политика. Частной политика быть не может, и потому она всегда государственна.
Предотвратить проникновение объективистских теорий в политическую среду невозможно, и потому объективизм, вполне предсказуемо, стал одним из идеологических инструментариев капиталистического мира. Объективизм имеет не только экономическое, но и политическое измерение. Под воздействием это инструментария политическое взаимодействие Запада с другими странами приобрело законченные черты эгоизма, окончательно растерявшего приписываемую ему добродетельность.
1) https://inliberty.timepad.ru/event/257406/
2) http://www.inliberty.ru/library/569-sankciya-zhertvy
3) http://philo.abhinav.ac.in/Objectivism/Ayn%20Rand%20-%20The%20Virtue%20of%20Selfishness.pdf
4) Штирнер, Макс «Единственный, и его собственность» (Лейпциг, 1844)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs