Доверяй, но проверяй! Наука и лженаука в СМИ

11:04 02.10.2015 Елена Оганесян, cпециальный корреспондент


Совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Союзом журналистов Подмосковья 29 сентября в Центральном доме журналиста состоялся семинар «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы».

С античных времен наука не прекращает свое развитие и является одной из важнейших сфер жизни общества. В эпоху Птолемея, Аристотеля и Евклида наука была делом избранных. Сегодня её значение в современном мире настолько велико, что практически каждый человек зависит от событий в сфере медицины, техники, геологии и т.д. Не только ученые, но и обычные люди интересуются событиями исследовательского мира. Существование социума стало немыслимо без научного прогресса, ведь именно наука дает нам знания об окружающей действительности и импульс для развития. Однако взаимодействие науки и общества – сложный процесс, включающий в себя множество факторов, сложностей и проблем.

В частности, в истории всегда находились шарлатаны, которые спекулировали на любознательности людей и умели извлечь выгоду. В наши дни в условиях колоссального информационного потока порой становится сложно различить обман. Этим пользуются недобросовестные авторы псевдонаучных исследований. Появилось такое понятие, как лженаука, которая включает в себя умышленное искажение фактов и отсутствие доказательной базы. Масштабы квазинаучных исследований в погоне за сенсациями – настоящее бедствие в научном сообществе и СМИ по всему миру.

Необходимость существования качественных научно-популярных ресурсов в нашем государстве обуславливается богатым научным наследием страны, ведь Россия – Родина многих уникальных открытий, учебных заведений и блестящих ученых. Благодатной почвой для распространения неакадемической науки стало резкое падение уровня образования и грамотности в кризис 1990-х годов. Но по мнению Е.Л. Вартановой, декана факультета журналистики «к 2010гг. в обществе стал очевидным запрос аудитории на качественную журналистскую информацию и аналитику о науке, в связи с чем создание позитивного образа российской науки, её популяризация и противодействие лженаучным представлениям превратились в чрезвычайно значимую задачу социально ответственной журналистики».[1]

Для борьбы с недобросовестными учеными и авторами была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук, которая регулярно проводит мониторинг лженаучных материалов. Несмотря на деятельность комиссий и старания многих борцов с фальсификацией, заголовки газет продолжают пестрить сводками эзотерических гороскопов и псевдонаучными сенсациями. Эфир российского телевещания также не покидают циклы эзотерических программ об экстрасенсах, биополях, нумерологии и «памяти воды».

В целях пропаганды «истинной» науки и избавления от лживых учений организовываются премии, призванные поощрять вклад журналистов и ученых в просвещение населения. Примечательно, что 10 февраля 2015 года совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации была организована премия под названием «За верность науке». Лауреатом «Антипремии за распространение лженаучной информации»[2] стал телеканал «РЕН-ТВ», который и по сей день держит твердые позиции в сетке российского вещания. Тем временем, как в России, так и за рубежом живут уникальные ученые, о которых массовой аудитории ничего неизвестно.

На вопрос «Что делать?» постарались ответить гости семинара «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы». Во вступительном слове декан Факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартанова отметила, что среди главных задач этого семинара – поиск «инструментов, способных отделять науку и лженауку». На встрече также присутствовала председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышова. Выступления экспертов на мероприятии в основном адресовались региональным СМИ, однако ценные предложения и выводы семинара носят универсальный характер. Ведь лженаука стремительно распространяется повсеместно.

В.А. Кувакин, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ сказал, что лженаука является «тенью» не только науки, но и права, экономики, морали и культуры, потому что сама по себе она не может существовать и всегда должна на что-то опираться. Для того, чтобы отличить истину от лженауки, профессор предложил несколько способов, серди которых свободная научная экспертиза и симптоматика (по таким признакам, как отсутствие образования у заявителя теории, обращение не к науке, экзотическая терминология, претензия на революционный переворот, обещание быстрых эффектов и позиционирование себя в качестве оппозиции государственной монополии на науку). Однако второй, симптоматический метод не может гарантировать стопроцентной уверенности. Автор выступления также заметил, что необходимо отличать заявление от истины, как это делается в Америке. Там существует понятие «claim» - то есть предположение, требующее доказательств.

В своем докладе М.Е. Аникина, доцент факультета журналистики МГУ привела примеры и данные того, как научная информация реализуется на разных площадках. Были указаны основные лженаучные приемы в материалах: преувеличение данных, выдергивание фраз и выводов из контекста и нагромождение фактов (фактология). Анализируя ситуацию падения интереса к науке, доцент предъявила многочисленные результаты исследований. К примеру, печальные данные о том, что 53 % российского населения считают, что им достаточно только общих знаний о науке, а более конкретные знания - удел ученых.

Т.И. Фролова, заместитель заведующего кафедры периодической печати, директор Центра дистанционного образования факультета журналистики и кандидат филологических наук представила свое новое учебное пособие «Наука, СМИ, общество: как достичь взаимопонимания. Часть 1». Эта небольшая инструкция для журналистов и пытливых читателей предлагает «критерии достоверности в текстах научно- популярной проблематики». Особенное внимание в своем выступлении автор уделила важности коммуникации науки и общества.

Тему взаимопонимания научного и журналистского сообществ подробно раскрыла кандидат филологических наук О.В. Муронец. Она отметила, что «ученые говорят на одном языке, а журналисты на другом. Если нет связующего звена в виде PR-сотрудника, то коммуникация становится проблемой, ведь ученые не популяризаторы». О.В. Муронец сказала, что необходимо создавать эффективные и активные пресс-службы во многих ВУЗах страны для продвижения науки и улучшения имиджа российской научной деятельности по всему миру.

Заключительное выступлениеавтора научно-популярного журнала «Кот Шредингера», старшего преподавателя факультета журналистики МГУ и автора многих репортажей на научную тему в «Русском Репортере» Д.С. Ильиченко послужило мастер-классом для всех гостей круглого стола. Он раскрыл секреты технологии написания качественного и интересного научно-популярного материала.

Участники семинара в формате круглого стола, пришли к выводу, что науку можно эффективно использовать для «создания бренда» того или иного региона. Также освещение научных достижений необходимо применять для поддержания имиджа всей страны в целом. Не стоит забывать при этом о тщательной проверке достоверности и апробированности публикуемых исследований.

Проведение семинара «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы» - важный шаг в борьбе с лженаукой. Каждое событие, которое организованно с целью искоренения квазинауки, порождает новые рекомендации, предложения и открытия. Наличие дискуссий- важнейшее условие для поиска решений такой проблемы, как дезинформация. Лженаука уже неоднократно становилась темой многих российских и зарубежных мероприятий, ведь проблема достигает мирового масштаба. В частности, 2 апреля 2015 года на факультете журналистики МГУ был организован круглый стол «Компетенции научного журналиста». В ходе дискуссии неоднократно поднималась тема особенностей зарубежного опыта в сфере научной журналистики, потому что сложности коммуникации науки и журналистики свойственны всему мировому информационному пространству. Участники круглого стола отметили, что на Западе, к примеру, важнейший навык журналиста, работающего с научной темой - это доскональное изучение темы. На протяжении долгого времени создается один качественный материал. К сожалению, в России нередко лженауку порождает спешка журналистов при создании материала и желание ученых получить быстрые результаты исследований. Также в ходе апрельского круглого стола участники подметили, что за рубежом ученые лучше говорят на камеру и более «развернуты» к СМИ. Они не считают зазорным спускаться до уровня аудитории, ведь говорить на одном языке с журналистом очень важно для ученых. Только в условиях взаимопонимания получаются грамотные научные материалы.

Организация подобного рода круглых столов, способствует пробуждению интереса к проблемам взаимодействия науки и журналистики. Качественное улучшение научно-популярного контента напрямую связано с повышением уровня образования населения. Сегодня учебные заведения организовывают конференции и круглые столы, создают специальные курсы и выпускают новые учебные пособия, что не может не способствовать изменению ситуации. Необходимо отметить, что начало положено, но на выявление и решение многих проблем, связанных с лженаукой могут понадобиться годы системной работы ученых, ВУЗов, PR-специалистов и журналистов. Современному читателю необходимо быть избирательным и бдительным при знакомстве с новостями науки, чтобы не становиться пособником недобросовестных журналистов, главной целью которых является заработок, а не профессиональный долг.

Источники материалов

Фото: Официальный сайт факультета журналистики www.journ.msu.ru

Материалы семинара «Наука и лженаука в СМИ: современные вызовы». Центральный дом журналиста. 29.09.2015

Материалы круглого стола «Компетенции научного журналиста». Факультет журналистики МГУ. 02.04.2015

Осторожно, лженаука! Вып. 1. / под ред. Е.Л. Вартановой. − М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015.

Электронный ресурс www.gazeta.ru/science/news/2015/02/10/n_6912273.shtml (дата обращения 30.09.15)

 



[1] Осторожно, лженаука! Вып. 1. / под ред. Е.Л. Вартановой. − М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. с.-3

[2] Электронный ресурс www.gazeta.ru/science/news/2015/02/10/n_6912273.shtml (дата обращения 30.09.15)

Версия для печати