Фото: cz.ru.com
В Российском совете по международным делам состоялась конференция посвященная вопросам трансграничной миграции и отношению к ней в условиях мирового экономического кризиса. Мероприятие было организовано при участии Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы (РГАНХиГС). В обсуждении одной из важнейших проблем современности приняли участие ведущие российские эксперты и их зарубежные коллеги.
Современная миграция: суть проблемы
«Миграционная тема стала одной из основных в мировой повестке дня и приобрела особое значение. В сложившейся обстановке не все готовы удержаться от злорадства по адресу ведущих стран Запада, - сказал в своем выступлении президент РСМД, экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов. - Разумеется, близорукая и безответственная позиция Вашингтона немало способствовала результатам, которые мы видим в Европе и на Востоке. Однако в значительно большей степени на них повлияли противоречия по линии развитого Севера и бедного Юга, безответственность ТНК и финансовых спекулянтов. После распада СССР наша страна оказалась в условиях бесконтрольной миграции, к которой была не готова. Однако в труднейших обстоятельствах мы получили большой опыт и вправе претендовать на роль одного из глобальных лидеров в этой сфере».
Однако, по словам И.Иванова, новые условия требуют поиска новых и нестандартных решений. В частности, одним из последствий экономического кризиса в России должно будет стать увеличение оттока энергичных и перспективных профессионалов за рубеж. Эта тенденция наметилась уже с 2014 года. Встречный поток возвращения тех, кто работал на Западе, к сожалению, значительно меньше. Президент РСМД обратил внимание экспертов на необходимость смещения акцентов с административного регулирования на поиск адаптации мигрантов. «Ни одна страна не смогла найти пути решения таких проблем в одиночку, -сказал он.- Хочется надеяться, что здравый смысл и осознание общности долгосрочных интересов позволят повысить уровень международной управляемости миграционных процессов».
«Миграция и мигранты и раньше были объектом дискуссии. Однако лишь сейчас особенно ясно, что без взаимодействия между странами решение проблем, связанных с ней невозможно, - заявил руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.- С начала 1990-х годов наша страна приобрела уникальный опыт по разрешению проблем миграции. В то же время экономический кризис, с которым столкнулась наша страна, не снизил ее привлекательности для приезжих из стран ближнего зарубежья». По словам чиновника, количество граждан из стран СНГ в прошедшем году снизилось на 6%. Причина тому – изменеие характера миграционных потоков и вступление двух стран СНГ – Армении и Киргизии – в Евразийский экономический союз. В целом более чем на 1 млн. человек снизилось число иностранных граждан на территории России. Одновременно реже стали наблюдаться ксенофобские настроения в российском обществе. По словам К.Ромодановского, ФМС активно изучает опыт коллег из Европы и надеется на плодотворный диалог с ними.
Руководитель ФМС рассказал о том, как идет обустройство беженцев с юго-востока Украины. По его данным пик миграции, вызванной военными действиями, пришелся на июнь 2014 года. Тогда ежегодный приток в Ростовскую область составлял около 8 тыс. человек. За 2014 год было принято 29 нормативно-правовых актов, направленных на учет и социально-бытовое обустройство прибывших лиц. В пиковый период войны на Донбассе в 76 субъектах федерации действовало 1002 пункта временного размещения пострадавших от военных действий. В настоящее время на территории России находится 1 млн. 200 тыс. беженцев с Украины, из них почти 600 тыс. человек предоставлено право длительного проживания на российской территории.
Какая миграция нам нужна?
«В современных условиях вопрос о том, нужна или нет миграция, уступил место вопросу: какая именно миграция нужна, - заявила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. – Известно, что миграция бывает краткосрочная и долгосрочная. Наконец, воссоединение с родиной соотечественников, - можно ли считать его миграцией? Существует Образовательная, экономическая, социальная миграция. Для России этот вопрос непраздный. По мнению большинства серьезных социологов, основанному на прогнозах Росстата, России предстоит пройти через этап сокращения экономической активности населения. Причина в том, что на пенсию уходит поколение родившихся в 1950-х годах. Им на смену идет поколение 1990-х, которое лишь на 60% восполняет поколение 1950-х годов как по численности, так и по трудовым навыкам. В этих условиях особое значение приобретает демографический фактор рынка труда и ограничиться исключительно внутренней миграцией не получится. Сложность и в том, что каждое последующее поколение в России все менее занято физическим трудом».
Т.Малева в своем выступлении нарисовала типичный портрет мигранта в России. В своем большинстве эти люди родом из стран СНГ (прежде всего из республик Центральной Азии). Принято считать, что большинство из них – мужчины. Однако по некоторым социологическим исследованиям женщин больше (до 20-30%, в основном занятых домашним хозяйством). Сферы, в которых в первую очередь применяется труд мигрантов – строительство, оптовая и розничная торговля, сфера услуг. Экономический кризис привел к снижению заработной платы и, как следствие, к их частичному оттоку. В большинстве своем труд мигрантов используется в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, остальные представлены более скромно. Структура российского рынка труда такова, что нужны высококвалифицированные и квалифицированные кадры. И в этих условиях страны СНГ, в которых сохранилась еще связь с системой образования советского времени, могут сыграть свою положительную роль. «Когда мы говорим о том, какая миграция нам нужна, мы должны сказать: за исключением беженцев - любая, и временная и постоянная, и индивидуальная, и семейная,- на различных этапах», - заявила Т.Малева.
Профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета, директор АНО Исследовательский центр «Внутренняя Азия» Виктор Дятлов рассказал о специфике отношения к китайским мигрантам в современном российском обществе. По словам исследователя, Россия за весь период своей истории дважды столкнулась с вопросом отношения к китайским переселенцам. Это произошло на рубеже XIX-XX и XX-XXI веков. «Каждое из этих «пришествий» мигрантов имело свою специфику и требовало выработки соответствующей модели взаимодействия., - сказал он.- Первое масштабное столкновение с китайскими переселенцами на Дальнем Востоке породило на свет концепцию «желтой опасности», носившую ярко выраженный расовый характер. Это было вполне объяснимо: в процессе движения «встречь солнцу», на Дальний Восток, у нашей страны возникла гигантская общая граница с Китаем. В то же время именно от ресурсов Китая зависело развитие вновь присоединенного к России региона. На отношение к мигрантам влияла и значительная цифра переселенцев, составлявших в иные годы до 10-12% от общей численности населения, и рост числа контактов между русскими и китайцами. Повседневная практика порождала и масштабные колонизационные проекты, одним из которых стало создание так называемой «Желтороссии»[i], основой которой должна была стать Квантунская область Маньчжурии».
После революции 1917 года понятие «китайский мигрант» надолго исчезло из обихода жителей России. Тем неожиданнее оказалось очередное столкновение с этим явлением на рубеже XX-XXI веков, вызвавшее становление новых стереотипов. Тем поразительнее та скорость, с какой массовая антикитайская истерия 1990-х годов сменилась у руководителей дальневосточных регионов психологией работника терминала, рассматривающего миграцию как ресурс, за который необходимо бороться и основная угроза которому исходит из Центра.
ЕС перед миграционным вызовом
Главный научный сотрудник Центра восточных исследований (Варшава) Марта Ярошевич посвятила свое выступление недавним миграциям в страны ЕС и реакции на этот внешний вызов в странах Европейского союза. Наиболее крупный поток людей направляется в страны ЕС по средиземноморскому маршруту из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В настоящее время в Европе находится около 7 млн. временно перемещенных лиц, из которых 3 млн. беженцев. В основном это люди, находившиеся в лагерях для перемещенных лиц в Турции, Ливии, Иордании. Значительную часть иммигрантов составляют беженцы курдского происхождения, надеющиеся на поддержку диаспоры. По-прежнему серьезной опасностью остается контрабанда людей, показатели которой в текущем году существенно выросли по сравнению с предыдущим. Большинство ее жертв связаны с так называемым центральным, средиземноморским маршрутом миграции (из Ливии в Италию и на Мальту). Значительная часть людского потока направляется в Европу через турецко-греческую границу и Западные Балканы, в первую очередь Хорватию и Словению, а также Венгрию. По данным Frontex (агентства Европейского союза по безопасности внешних границ), на получение статуса беженцев в Европе поступило 530 тыс. заявок. Основной поток беженцев направляется в такие страны, как Германия и Австрия. Самое большое количество заявок на одного жителя страны имеет Швеция. В то же время в Польше, по словам М.Ярошевич, большая часть заявок на получение статуса беженцев поступало и продолжает поступать из Украины и отчасти России. Поступают аналогичные заявки из Косово, оттуда идет поток экономических мигрантов. В ЕС, как уточнила г-жа Ярошевич, «не считают эту страну опасной для проживания» и на этом основании подавляющая часть подобных вопросов отклоняется и надо сказать, что украинцам еще везет: почти все заявки из Косово отклоняются сразу же.
Выступление доктора политических наук, профессора МГИМО(У) МИД России Татьяны Зоновой было посвящено отношению к проблеме миграции в Италии. В настоящее время Итальянская Республика - один из крупнейших импортеров рабочей силы. Помимо традиционных румын и украинцев, на постоянное жительство в этой стране устраиваются приезжие из Африки, причем 72% из них переезжают в более развитую экономически Северную Италию. В последние годы мигрантам стало проше устроиться на работу, однако нередки и случаи дискриминации, на которые приходится обращать внимание государству. Кроме того, по различным данным от 20 до 40% ВВП страны составляет теневая экономика. Тем не менее проблема осознается и с ней активно борются. Так, очень высоки штрафы за нелегальное использование рабочей силы мигрантов. Борьбе с нелегальной миграцией способствовали договоры, заключенные с Тунисом, Албанией, Марокко, Египтом. Особое значение в этом ряду имеет так называемый «закон Наполетано-Турко», принятый 6 марта 1998 года, а также квоты на прием мигрантов. С 2005 года в стране действует Государственная комиссия по делам беженцев. В целом за это время в стране был принят ряд важных законопроектов, согласно, которым мигранты получили ряд важных социальных прав: на амбулаторное лечение, скорую помощь, запись детей в общеобразовательные учебные заведения. К депортации власти имеют право прибегнуть только в случае, если мигрант представляет серьезную угрозу для общества. Привлекают к процессам социализации мигрантов и образовательные структуры. Посредники наняты для межкультурного взаимодействия. Так, в Миланском университете для мигрантов читается курс по итальянскому этикету.
Вместе с тем события на Ближнем Востоке и Северной Африке, произошедшие в последние годы, резко обострили ситуацию со средиземноморским трафиком миграции. Борьба с криминализацией миграции и сложности с фильтрацией вновь прибыших приводят к тому, что большинство беженцев скапливается на острове Лампедуза, что привело к переполнению лагерей для перемещенных лиц. Из-за частных кораблекрушений по инициативе ООН проводятся спасательные операции, среди которых наиболее известные – «Mare Nostrum» (с октября 2013 года) и «Тритон» (патрульная операция при участии Пограничной службы ЕС, осуществляемая вместо «Mare Nostrum» с ноября 2014 года).
Миграция и мультикультурализм: аксиологическая проблема
Своими взглядами на проблему миграции поделился с экспертами и экс-президент Республики Северная Осетия-Алания, член Попечительского совета РСМД Александр Дзасохов. По его мнению, мультикультурный проект в ведущих странах Европы не состоялся. Однако нынешняя обстановка опасна тем, что может быть использована некоторыми политическими силами как средство заработка политических очков и получения власти.
А.Дзасохов прокомментировал ситуацию, сложившуюся в результате войны в Сирии. «Мы видим, что стратегия ведущих стран Запада в отношении Ближнего Востока оказалась несостоятельной, - заметил политик. - Сирийские беженцы уходят от реальной опасности, которая ассоциируется у них с деятельностью экстремистских движений. В сложившихся условиях резко возрастает роль ООН и особенно Верховного комиссариата по делам беженцев в ООН. Мы ждем от международного сообщества адекватной инициативы по решению неотложных проблем».
Отдельно А.Дзасохов коснулся и вопрос об отношении к мигрантам в России: «В основном решение вопроса с миграцией в России находится в руках исполнительной власти. Рассмотрение вопроса Социнтерном. Сложность в том, что выросло поколение, для которого приезжие из постсоветских государств часто воспринимаются вне исторической связи с Россией. Причин тому много, но основная из них в том, что отношения со странами СНГ часто преподаются у нас с уклоном в экономическую, бюджетную сферу без учета исторического опыта. Постсоветские мигранты часто воспринимаются как не имеющие связей с Россией. Преподавание с уклоном в бюджетную, экономическую сферу. Необходимо, чтобы граждане нашей страны знали основные вехи, объединявшие наши народы на протяжении веков, вплоть до гражданской и Великой Отечественной войн. В то же время мы не отказываемся и считаем продуктивными контакты между структурами ЕАЭС и ЕС».
Конференция, состоявшаяся в стенах РСМД, показала, что внешняя миграция в современных условиях может быть рассмотрена не только как угроза, но и как ресурс развития страны и шанс преодоления кризиса. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо в корне пересмотреть устоявшиеся подходы к самому понятию миграции и целому ряду вопросов внешней политики. Состоявшийся форум отнюдь далек от того, чтобы решить проблемы, вставшие перед мировым сообществом, раз и навсегда. Напротив, он стал прообразом необходимой дискуссионной площадки для поддержания тесной связи между экспертами и лицами, принимающими политические решения. Отечественные и зарубежные эксперты надеются, что их отклик будет услышан.
[i] Целью проекта «Желтороссия» было осноение территории Дальнего Востока. Автором термина и концепции освоения вновь присоединенных территорий стал этнограф Сибири и писатель С.И. Левитов. Инициатором ее практического воплощения выступил приамурский генерал-губернатор Н.И.Гродеков. Причин появления этой концепции было несколько: России нужен был незамерзающий порт, удобная логистическая система связи между востоком и западом империи и новые рынки сбыта. Смысл идеи был в том, чтобы создать в Маньчжурии аналог «русской Индии» - зону свободной торговли – и добиться тем самым преференций для русских купцов в регионе. Однако по целому ряду причин этому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь. Подробнее см.: Кутузов М. Дальневосточный проект Российской империи http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/far-east/project/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs