ГЛАВНАЯ > Обзоры

Забудьте о долгах Украины перед частными кредиторами: Киеву еще нужно решить вопрос по своим евробондам, выкупленным Путиным

16:10 31.08.2015 • Наташа Дофф

Если вы полагали, что битва, которую правительство Украины уже 5 месяцев ведет с фондом Franklin Templeton (представляет интересы частных кредиторов Украины – прим. пер.) за реструктуризацию своего государственного долга, тяжелая, тогда вам стоит подождать и посмотреть, как Киев будет вести переговоры с Россией – своим вторым крупнейшим кредитором. В декабре истекает срок выплаты по украинским евробондам, выкупленных Россией в размере 3 млрд. долларов: это сумма, по которой пакет евробондов Украины был продан России бывшим президентом Украины Януковичем незадолго до его низвержения в феврале 2014 г. и последующей аннексии Россией Крымского полуострова в марте прошлого года.

 

«Финансовая удавка» Путина на шее Украины

Наибольший пакет евробондов Украины, растерзанной в ходе гражданской войны, находится у правительства России, которое отказывается от переговоров о выплате долга нановых условиях.

График выплаты Украины по своему государственному долгу

 

Для Украины погашение задолженности перед Россией в размере 3 млрд. долларов, что называется, «не вариант», поэтому, как заявляет министр финансов Украины Наталья Яресько, Киев хочет, чтобы Москва приняла те же условия, что и другие кредиторы: об этом она заявила в своем интервью за несколько часов до того, как в этот вторник, 26 августа 2015 г., главные кредиторы Украины из числа частных организаций согласились списать Киеву 20% его задолженности. Российский же коллега Яресько, министр финансов России Антон Силуанов, тут же отверг предложение новых условий, заявив, что Россия не будет принимать участие в новых переговорах, а требует погашения Украиной задолженности в полном объеме. По словам Силуанова, долг Украины перед Россией государственный, а не частный; министр также добавил, что возвращенные средства Россия инвестирует в свои инфраструктурные проекты. Выбор стратегии переговоров для Украины в этом вопросе, вероятнее всего, будет за Международным валютным фондом, которому еще необходимо определить характер задолженности Украины перед Россией (государственный ли это долг или частный), и который уже предоставил Украине программу финансово помощи в размере 40 млрд. долларов. Сложившуюся ситуацию еще больше усугубляют натянутые дипломатические отношения Украины с Россией, которую Украина обвиняет в пособничестве непрекращающегося конфликта в своих восточных областях.

Ниже приведены 3 сценария развития ситуации вокруг выплаты Украиной задолженности перед Россией, а также причины, по которым данные сценарии могут или не могут быть реализованы:

  • 1-й сценарий: выплата

У Украины, возможно, нет иного выхода как полностью выплатить задолженность перед Россией, поскольку если МВФ признает задолженность перед Россией государственным долгом, а он не будет выплачен, Киев может лишиться финансирования от самого МВФ. Правила МВФ предписывают лишать финансирования тех заемщиков, которые не погасили государственный долг, тогда как просроченное погашение частного долга не лишает заемщика права на получение финансирования. Как сказал в июне один из сотрудников агентства Bloomberg, осведомленный в этом вопросе, предварительное заключение МВФ таково, что указанный долг Украины перед Россией должен считаться государственным. По словам Главы миссии МВФ в Украине Николая Георгиева, окончательное решение будет принято советом управляющих МВФ, когда будет истекать срок выплаты указанного долга перед Россией. Основная причина, по которой Украина должна отказаться от данного сценария, по словам управляющего директора лондонского аналитического центра Trusted Sources Кристофера Грэнвилла, заключается в том, что погашение столь большой задолженности перед Россией является для президента Порошенко «политически неприемлемым». Президент Украины уже пытается заручиться поддержкой своих граждан в этом вопросе. Кроме того, погашение задолженности перед Россией привет к истощению и без того ограниченных золотовалютных резервов Украины, тем самым поставив под угрозу целевой показатель государственных сбережений, установленный МВФ (напомним, МВФ потребовал, чтобы на ближайшие 4 года размер государственных сбережений в госсекторе Украине составлял 15,3 млрд. долларов).

  • 2-й сценарий: реструктуризация

Если МВФ признает, что долг Украины перед Россией является частным, Украина может продолжить политику реструктуризации своего государственного долга без риска лишиться финансирования от МВФ. Бывший член совета управляющих МВФ Дуглас Редикер полагает, что даже если МВФ признает долг перед Россией государственным, международная кредитная организация может пересмотреть правила относительно кредитования заемщиков, имеющих просроченную задолженность. Такой вопрос поднимался в одной статье за 2013 г., в которой говорилось, что МВФ рассматривал возможность расширения правил кредитования, что позволяло бы правительствам стран-заемщиков обращаться за финансовой помощью при наличии просроченных долгов не только частного, но и государственного характера.

Отрицательной стороной настоящего сценария является его фактическое непринятие Россией, которая с начала года неоднократно заявляла, что задолженность Украины перед ней – это не частный долг. В марте министерство финансов России заявило, что поскольку евробонды Украины являются котируемыми, они не эмитировались в расчете на одинаковые рыночные условия. Кредит, предоставленный Украине в рамках программы кредитования в размере 15 млрд. долларов, после того как в октябре 2013 г. Украина не подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС, был предоставлен в обмен на выкуп украинских евробондов при ставке в 5%, тогда как на момент погашения долга в 2017 г. доходность украинских евробондов должна была составить приблизительно 12%. Нынешний президент Украины Порошенко назвал эту сделку «взяткой».

  • 3-й сценарий: дефолт

Если Украина будет уверена, что МВФ продолжит оказывать ей финансовую помощь, она, возможно, предпочтет объявить дефолт по долгу перед Россией. Если Украина не погасит долг в установленный срок, у нее будет 10-дневная отсрочка, а это означает, что дефолт будет объявлен 30 декабря. Со своей стороны, Россия имеет право потребовать досрочного погашения долга по евробондам, поскольку размер государственного долга Украины превысил 60% ВВП. Потенциальным ударом для Украины в этом случае будет судебный иск со стороны Москвы, которым угрожал министр финансов России Антон Силуанов в июне (перед тем, как Украина погасила купонный платеж). Вероятно, это приведет стороны в Лондонский арбитраж, поскольку разбирательства по государственным долгам ведутся на основе английского законодательства (украинские евробонды, выкупленные Россией, выпущены в соответствии с английским законодательством – прим. пер.).

Отказ Украины от выплаты по долгу перед Россией приведет к еще большему обострению отношений с Москвой, и это в период, когда Кремль пытается удержать шаткое перемирие на востоке Украины и ведет переговоры о новых условиях оплаты за поставки газа на Украину.

 

Публикацию и комментарий подготовил  Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, независимый международный обозреватель

Вопрос долга Украины перед Россией, находящийся на повестке дня с момента государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., приобрел актуальность уже после первых месяцев вспыхнувшей гражданской войны, когда соотношения государственного долга к ВВП страны превысило 60% – условия, при котором Россия имела право потребовать возврата кредита, предоставленного Украине в конце 2013 г. в виде выкупа ее евробондов. По мере продолжения гражданской войны, ухудшения экономической ситуации на Украине и обострения геополитической обстановки вопрос платежеспособности Киева по российскому долгу переходит из финансово-экономической в политическую область: возврат стране-агрессору «взятки», выданной предыдущему режиму неприемлем. Не исключен и аспект начала подготовки к местным выборам, на которых правящие партии из-за провальной работы кабинета министров и президента рискуют потерпеть поражение. В связи с этим, агрессивная риторика представителей финансового блока украинского правительства в сочетании с пассионарными заявлениями президента Порошенко о реструктуризации части государственного долга перед частными кредиторами нацелены на то, чтобы донести избирателям идеологему «вопрос с российским долгом будет решен при поддержке проукраинской международной коалиции». Это, свою очередь, это призвано повысить крайне низкий рейтинг Порошенко – компромиссной креатуры Запада.

Тем не менее, по мере приближения срока погашения российского долга и сохранения Москвой жесткой позиции по данному вопросу киевский режим будет иметь все меньше пространства для политических маневров, что в итоге может выразиться в виде объявления моратория на выплату российского долга с последующим объявлением дефолта. С другой стороны, опыт показывает, что киевский режим отличается внезапной переменчивостью в своих заявлениях, результатом чего может быть погашение российского долга; в таком случае украинское общество после полуторагодичной антироссийской пропаганды ждет когнитивный диссонанс в виде идеологемы «Роосия-агрессор получает свой долг»; этим непременно воспользуются радикальные политические силы, что может привести к очередному государственному перевороту. Таким образом, любой из сценариев будет означать одно: ухудшение экономической и политической ситуации в государстве, расположенном между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, в чем заинтересованы США, желающие сохранить систему однополярного мира.

 

Источник: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-08-27/forget-templeton-ukraine-still-has-putin-s-bond-to-contend-with

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати