Мечети и храмы строят всем миром

13:28 14.09.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В Москве 23 сентября состоится знаменательное событие – открытие заново отстроенной Московской Соборной мечети – одной из самых крупных в Европе. В связи с этим эксклюзивное интервью обозревателю журнала «Международная жизнь» Елене Студневой дал первый заместитель председателя Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман РФ Рушан хазрат Аббясов.

 

Уважаемый Рушан хазрат, в Москве скоро состоится открытие Соборной мечети. Как Вы оцениваете масштаб этого события?

Р. хазрат Аббясов: В столице России одна из постоянно действующих мечетей – Московская Соборная мечеть - была центром притяжения многих лидеров исламского мира. Даже в годы советской власти она единственная была открыта, хотя все 70 лет были нелегким временем для религиозных объединений и конфессий. Тем самым эта мечеть играла очень важную роль. Ислам в России имеет многовековые корни и является религией 38 коренных наций и народностей нашей страны. Российская умма составляет более 20 миллионов граждан Российской Федерации. Азан (молитва) на территории современной России – в Дербенте − прозвучал уже четырнадцать веков назад, там же появился первый храм. Возвращаясь к Московской соборной мечети, стоит вспомнить, что в 60-е годы сюда приезжали видные деятели: Президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, многие делегации из стран Ближнего Востока.

С начала 90-х годов Московская Соборная мечеть принимала в качестве почетных гостей лидеров государств и крупных политиков, таких как лидер Палестины Махмуд Аббас, президент Турции Абдуллах Гюль, президент Ливана Мишель Сулейман, президент Ирана Мохаммад Хатами, президент Афганистана Бурхануддин Раббани, президенты Кыргызстана Аскар Акаев и Алмазбек Атамбаев, генеральный секретарь ОИС Экмеледдин Ихсаноглу, генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдаллах Абд аль-Мухсин ат-Турки, премьер-министр Ливана Рафик Харири, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Между тем вопрос о сносе мечети возникал периодически, стоял он даже в преддверии Московской Олимпиады -80. Тогда власти приняли разумное решение – оставить мечеть, потому что на Олимпийские Игры съезжались мусульмане из разных стран – как спортсмены, так и гости.

Мечеть всегда играла важную роль в жизни общества, а тем более в наше время, когда мы встали на путь демократического развития гражданского общества, да и в целом - в развитии согласия и мира. В годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией отношение властей к религии поменялось. Из Московской Соборной мечети уходили мусульмане на фронт, здесь был организован сбор средств для создания танковой колонны. Мусульманам столицы была адресована правительственная телеграмма: «Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Мечеть посещали и наши президенты, один из первых, будучи Президентом страны, здесь побывал Д.А.Медведев. А Президент РФ В.В.Путин осматривал ход строительства уже новой Московской Соборной мечети. Московская соборная мечеть сыграла важную роль в укреплении мусульманской общины страны. Долгие десятилетия она была единственным работающим мусульманским храмом на огромных просторах центрально-европейской части России. Молельный зал мечети был рассчитан на 800 человек, в дни праздничных богослужений более 1000 прихожан молились внутри мечети. На базе этого молельного дома были созданы крупнейшие религиозные исламские организации, такие, как Духовное Управление мусульман РФ и Совет муфтиев России, председателем которых является духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Они начали консолидировать мусульманскую общину всей России. Страна наша огромна, все приезжают в столицу из разных регионов. Наряду с основными достопримечательностями Москвы многие с трепетом посещают и нашу Московскую Соборную мечеть. Здесь принимаются важные для мусульман страны документы, структурирующие религиозную жизнедеятельность.

Эти решения касаются, вероятно, и отношений с большим Исламским миром?

Р.хазрат Аббясов: Россия сложилась, как евразийская страна, где сотрудничество с Исламским миром являлось одним из приоритетных направлений, и сегодня наша страна ведет активную политику по сближению со странами Востока. Ещё в 1999 году мы, как активная часть нашей мусульманской общины, обратились к Президенту РФ с предложением содействовать увеличению авторитета России как важного игрока в укреплении мира и согласия в международных делах. Важен был диалог с арабо-исламским миром. Президент В.В. Путин на форуме Организации исламская конференция (ОИК), сейчас она называется Организация исламское сотрудничество (ОИС), в Малайзии в Куала-Лумпуре, выступил с инициативой включить Россию в качестве страны-наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества, которая сегодня объединяет 57 государств арабо-исламского мира. Это было мотивировано тем, что мусульманская община России насчитывает более 20 млн. мусульман – 18% от общего населения нашей страны. Отмечу, что предложения об этом выходили из нашей Московской Соборной мечети – резиденции нашего духовного лидера - Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Равиля Гайнутдина. Московская Соборная мечеть играет важную роль в международных делах: когда в гости к нашему Президенту приезжают лидеры арабо-исламского мира, включающие в график своих визитов в Москву, ставят посещение нашего духовного центра, где от предстоятеля российских мусульман узнают современное положение дел своих российских единоверцев.

Помогали ли мусульмане из других стран в строительстве мечети на Проспекте Мира?

Р.хазрат Аббясов: Конечно, все следили за процессом строительства Московской Соборной мечети. Активное участие в этом приняла Турецкая Республика, мастера которой подарили нашей мечети внутреннее убранство. Очень красиво расписывали стены каллиграфией, купола, а так как у них высококвалифицированные мастера этого искусства, они подарили нам минбар – кафедру, с которой вещает имам, а также михраб - нишу для имама, где он стоит, возглавляя молитвы.

Отмечу важный вклад детей Палестины в строительство нашей мечети. Во время одного из визитов в Москву палестинский лидер Махмуд Аббас сказал, что Палестина хотела бы внести свой вклад в строительство Московской Соборной мечети. Это особенно дорого нам, все понимают, как тяжело сегодня Палестине: у них нет не то, что лишних денег, а они сами нуждаются в нашей помощи и поддержке. Но сумма в размере 25 тысяч долларов была передана как пожертвование от детей Палестины. И этот жест говорит о многом – палестинцы таким образом просят молитв о будущем своих детей, понимая высокое духовное значение Московской Соборной мечети. Эта сумма стала важным импульсом для активизации благотворительности. В стороне не остался и Казахстан, и многие другие государства. Основная нагрузка в финансировании строительства легла на российские деловые круги. Основным благотворителем Московской Соборной мечети стал предприниматель Сулейман Керимов. Наша мечеть играла и будет играть важную роль в укреплении, возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей Ислама. Мы делаем книгу памяти благотворителей мечети. Каждый, кто вносил свой вклад в её строительство, будет отмечен в памятной книге.

У нас в России есть добрая и многовековая традиция, всегда, когда строится мечеть, помогают не только мусульмане, но и представители других религий. Так же было, когда строился и Храм Христа Спасителя. Десятки моих знакомых из числа предпринимателей помогали строительству этого великого православного храма. Традиция добрососедства очень сильна в России.

Каковы масштабы новой Московской Соборной мечети?

Р.хазрат Аббясов: По своим размерам она будет одной из самых крупных мечетей в Европе. По проекту, общая площадь мечети после реконструкции составляет 18 900 квадратных метров (до реконструкции площадь мечети равнялась 964 квадратным метрам). Это красивейший шестиэтажный храм, оснащенный семью лифтами и всем необходимым для прихожан, а также оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Высота купола составляет 46 метров, а диаметр - 27 метров. Свободно уместиться в мечети смогут до 10 тысяч молящихся одновременно.

Мечеть сделана по последнему слову техники. Выстроен большой зал с отдельным входом для наших сестер – женщин. Предусмотрено большое количество мест для совершения ритуального омовения. Для людей с ограниченными возможностями будут оборудованы специальные места – пандусы, специализированные лифты. В режиме прямой трансляции, верующие смогут внимать молитвам имама. Основная центральная камера будет транслировать все, что происходит в основном зале. В мечети будет размещена выставочно-экспозиционная галерея о достопримечательностях мечети, реликвиях ислама.

На сегодняшний день мечеть практически на 99% завершена и внутри, и снаружи. Нынешний грандиозный облик Московской Соборной мечети в полной мере соответствует статусу Москвы как столицы крупнейшей мировой державы, обладающей колоссальным историческим наследием, в частности, мусульманской культуры. Мечеть подчеркивает, что мусульманское население России играло значимую роль и вносило большой вклад в государственное строительство на всех его этапах, в том числе и сегодня.

Какими реликвиями ислама будет знаменита Ваша мечеть?

Р.хазрат Аббясов: Нам обещали передать на хранение волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) из Объединенных Арабских Эмиратов. В этой стране непосредственно хранятся реликвии пророка Мухаммада. В одной из своих поездок в Россию Король Саудовской Аравии подарил нам фрагмент кисвы - черное покрывало, на красивом бархате, где вышиты золотом и серебром аяты Священного Корана. Этой тканью облачают Каабу. Его раз в год снимают, разрезают на некоторые части отдельные отрезы и преподносят в дар исламским центрам мира. Часть покрывала с аятом Священного Корана также будет находиться в Московской Соборной мечети.

Будет ли мечеть открыта не только для мусульман?

Р.хазрат Аббясов: Мечеть будет открыта для всех желающих, в том числе для людей иного вероисповедания. Так было всегда.

Я помню, как десятки автобусов с экскурсантами, в том числе школьниками и студентами, приезжали на Проспект Мира, чтобы познакомиться с одной из достопримечательностей ислама – Московской Соборной мечетью. Эта программа будет активно работать – мы готовы рассказывать людям о том, что несет в себе ислам. В мечети есть оснащенный всем необходимым конференц-зал для важных событий, форумов как внутрироссийского, так и международного значения. Мы принимаем важные необходимые документы, для этого необходимо широкое обсуждение. Мечеть представляет собой комплекс, где всё направлено на прославление и укрепление ислама. В перспективе рядом с мечетью будет выстроено шестиэтажное здание администрации.

Современная мечеть значительно отличается от той, что стояла на её месте, она сохранит свое наименование?

Р.хазрат Аббясов: Мечеть сохранит свое историческое название – Московская Соборная мечеть. В исламе есть слово мечеть – которое переводится с арабского как место, где совершается земной поклон. А слово соборная – означает мечеть, которая собирает верующих для пятничной проповеди. И здесь вещают пятничные и праздничные проповеди. Есть разные практики: мечети называют в честь пророка Мухаммада или сподвижников пророка и праведных халифов, можно назвать мечеть в честь своих родителей, если ты выстроил её на свои средства, такое тоже практикуется в исламе. Но так как Московская Соборная мечеть - это главная мечеть нашей страны и объединяет всех мусульман России – она сохранит свое историческое имя.

В честь кого, кроме Пророка Мухаммада, возводят мечети?

Р.хазрат Аббясов: В нашем многонациональном и многорелигиозном государстве всегда наши предки стояли за отчизну, и Историческая каменная мечеть на Большой Татарской улице в Замоскворечье, а ей уже более 200 лет, была возведена в честь защитников, ряды которых составляли: татаро-башкирская конница, полки, сформированные из крымских татар, а также - ряд кавказских народов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Московская Соборная мечеть была построена на личные средства Касимовского купца, известного московского мецената Салиха Ерзина. Важный факт: историческую часть Московской Соборной мечети мы сохранили, но собрали уже из новых материалов. Потому что сто лет назад, когда её строили в 1904 году, мечеть была из дранки. Фундамента не было. Естественно имя Салиха Ерзина будет увековечено также на мемориальной доске реконструированной мечети.

Кто проектировал мечеть – один архитектор или коллектив авторов?

Р.хазрат Аббясов: Проект мечети реализовывался под руководством Муфтия шейха Равиля Гайнутдина – председателя Совета муфтиев России и Председателя Духовного Управления мусульман Российской Федерации. Новое здание мечети - коллективное творчество именитых архитекторов. На её стенах будет укреплена мемориальная доска со всеми именами её создателей.

Каких почетных гостей вы уже пригласили на открытие Московской Соборной мечети?

Р.хазрат Аббясов: В первую очередь, согласовав график со службами Протокола, мы ждем Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. На открытии мы будем рады видеть лидеров Турции, Палестины, Иордании, Азербайджана, Киргизии, Казахстана и многих других государств. Мы также хотели бы видеть лидеров арабо-исламского мира – всего гостей более 5000 человек. Приглашения были направлены главам традиционных религий нашей страны, а также гостям из России и из-за рубежа, научному сообществу. Ждем муфтиев, имамов, министров – думаю, если бы не столь Великий Праздник Ислама, как Курбан-Байрам, гостей было бы больше. Надо учитывать, что это время хаджа, паломничества в Мекку, куда многие поедут. Думаю, они в любом случае будут радоваться тому, что сегодня у мусульман России в центре Москвы есть большая Соборная мечеть. Общая площадь 19 тысяч кв. метров. Поэтому я и говорю, что она будет одной из самых больших в Европе.

Возведение мечети – это не просто стройка, а нечто сакральное. Как деятели культуры откликнулись на это?

Р.хазрат Аббясов: Мечеть - это не просто место, куда можно прийти помолиться, а это духовный центр. Сюда люди идут в радости и в горе, здесь можно получить совет, здесь принимаются важные для жизнедеятельности документы и заявления. Здесь говорится о том, как нам сохранить мир и согласие в обществе. Здесь идет поиск решения проблем, с которыми мы сталкиваемся, борьба с пороками, которые внедряются в наше общество. Нашу мечеть всегда посещали и посещают известные деятели культуры, искусства и они с удовольствием откликнулись на приглашение.

Не секрет, что подавляющая часть мигрантов – люди исламского вероисповедания. Они приходят в мечети со своими вопросами, бедами, приходят за советом. Как строится работа с этой категорией граждан?

Р.хазрат Аббясов: На протяжении нескольких лет в наших мечетях проводится работа по адаптации мигрантов к условиям жизни в России. В связи с «наплывом» трудовых мигрантов в нашу страну, мы откликнулись на просьбу государства о помощи в решении их насущных проблем. Особенно много их приезжает из мусульманских регионов, многие становятся нашими прихожанами. В первую очередь, мы обращаемся за помощью к… русскому языку – пропагандируем изучение русского языка. Наши проповеди в мечетях проходят на русском языке. Если раньше основными прихожанами в наших мечетях были татары, достаточно было читать проповеди на татарском языке, то сегодня мы перешли на русский язык.

Учитывая, что если еще казахи, киргизы, узбеки могут понять тюркскую речь, то таджики, афганцы, даже наши народы из Дагестана, аварцы, лезгины, чеченцы – все народы России объединяет русский язык, таким образом, нам нужна пропаганда изучения русского языка. У нас есть курсы русского языка при медресе – воскресных школах. Кроме того, предоставляем юридические консультации, оказываем помощь даже после пятничной проповеди, когда большое количество мигрантов собирается в мечети. Наши юристы и консультанты дают им советы, как нужно взаимодействовать с работодателями, как вести себя в обществе, в учреждениях, чтобы они не нарушали российского законодательства. Адаптация мигрантов ведется на уровне духовного воспитания. Поэтому мы вносим свой вклад в работу с мигрантами, снимая многие проблемы для государства и общества.

Ваше отношение к проблеме мусульманской молодежи, она в первую очередь подвержена вербовке в ряды террористов, прикрывающихся исламом?

Р.хазрат Аббясов: Молодежь сегодня пытается общаться в глобальных сетях, и у наших мечетей есть страницы в соцсетях. Наши имамы ведут общение в режиме online с прихожанами. Есть угроза в обществе, когда, прикрываясь исламскими лозунгами, недобросовестные люди пропагандируют т.н. «иные ценности». Мы неоднократно заявляли и твердо стоим на этой позиции, что сегодня такие организации, как Аль-Каида, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра и подобные террористические организации созданы для борьбы с исламом, там ничего исламского нет. Мы видим, как наша молодежь становится жертвой всех этих агитационных трюков, призывов. Происходит это отчасти потому, что молодые люди были социально не трудоустроены, отчасти – потому что, даже будучи студентами престижных вузов, уезжают от сытой жизни за «справедливостью», вступая в ряды боевиков. Думаю, что надо вместе проводить работу, направленную на созидание, и нашим религиозным организациям, и государству. На протяжении более двадцати лет мы идеологически не воспитывали нашу молодежь, она была предоставлена сама себе. А на чем она воспиталась? На игровых приставках, где надо убивать, на голливудских фильмах, где герой в одиночку исправляет весь мир. И когда нас упрекают: почему мы не боремся с проявлениями экстремизма, радикализма, то наш ответ прост: «Мы боремся». В мечетях идет большая просветительская работа. При каждой мечети есть воскресные школы – любой желающий может туда прийти, понять для себя основы вероучения. Молодежь идет к нам в больших количествах, им интересно. Государство тратит колоссальные средства на то, чтобы решить проблемы наркомании, алкоголизма. Наша задача при этом - показать молодому человеку выбор, объяснить ему результат этого выбора. Всевышний же дал нам выбор. И человек выбирает. То, чем мы занимаемся как имамы, проповедники, - доносим до сердца и ума истины. Каждая пятница у нас – это день собрания. А в субботу и воскресение есть курсы – медресе – каждый желающий может к нам прийти и получить бесплатно знания о вере.

В нашей стране церковь отделена от государства. Но было бы неразумно и расточительно не учитывать тот духовный потенциал, который несут мировые религии. При Президенте РФ есть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, сколь эффективны результаты его работы?

Р.хазрат Аббясов: Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями - очень важная и необходимая структура. Президент России верующий, и нас это радует, у нас и главы субъектов верующие люди, и в Татарстане, и Чечне, и в Ингушетии, в других субъектах. Верующий человек помимо того, что он берет на себя важные полномочия отвечать за общество, за развитие страны и ее безопасность, это еще и ответственность перед Всевышним. Это еще важнее и потому, что от людей можно что-то скрыть, но от Всевышнего ничего не утаишь. Он всё видит, слышит и знает. И конечно, когда Президент России собирает лидеров наших религиозных организаций, он слушает их, он обсуждает с ними проблемы, с которыми сталкивается наше общество. Часто нам пытаются навязать ту риторику, что наше государство отделено от Церкви. Сегодня Россия - это не то атеистическое государство, которое боролось с верующими, с религиями на протяжении 70 лет. Сегодняшнее государство напротив, помогает верующим, религиозным организациям. Мы видим ряд важных законов, которые были приняты на пути демократизации нашей страны. Они помогают вести работу по межнациональным вопросам. Есть люди, не избавившиеся пока от атеистических настроений. Но в большинстве своем народ поддерживает межрелигиозную деятельность в государстве, пытается выстроить духовно-нравственные приоритеты в нашем обществе. Это отделить никак нельзя, мы все являемся людьми и носителями нравственных начал, заложенных в Божественных откровениях (Священных Писаниях).

У нас с государством выстроены партнерские отношения, мы это всегда и везде подчеркиваем и ценим – у нас на государственном уровне идет межрелигиозный диалог. Мы советуемся, принимаем коллективные решения о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации, и приходим к общему знаменателю, даже, если нет всеобщего понимания. Но, как верующие люди, мы помним, что Всевышний не меняет нашего положения до тех пор, пока мы сами не начнем его менять к лучшему. Мы должны предпринимать усилия и молить Всевышнего о том, чтобы стать лучше. Межрелигиозный совет России является консультативным органом, принимает важные документы, позволяющие обществу не поддаваться на провокации, когда нас хотят поссорить изнутри, развести по «разные стороны баррикад». Нам пытаются навязать безнравственные «ценности», которые можно назвать ценностями только в кавычках. Сегодня Запад признает браки однополые на официальном государственном уровне, настаивает на проведении гейпарадов по улицам наших городов, но у нас духовно-нравственные ценности иного порядка.

История разных народов показывает нам, как были уничтожены те народы, которые занимались и пропагандировали такого рода пороки – безнравственные дела. Сегодняшняя модель наших межконфессиональных отношений в светском государстве дает возможность для развития всем нашим религиозным организациям. В этом отношении мы находимся в выигрышной позиции. У России есть многовековой опыт межрелигиозного общения и добрососедства. Наша богатая героическая история показывает, что на религиозной почве у нас в стране не было войн и конфликтов. Мы этим вправе гордиться. Мы должны это передать нашим будущим поколениям. Сегодня в школах есть возможность изучать историю наших традиционных религий. Есть модуль шести предметов, которые нужно изучать по выбору родителей – это основы наших четырех религиозных культур – православие, ислам, иудаизм и буддизм. А по нашему предложению был введен предмет из истории всех мировых религий. И если человек вообще не хочет с религией сталкиваться, то он выбирает предмет светской этики.

В православии много воскресных школ, у нас мусульман – медресе. А история мировых религий важна уже в том плане, что мы можем поздравить друг друга с нашими религиозными праздниками. У православных Пасха, и мы знаем, как их правильно поздравить, что означает Пасха. У мусульман - Ураза-Байрам, у иудеев Ханука, буддистские праздники. Если мы в этом плане сможем поздравить другу друга с нашими праздниками, пожелать друг другу мира, добра – это и будет важным стержнем духовно-нравственных ценностей в нашем обществе. Если же человек захочет, то сам обратится к источникам религий. Я, например, с удовольствием читаю Библию, Тору. Почему? Потому что интересно, и для работы нужно. Даже, когда я готовлюсь к празднику Курбан-Байрам, я всегда напоминаю в своей проповеди, как аяты из Священного Корана, так и цитаты из Библии, где приводится одна и та же история – приношение в жертву Богу Авраамом своего сына. Всевышний, испытав Авраама в его вере, заменил сына на жертвенное животное - агнца, тем самым, показав, что Он не желает пролития человеческой крови. И мусульмане, чтя эту традицию, основываясь на давней истории, которая подтверждена и в Библии, и в Коране, сегодня выполняют данный обряд. Это важно знать, чтобы из-за невежества не упрекать мусульман в этом, а понимать, что есть традиция, и мусульмане не издеваются над животными. Мы подчеркиваем, что важно проливать не человеческую кровь – и это гуманные ценности, которые заложены в наших религиях, мы должны разъяснять и правильно грамотно преподносить их. Поэтому такие структуры, как Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, как Межрелигиозный совет России, даже общение, когда мы встречаемся, приглашая представителей разных религий на наши мероприятия, показывает единство нашего многонационального общества.

В этом году в высших учебных заведениях введен предмет межрелигиозный диалог. Вы считаете, это важно?

Р.хазрат Аббясов: Безусловно. Когда мы проводим курс повышения квалификации наших имамов из разных регионов, то обязательно приглашаем священнослужителей разных религий, чтобы они  рассказали об особенностях своих вероучений. Происходит очень интересное общение, рождаются полезные дискуссии. На одном из праздников, посвященных Дню рождению Пророка Мухаммада (мир ему), состоялось приветствие – это было в Подмосковье – и один из священнослужителей православной церкви в течение пяти-семи минут рассказал все основные жизненные этапы Пророка Мухаммада. Он рассказал так точно, что, наверное, не все мусульмане знают об этом. Вот пример того, как мы должны знать друг о друге. И на основе таких знаний в будущем не будет межрелигиозных конфликтов в нашем обществе. Мы утверждаем, что ислам не учит убивать иноверцев, не заставляет принудительно обращать в свою веру кого бы то ни было. Такая вера Всевышнему не нужна. Если у человека в сердце нет веры, то какие бы он слова ни говорил, какие бы одежды ни носил, Всевышний такую веру не принимает. Когда есть открытость между нами – людьми разных религий – у нас есть будущее добрососедства.

Сегодня в СМИ жесточайшим образом провоцируется межрелигиозный антагонизм, как ваша церковь реагирует на это?

Р.хазрат Аббясов: К сожалению, часто используется словосочетание «исламский терроризм». Давайте разберем слова: ислам – это религия спокойствия, мира, согласия. Терроризм – это угроза жизни человека. Теперь соединим эти слова-понятия и получаем – «смиренная угроза жизни человеку»? Абсурд, ибо эти понятия противоположны. Сегодня есть люди, которые не выбирают путь Всевышнего, а избирают для себя прямо противоположный путь. Но в этом виновата не религия, мы должны понимать это и разъяснять. Чем объяснить, что сегодня молодежь уезжает в отряды ИГИЛ? Я говорю: «Включите телевизор: 95% новостей и программ – это реклама данной структуры». И когда молодой человек не до конца понимает, что такое ИГИЛ, он свободно заходит на нужные ему сайты, а там ему, молодому и «не подкованному» объясняют, где, что и когда надо сделать, чтобы быть ближе к этой организации. Соцсети, соцстраницы заманивают молодых людей целыми группами, а не единицами. А нам остается 5% времени на телевидении, чтобы сказать: «Ислам не несет ответственности за ИГИЛ, ислам – это религия мира, добра и согласия». Но кто нас услышит при таком дисбалансе телевизионного времени телепрограмм? Вот, почему сегодня и уезжают из страны даже те, кто благополучен, и даже совестлив. У противоположной стороны и хорошие психологи, и соответствующие методики для вербовки молодых – весь интеллектуальный арсенал задействован на агитацию за ИГИЛ. Свойственный молодым максимализм реагирует и на голливудские фильмы, и на Интернет-игры.

В борьбе за молодежь и доверительные отношения между людьми разных вероисповеданий появился Женский Межрелигиозный, межнациональный совет в Москве. Как Вы оцениваете его перспективы?

Р.хазрат Аббясов: Полностью поддерживаю его необходимость, в этом же кабинете зарождалось и название этого совета. Мы со своей стороны пообещали поддержку этому совету, почему? Мы видим большой духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал наших женщин. При наших духовных управлениях существуют Союз мусульманок России. Уже природой Всевышний дал женщинам быть воспитателями, учителями. Я часто задумывался: почему в странах арабского мира министры в сфере образования, социальной политики – женщины? - В женщинах заложено призвание к воспитанию – они матери и воспитательницы будущих президентов, министров, муфтиев, православных патриархов – всего человечества. Поэтому такой потенциал должен быть реализован. То, чего, порой, мужчины не могут решить на политическом уровне, женщины решают на уровне народной дипломатии. Мы выполняем решение многих религиозных вопросов. Думаю, что у этого Совета большой путь. Представительницы Женского Межнационального и Межрелигиозного совета (ЖМСС) получили благословение и Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, и православного духовенства. Они съездили с миссией мира в Палестину, где посетили святыни всех мировых религий. Делегация Совета пообщалась с чиновниками и религиозными деятелями на разных уровнях, рассказывая о российском опыте межрелигиозного добрососедства. Наш российский опыт уникален и для стран Запада, и для стран Востока – в нем многовековая история. Разве человеку много надо для понимания другого человека? За чашкой чая можно пообщаться, выслушать собеседника, рассказать о чем-то и постараться мирно решить любую проблему, поняв, что у нас нет злых умыслов. А значит, надо больше общаться, встречаться и доносить главное друг другу. Этот Совет, думаю, сыграет очень большую роль в укреплении межрелигиозных и межнациональных отношений как внутри нашей страны, так и на внешнем уровне - через народную дипломатию покажет, как сегодня можно жить в мире и согласии. Всевышний в Коране сказал: «Я сотворил вас разными народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга». Эта миссия заложена в наших религиозных организациях, в общественных межрелигиозных объединениях и позволяет нести познавательную функцию. Думаю, вместе мы сможем реализовать большое количество важных и нужных проектов. Главное - внести свой вклад в сохранение мира и согласия в обществе и в мире в целом.

Спасибо, Рушан хазрат! 

Версия для печати