Светлана Соснова: РНК ЧЭС поможет бизнесу поднять страну

00:32 29.10.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Российский Национальный Комитет по Черноморскому Экономическому Сотрудничеству открывает Международную Школу Профессиональных Кадров в Москве. Школа призвана готовить управленцев для малого и среднего бизнеса, общественных проектов и программ не только в сфере российской экономики, но и для 46 государств ЧЭС, ШОС, БРИКС и СНГ.

Об этом амбициозном, но тем не менее вполне реальном проекте журналу «Международная жизнь» рассказала основатель и руководитель Школы - Светлана Дмитриевна Соснова, заместитель Председателя Российского Национального Комитета по Черноморскому Экономическому Сотрудничеству (РНК ЧЭС).

 

«Международная жизнь»: Светлана Дмитриевна, добрый день! Как Вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в России на данном этапе развития страны?        

С.Д.Соснова: Наше пристальное внимание обращено именно к этому сегменту, который нам может дать комфорт, а также - и рабочие места, самозанятость. Мы часто ловим себя на мысли, вот бы здорово сходить в домашнюю лавку и купить вкусное молоко, булочку и т.д. молоко и булочка должны быть свежими, вкусными, домашними, органически чистыми. Это частный пример малого бизнеса. Он находится в «зачаточном» состоянии. А ведь малый и средний бизнес - опора экономики страны и нашей собственной жизни. На сегодня профессиональные компетенции преподавательского состава оставляют желать лучшего, не говоря уже о системе подготовки.

«Международная жизнь»: Так в чем причина нехватки малого и среднего бизнеса в нашей жизни, по Вашему мнению?

С.Д.Соснова: Причин несколько. Начальное, средне-техническое профессиональное звено и высшая школа в нашей стране не готовят управленцев. Известно, в каком состоянии у нас находится образовательный процесс в целом: у молодых людей сегодня нет системных управленческих знаний. Если советская школа (от детского сада до вуза) обучала человека системному мышлению по принципу причинно-следственных связей, давала человеку системные знания, то сегодня нестыковка в подготовке будущих профессионалов имеет большой разрыв с потребностями дня.

«Международная жизнь»: Вопрос не риторический – кто виноват?

С.Д. Соснова: Мы оперируем понятиями пятого и шестого технологического уклада (цикла) по Кузнецову. И сейчас мир – Россия в том числе - переходит в шестой технологический уклад. Одним из его характерных признаков является, в частности, активное развитие робототехники. Однако профессорско-преподавательский состав вузов не готов давать знания, навыки и умения для студентов высшей школы на уровне, соответствующем данному (шестому) укладу. Преподавателя, в общем принятом контексте, у нас нет, т.к. он является одномоментно и преподавателем, и экспертом, и партнером. А т.к. мы даем микрофинансирование на втором и третьем модулях, то преподаватель у нас в трех ипостасях, см.выше. Мы заключили договор с компанией «Инвестиционная Россия», которая дает возможность микрофинансирования для обучающихся в Школе. По нашим рекомендациям, без залогов им будут выдавать от 30 до 300 тысяч рублей. Этого хватает для того, чтобы зарегистрировать компанию, сделать презентацию, фирменную стилистику и т.д.

«Международная жизнь»: Вы говорите об экономических вузах?

С.Д.Соснова: Я говорю о подготовке управленческих кадров, ибо любой бизнес является проектом. Проектная деятельность имеет сроки, ответственность сторон, стоимость работ, результат и т.д. Сегодня в России не готовят управленцев с навыками проектной культуры. Да, у нас есть несколько вузов, которые готовят управленцев. Это МГУ им. М.В.Ломоносова и РАНГиХС. В выступлениях нашего лидера звучит, что необходимо восстановление планирующего начала (госплана), которое будет создавать условия для экономической системы на достижение поставленных целей, а самое главное, - обеспечение квалифицированными кадрами, способными разрабатывать и внедрять стратегию развития, а также кадрами, способными её понимать и выполнять. Это очень важно.

«Международная жизнь»:  Если я не ошибаюсь, в МГУ им. Ломоносова есть факультет государственного управления, а кафедру международных организаций и проблем глобального управления возглавляет доктор исторических наук Вячеслав Никонов. Или этот факультет не готовит управленцев?

С.Д.Соснова: С большим уважением отношусь к В.А.Никонову, при его непосредственном участии был создан факультет в МГУ, где готовят управленцев. У нас ещё есть Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНГХиГС), где готовят управленцев разного уровня и статуса. Полагаю, что этого явно не достаточно для нашей большой страны. И мы опять возвращаемся к технологии образовательного процесса, который оторван от того, что происходит в жизни и мире. Невозможно создать свою модель, которая должна быть успешной, не изучив норму прошлого и норму настоящего. Необходима полная информация о: технологиях (управленческих, организационных, инновационных и т.д.), партнерах, кадрах, которые будут реализовывать вашу идею, мечту вместе с вами. Своих коллег и учеников всегда прошу изучать историю вопроса и на основе анализа выстроить экономико-математическую модель развития своего дела.  

«Международная жизнь»: И как в вашей Школе этому будут обучать?

С.Д.Соснова: Малый и средний бизнес отличается, прежде всего, количеством людей, занятых в этой сфере экономики, далее - объемом выработки. Это алгоритмическая деятельность – управленческо-организационные решения. Как только ты видишь свою стратегическую цель, нужно выстраивать стратегию на 100 лет вперёд.  

«Международная жизнь»: Как у китайцев?

С.Д.Соснова: Совершенно верно. Именно так и поступают китайцы. Ни один китаец не придет на переговоры не подготовленным. У китайцев есть сразу несколько сценариев. Они в бизнесе мыслят категориями как минимум на десятилетие. У нас же этому не учат.

«Международная жизнь»: Но переговорный процесс – прерогатива не только бизнеса, диалог необходимо выстраивать и в дипломатии, и в сфере искусства, в политике.

С.Д.Соснова: И даже в быту и в социуме в целом. Владения навыками переговорного процесса – это большая редкость. Умение говорить, доносить и принимать информацию очень важно, в том числе и в личной жизни человека. Культура обратной связи должна стать неотъемлемой частью нашей жизни.

«Международная жизнь»: В чем же принципиальное отличие от существующего положения дел в концепции вашей Школы, в ваших методиках?

С.Д.Соснова: Мы претендуем на то, что в предложенной нами образовательной модели, говорим о подготовке универсальных управленцев. Опыт, который был у меня в жизни, позволил мне не только говорить, но и делать, добиваясь результатов. Пройдя школу государственной деятельности, партийной работы, коммерческой и общественной деятельности – этот опыт позволяет мне говорить о так называемом управленческом спецназе.

«Международная жизнь»: То есть речь идет о выживаемости у любых условиях? 

С.Д.Соснова: Да. Поясню: у нас в Школу отбираются учащиеся с 25-ти лет, т.е. 25+, - это значит, у всех есть высшее образование, а то и два, а наша Школа  - это дополнительное образование к тем, у кого уже «за плечами» - высшее образование. В Школе мы предлагаем «пройти» четыре модуля, на каждом из которых формируем свой индивидуальный образовательный план. В него интегрирован процесс приобретения деловых связей, возможностей, ресурсов, что в результате дает законченный продукт: собственное дело/социальный бизнес или целевое трудоустройство, также обучающийся в процессе «прохождения» обучения подписывает несколько договоров: со стратегическими партнерами, со своей командой, отрабатывает инновационные, технологические, управленческие и организационные решения, регистрирует компанию. Таким образом,  мы выпускаем не только управленцев, а управленцев со свои делом. Недаром ранее я употребила термин спецназ управленца. Подготовленного в нашей Школе «спецназовца» могут бросить в любой бизнес, в любые обстоятельства, - и он будет готов с ними справиться, при условии, что он сам этого захочет. Мы за это отвечаем и гарантируем ему такую выживаемость.

«Международная жизнь»: И за сколь долгий период обучают таким универсальным знаниям и умениям?

С.Д.Соснова: От 2-х до 6 месяцев. Зависит от индивидуального образовательного плана, который одобрен Наставником и Наставник так же  курирует образовательный процесс своего подопечного.

 «Международная жизнь»: А что же такое «антикризисный менеджер»?

С.Д.Соснова: Для меня это не совсем понятно. Если я не принимаю слово кризис, то не могу и принять слово антикризисный, вспоминая классика, «кризис у нас в головах». Находясь перманентно в обучающемся  процессе, изучая опыт компаний, живучесть которых насчитывает более ста лет, мы извлекали их драгоценный опыт. Почему одни живучи более века, а другие компании умирают в первые десять, а то и пять лет? - Анализ этого опыта учитывается в процессе обучения нашей школе. Когда вы строите свой бизнес (дело), необходимо иметь несколько сценариев его развития, которые вам позволят принимать решения оперативно, учитывая сложившиеся обстоятельства. К ним относятся финансовый дефолт, политический и т.д., но тот, кто всё просчитал заранее (в вариантах своих сценариев), тот не будет «ломать голову», когда вдруг на утро «что-то случится». У него «в кармане» есть готовый сценарий, иными словами - управленческо-организационное решение. Он знает, что надо переделать, куда переместить подчиненных, задействованных в процессе. И когда у человека есть вариативность развития на разные случаи, он не станет увольнять людей, он просто изменит или перепрофилирует свой бизнес или часть его. Это и есть культура ведения бизнеса, гибкость, стратегическое мышление.  

«Международная жизнь»: Такая философия бизнеса – результат Вашего личного опыта? 

С.Д.Соснова: Да. Собственная жизнь – это собственный проект. У каждого из нас в жизни есть задача и вопрос, который нам не даёт покоя: «Для чего я пришел в эту жизнь?» У нас разные цивилизационные миссии, мы несем в себе собственную историю. Мы готовим людей с пониманием того, что он Человек как собственный проект, со своим правом принятия решений, сам все обеспечивающий для своего проекта. И дело, которое он начинает, должен «видеть» «от» и «до», т.е. - как оно завершится, прежде чем начать его реализовывать. Это и есть ответственность, прежде всего, перед самим собой.

«Международная жизнь»: Ваша Школа задумывалась ведь не только для России, но и для 33 трех государств Черноморского экономического сотрудничества, может быть, и для большего числа стран?

С.Д.Соснова: Для ЧЭС, а также - для стран ШОС, БРИКС и СНГ.

«Международная жизнь»: Школ, обучающих управлению бизнесом, как выяснилось, практически нет. Чем Вы заинтересовываете своих будущих студентов?

С.Д.Соснова: Стремлением к успеху, реализацией своей идеи, мечты, получением всех возможностей для этого; деловыми связями, которые обеспечат результативность, в том числе. А для того, что бы всё это получить и даже больше, потенциальный обучающийся должен сначала пройти несколько вступительных этапов: анкетирование, написание эссе, кастинг. И только после такого отбора он попадает на учебу к нам. Не скрываю, что это некая «элитарность», у нас строгий отбор т.к. мы с каждым индивидуально занимаемся и индивидуально реализовываем его Дело, от начала до конца. Имеется в виду, регистрация компании и доведение до рентабельности. Любой может заплатить деньги и получить обучение. У нас это не пройдёт, т.к. деньги не являются в нашей Школе основополагающим фактором. Главное - доказать свою состоятельность в желание сделать Дело. Из 120 отобранных человек после прохождения обучения останется 100. Соревновательный момент – двигатель учебного процесса, проходит по всем направлениям: малый и средний бизнес, общественная деятельность, органы местного самоуправления и партии РФ. В каждом направлении по два Наставника. Команды Наставников должны соревноваться в режиме on-line, и за «красной чертой» останется 20 человек. Вот так! Первый модуль – введение в карьерный курс. У нас есть восемь наставников и четыре направления. Каждый наставник читает своей группе курс о выбранной карьере. Затем методология проектной деятельности. Его можно сравнить с Азбукой – от А до Я: что такое команда, как организовать проект, как получать деньги, как работать с инвесторами и т.д. и т.п. Эти знания помогут сформировать вместе с Наставником индивидуальный образовательный план. Первый модуль заканчивается концептуальной сессией.

«Международная жизнь»: Звучит внушительно, а что означает?

С.Д.Соснова: Наши методологи/игротехники проводят концептуальную сессию, по завершении которой обучающиеся получают полное описание своего стартапа с целями и задачами. Обучающиеся получают прообраз будущей компании, или своей карьеры. Во втором модуле обучающийся понимает, что ему нужно сделать для получения микрофинансирования - «предпосевная». Начинается подбор команды в проект, отбор технологических, организационных, управленческих процессов и технологий; подписываем договора, готовим презентации и т.д. На сегодняшний момент, отрабатываем взаимодействие с международными преподавателями, экспертами, инвесторами по таким положениям, как «профессорско-преподавательский состав», «стажировка», «инвестиции». Эти позиции позволят нашим обучающимся знать, использовать не только российский, но и международный опыт, его возможности и ресурсы.

«Международная жизнь»: Малый и средний бизнес не исключают такое понятие, как «сеть». Могут ваши студенты организовать сетевой бизнес, коль скоро в процессе задействовано столько стран-партнеров?

С.Д.Соснова: Да. Параллельно они выстраивают свой бизнес и могут его сделать сетевым. Как только наш обучающийся поймет, что ему надо, в каких объемах, в каких субъектах Российской Федерации и не только он хочет развивать свой бизнес, - мы начинаем все это наполнять ресурсами и обучаем, как этим пользоваться. Каждый из наших преподавателей является и экспертом в данной теме, более того, может предоставить партнерские возможности. Для этого мы организовали «Партнерскую программу», где каждый обучающийся заключает договор с партнерами намного ниже рыночной стоимости. Это всё во втором модуле. Он называется «Протеже-Мастер». «Мастер» - квалифицированный работник, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области. И не всем дано быть лидерами.

«Международная жизнь»: Кто определяет, кому быть лидером?

С.Д.Соснова: Это естественный отбор. И каждый раз при каждом новом отборе - это будет новая обновленная модель. В курсе «Протеже-Мастер» мы даем объем знаний, который необходим для реализации данного проекта.

А в третьем модуле, который называется «Протеже-Лидер», сосредоточен потенциал знаний для реализации лидера – человека, который видит себя лидером партии, губернатором или президентом компании. Т.е. здесь более углубленное познание себя как лидера через выработку автоматических навыков (бессознательный уровень) мета-управленца, прямой путь в  «управленческий спецназ», где больше стажировок.

«Международная жизнь»: Стажировки предполагают и международные обмены, есть уже договора с какими-то странами?

С.Д.Соснова: У нас есть система договоренностей, и мы ее наращиваем. В первую очередь, это наши российские министерства, госкорпорации, партии, общественные организации. В других странах - также. На третьем модуле обучающиеся должны как можно больше стажироваться, важную роль играют «разборы полетов», непредвиденных ситуаций. У них уже зарегистрированы компании, выработана фирменная стилистика, презентации для инвесторов, партнеров, выбраны технологии, соответственно, анализ ситуации поможет избежать им рисковые зоны.

 «Международная жизнь»: Вы уверены, что не будет «холостого выстрела»?

С.Д.Соснова: От этого мы застрахованы всей технологией обучающегося процесса.

«Международная жизнь»: Что же остается на четвертом модуле – ведь на третьем уже всё готово и проект, и команда, и договора, и партнеры, даже клиентская база - вот вам готовый бизнес. Более того, профессорско-преподавательский состав, о котором можно только мечтать! И вы обеспечили даже микрофинансирование. Чем ещё можно удивить?

С.Д.Соснова: Четвертый модуль обучения заканчивается инвестиционной сессией (раунд А) или трудоустройством. Наши обучающиеся станут членами закрытого кадрового клуба «Преемник» и самое интересное, они становятся участники футурологического Клуба «Россия - 2125». Когда человек попадает в этот потрясающий мир знаний разных специалистов от футурологов до научных «светил», то понимает, что нет ограничений в познании. Есть собственные ограничения. Мы говорим о мироздании, об отсутствии границ. Мне лично это позволило реализовать много межгосударственных проектов.

«Международная жизнь»: Например?

С.Д.Соснова: У меня был проект «Международный молодежный проект «РАЗВИТИЕ», в нем участвовали страны СНГ и представители субъектов Российской Федерации. Из прибалтийских республик в Россию мало кто приезжал. Был 2007 год. В Адлере мы делали очередное мероприятие и пригласили представителей вузов из прибалтийских стран. Этот опыт нам дал уверенность в открытии Школы в начале 2015 года.

«Международная жизнь»: Кто эти люди?

С.Д.Соснова: Пётр Лидов, его большой международный и российский опыт нашим обучающимся будет очень полезен, Арт Гаспаров ведет сопровождение переговорной деятельности, Александр Ларьяновский – дает курс «социальные сети», «воронка продаж» и плюс обучение английскому языку. Есть «фундаменталисты» – Светлана Липина, д.э.н., - ведущий специалист СОПС – Совет по изучению производительных сил РАН Минэкономразвития РФ. У нас есть люди, кого характеризует высочайший уровень компетенции, которое готовы делиться своими знаниями. Складываются очень доверительные отношения между преподавателями, экспертами, партнерами. Так мы формируем большую преподавательскую «семью», которая еще три последующих года курирует, стажирует подопечных, такой своеобразный коллективный Наставник стартап.  

«Международная жизнь»: А есть в вашей Школе то, чего нет ни у кого?

С.Д.Соснова: Конечно! Мы разработали методики, которые есть только у нас. Например, спортивная подготовка, квесты на физическую, психологическую, интеллектуальную выносливость. Главный тренер нашей Школы – Владимир Воронов. Кстати, чемпион мира по ММА Федор Емельяненко - его ученик. Воронов В.М. у нас «лицо проекта», курирует в нашей школе физическую подготовку. Дисциплина, которую вырабатывает спорт, дает возможность не упасть, продолжать двигаться вперед.  А ещё есть кризисные практики, которые в предполагаемых обстоятельствах и событиях кризисного характера дают возможность быстро найти решение.

 «Международная жизнь»: Светлана, не загадывая на 50 лет вперед, как Вы видите первый выпуск своих 100 супер-управленцев?

С.Д.Соснова: Талантливые, способные, результативные, успешные. И те, кто инициировал эту Школу и те, кто поддержал идею - умные и талантливые люди, в частности – Виктор Алексеевич Архипов, Анна Станиславовна Золоторевская. Мечтаем, чтобы мы гордились каждым из учеников. У них будет «высший пилотаж» знаний управленческого характера. И каждый раз при новом наборе – результат должен быть выражен в реализованных и успешных идеях наших обучающихся. Система наша проста: четыре набора в год - зима, весна, лето, осень.

 «Международная жизнь»: Большое спасибо Вам, Светлана!

С.Д.Соснова: Вам спасибо!

Ключевые слова: БРИКС СНГ РНК ЧЭС ШОС

Версия для печати