Привлечение иностранных инвестиций в регионы стало темой обсуждения на «круглом столе» Комитета СФ по экономической политике в Обнинске

17:45 21.10.2015


Комитет Совета Федерации по экономической политике совместно с Правительством Калужской области организовал «круглый стол» на тему «Иностранные инвестиции и вопросы локализации производств на территории субъектов Российской Федерации (на примере Калужской области)».

Провел мероприятие, которое прошло в Обнинске Калужской области, первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Майоров совместно с Губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым и Министром экономического развития Калужской области Владимиром Поповым.

В работе «круглого стола» приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб, президент Общероссийской общественной организации Алексей Репик, члены Консультативного совета по иностранным инвестициям в России – глобальные исполнительные директора шведских компаний-инвесторов и представители Ассоциации индустриальных парков.

На заседании обсуждались вопросы создания регионами условий для привлечения иностранных инвестиций и развития инноваций на примере Калужской области.

Как говорится в рекомендациях по итогам обсуждения, привлечение в Россию иностранного капитала для создания, модернизации и развития промышленного производства приобретает стратегическое значение и является одной из приоритетных задач для органов власти всех уровней. При этом серьезной проблемой нашей страны на современном этапе является дефицит в экономической системе так называемых «длинных денег».

Как указывается в документе, на фоне негативных общемировых тенденций, одновременного действия неблагоприятных геополитических и внутриэкономических факторов в 2014 году приток иностранных инвестиций в российскую экономику существенно сократился.

По данным экспертов, изучение структуры и динамики прямых иностранных инвестиций показывает, что в значительной степени имеет место кругооборот российского капитала. До 60 процентов российского импорта-экспорта прямых иностранных инвестиций приходится на Кипр, Нидерланды, Британские Виргинские острова. При этом, как правило, возврат капитала из этих стран происходит преимущественно в форме займов, а не в виде вложений в основной капитал, что по существу не способствует притоку новых технологий и модернизации отечественного производства.

Вместе с тем, говорится в рекомендациях, нельзя не отметить, что в последние годы наблюдаются положительные сдвиги, касающиеся развития промышленного производства с участием иностранного капитала. Происходят эти процессы при непосредственном участии федеральных и региональных властей.

Пример успешной локализации промышленных производств демонстрирует Калужская область, отмечается в документе. В 2009-2010 годах по показателю объем прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения регион занимал второе место среди субъектов Российской Федерации, уступив только Сахалинской области с её динамично развивающейся нефтегазодобычей. И далее с 2011 года по текущий период Калужская область не опускалась ниже 10 места в рейтинге регионов России по объему привлечений иностранных инвестиции на душу населения.

На территории Калужской области реализуется 158 инвестиционных проектов, планируемый объем инвестиций (по инвестиционным соглашениям) составляет 462,5 миллиардов рублей, по состоянию на 1 сентября 2015 года объем вложенных инвестиций составил 318,3 миллиарда рублей.

В основу развития региональной промышленной политики заложен комплексный подход, основанный на кластерной модели. На сегодняшний день в области функционирует более десяти современных промышленных кластеров, в том числе самые мощные: автомобилестроение, фармацевтика, радиоэлектроника, строительные материалы, композиты и компоненты из них, тяжелое машиностроение, металлообработка.

За последнее время в России существенно совершенствуется законодательство по вопросам инвестиционной деятельности и развития промышленности, подчеркивается в рекомендациях. В конце 2014 года был принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», которым определены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотрено создание и определен механизм функционирования государственных фондов развития промышленности, государственной информационной системы промышленности, индустриальных парков и промышленных кластеров. Введена правовая конструкция специального инвестиционного контракта, призванного стимулировать привлечение инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства путем предоставления инвесторам льгот и преференций и обеспечения стабильных условий ведения бизнеса при условии выполнения инвесторами взятых на себя обязательств.

Кроме того, за последние годы были внесены изменения в гражданское законодательство, касающиеся регулирования предпринимательской деятельности. Эти изменения вводят привлекательные для иностранных инвесторов нормы, известные и общепринятые во многих правовых порядках.

Вместе с тем участниками «круглого стола» отмечено, что ряд проблем, препятствующих повышению инвестиционной активности иностранных участников рынков, до сих пор остаются нерешенными, в том числе проблема обеспечения реализуемых проектов необходимыми трудовыми ресурсами. Иностранные инвесторы объективно заинтересованы в дальнейшей либерализации миграционного законодательства, которая бы создавала условия для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов – носителей международного опыта.

По мнению участников «круглого стола», для иностранных инвесторов необходимы более гибкие условия вхождения на рынок продукции локализованной компании, но не произведенной на российской территории. По объективным причинам не вся продукция одной компании может быть локализована в России, но иностранный инвестор вправе рассчитывать на благоприятные условия по вхождению на российский рынок своей же продукции из-за рубежа.

Участники «круглого стола» рекомендовали Государственной Думе ускорить принятие поправок в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части заключения специальных инвестиционных контрактов и в Налоговый кодекс (об уменьшении ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов).

Правительству предлагается разработать систему общих и отраслевых преференций и льгот, а также рекомендации для разработки подобных систем на уровне субъектов Российской Федерации.

Необходимо выработать и внедрить систему мер, направленных на страхование имущественных интересов отечественных и иностранных  инвесторов в Российской Федерации. Для этих целей требуется сформулировать и законодательно закрепить общие принципы страхования иностранных и отечественных инвестиций. Нужны также меры, направленные на либерализацию миграционного законодательства в части создания дополнительных условий для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов.

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Версия для печати