В недрах Евросоюза вызрел план «противодействия российской пропаганде», который может включать в себя меры, направленные не только против российских СМИ (в первую очередь телеканала RT и радиостанции Sputnik), но и против любых попыток России по дипломатическим и общественным каналам доносить свою точку зрения жителям Европы. Причем блокироваться будет российская информация не только о событиях на Украине, но и о событиях в других странах, а также в самой России.
ПРЕДЫСТОРИЯ ПЛАНА
Решение о выработке такого плана было принято Европейским Советом (собранием министров стран ЕС) еще на его сессии в марте сего года. В пункте 13 заключений (conclusions) Европейского Совета по итогам заседания 19 марта 2015 года был опубликован следующий текст: «Европейский Совет подчеркнул необходимость бросить вызов дезинформационным кампаниям России. Европейский Совет призвал своего Высокого Представителя (председателя Совета Дональда Туска – прим. автора) вместе со странами-членами и учреждениями ЕС подготовить к июню план действий по стратегическим коммуникациям в этой сфере. Создание коммуникационной команды является первым шагом в выполнении этой задачи». http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2015/03/conclusions-russia-ukraine-european-council-march-2015/
Нет сомнения, что председатель Европейского Совета Дональд Туск, бывший премьер Польши, за последние полтора года отметившийся во всех антироссийских кампаниях, работал над планом не покладая рук. Но по итогам последнего заседания Европейского Совета, состоявшегося 25-26 июня 2015 года, окончательный план так и не был опубликован. Тем не менее, это не значит, что плана нет, и что работа по нему не ведется. Девятистраничный документ, нацеленный на «глушение» информации российских СМИ и дипломатов в Европе, видели журналисты нескольких европейских изданий, опубликовавшие из него ряд отрывков.
Из этих отрывков можно сделать вывод, что «глушить» информацию, исходящую из российских источников, предполагается прежде всего при помощи собственной (лояльной к ЕС) сети вещания на русском языке в странах Балтии и других государствах со значительным русскоязычным населением. Вдобавок предполагается снизить спрос на российскую информацию у самих европейцев. Это должно произойти за счет «возросшей сознательности» (public awareness) собственно европейских СМИ, которые должны будут отказывать в предоставлении прямой (не украшенной издевательскими комментариями) трибуны президенту Путину лично, российским дипломатам и чиновникам, а также представителям нелиберальных российских СМИ.
ЦИТАТЫ ИЗ «ИНСТРУКЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ»
Какие же инвективы этого документа уже известны? В статье, опубликованной 23 июня 2015 года в брюссельском сетевом издании EUobserver, автор Эндрю Реттман пишет, что видел этот девятистраничный план, розданный послам Евросоюза еще 16 июня. На основе этого текста Реттман сообщает, что для борьбы с информацией из российских источников предполагается создание специальной «контрпропагандистской ячейки» во внешнеполитической службе ЕС. Ячейка будет называться EastStratComTeam, и сложиться она должна к сентябрю 2015 года. Ячейка должна будет, опираясь на посольства и другие структуры стран ЕС, а также на все западные СМИ и общественность, бороться – с кем? Тут нужна полная цитата из EUobserver: бороться нужно будет «с деятельностью российских масс-медиа, таких как RT и Sputnik и других, которые распространяют сфабрикованные сообщения и призывы к ненависти из своих бюро в странах ЕС» https://euobserver.com/foreign/129247
Бороться с попаданием в западные СМИ такой российской информации предлагается при помощи осознания европейской общественностью того факта, что внешние силы («акторы») ведут дезинформационную деятельность» на территории Евросоюза. Так написано в розданном послам ЕС плане. Осознав зловредный характер российской деятельности в своем информационном поле, западные СМИ, как предполагается, легко подчинятся приказам своих «национальных регуляторов», которые научат их отсеивать такие факты как, например, сообщения о вызванных блокадой со стороны киевского режима страданиях населения Донбасса. О национальных регуляторах план сообщает, что их «деятельность будет координироваться через встречи Европейской группы регуляторов». (Здесь вместо слова «регулятор» было бы правильно поставить слово «цензор».)
План отмечает, что основная часть деятельности по борьбе с Россией на этом поле будет вестись на «национальном уровне» - причем не только среди стран–членов ЕС, но и среди еще не вступивших в ЕС соседей России, в первую очередь Грузии, Молдавии и Украины. (В таком порядке эти страны расставлены в тексте.) Именно на уровне отдельных государств (и в первую очередь государств СНГ) планом предполагается обучать нужных для целей ЕС местных журналистов. При этом поощряется распространение этими журналистами одной и той же списанной друг у друга информации – особенно на русском языке. Для этих целей (очевидно, чтобы не тратиться на отдельный для каждой страны контент) предполагается создать «пул» приемлемой с точки зрения Евросоюза журналистской информации на русском языке (то есть как раз пропаганды, ибо журналистика, по определению Джорджа Оруэлла, - это «публикация того, что кто-то очень не хочет видеть опубликованным»).
«Нужно наработать лояльный [Евросоюзу] коммуникационный материал по приоритетным вопросам,- цитирует издание EUobserver «евросоюзовский» план…. А потом отдать этот материал в распоряжение политического руководства ЕС, пресс-служб, делегаций Евросоюза, стран-членов ЕС». Этот «лояльный» материал должен «не объяснять в деталях программы ЕС и политику Союза, а четко показывать, какую пользу извлекут народы региона от этих программ, причем показывать ясным языком, с основанными на реальной жизни историями успеха, которые бы резонировали с чаяниями народа» (так в цитируемых отрывках плана).
В общем, хорошо нам известная по советским временам «критика положительным примером». Жителей обедневших Молдавии, Украины и Грузии будут убеждать, что хотя сейчас они живут плохо, через много лет некий план ЕС даст у них такие же плоды, как в Германии или Франции. Вся сомнительность такого утверждения в комментариях не нуждается.
ЧЕМ МОГУТ НАВРЕДИТЬ?
Тем не менее, несмотря на всю его «политкорректную» идею, к плану ЕС по борьбе с исходящей из России информацией стоит отнестись весьма серьезно. Евросоюзу вряд ли удастся всех убедить в своей непогрешимости после греческого дефолта, в условиях снижения уровня жизни «истории успеха» звучат как издевательство. Но у ЕС хватит влияния, чтобы, скажем, блокировать ретрансляцию российских каналов в Прибалтике (а это отмеченный во всех «контрпропагандистских» планах ЕС приоритет). Наверняка, хватит у ЕС влияния и на то, чтобы затруднить информационную работу наших посольств и бюро российских СМИ в странах ЕС.
Как бороться с этим? Думается, лучший метод борьбы – показывать скрывающуюся за тончайшей политкорректной оболочкой начинку направленных против российской информации планов ЕС. А эта начинка – цензура и ложь. С ложью проще, а примером «внутренней цензуры», например, может служить развернутая в европейских СМИ кампания против итальянской газеты «Коррьере делла сера», осмелившейся в июне 2015 года напечатать интервью с президентом Путиным без уничтожающих комментариев. Издание Евросоюза EU observer обрушивается за это с личными нападками на задававших вопросы авторов интервью, называя их по именам – главного редактора Лучано Фонтана и корреспондента Паоло Валентино. Особенное возмущение специалиста по борьбе с «российской пропагандой» Эндрю Реттмана и комментировавших интервью европейских русофобов вызвала фраза Путина «Извините за длинный монолог». У них-то российский лидер просто не имел бы ни минуты на непрерываемое объяснение своей позиции. https://euobserver.com/foreign/129056
Пример с «Коррьере делла сера» показывает тактику, которую применяет (и, похоже, собирается применять) Евросоюз против России и ее президента, а также против российских и дающих нам слово европейских средств массовой информации. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ цензуры пока нет. Атакам и шельмованию дающие России слово издания и журналисты подвергаются уже ПОСЛЕ совершения ими «греха» - предоставления трибуны России. В итоге в следующий раз, например, та же «Коррьере делла сера» трижды подумает, прежде чем брать интервью у Путина, давая ему возможность объяснить свою позицию. Еще бы! Представительница Международного французского радио (RadioFrance Internationale) называет их публикацию «наивной и скучной», а связавший свою судьбу с Евросоюзом представитель сербских масс-медиа называет и их самих «слабенькими и угодливыми» журналистами.
ОТ ШЕЛЬМОВАНИЯ «ДРУЗЕЙ ПУТИНА» - К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЦЕНЗУРЕ
Давление на стремящиеся к объективности в отношении России масс-медиа будет нарастать, и вестись оно будет не только по линии лояльных ЕС изданий, но и через европейские структуры, особенно – через Европарламент, где антироссийское лобби не имеет себе равных по численности. Польский член Европарламента Яцек Сариуш-Вольский прямо заявил, что ретрансляция позиции Путина без объяснительных контр-комментариев – нарушение этики журналистики. Такова в целом и позиция авторов «плана по противодействию российской пропаганде». Хотя есть уже и предложения по введению предварительной цензуры – причем не против исламистов или радикалов «справа» или «слева», а именно против СМИ, представляющих российскую точку зрения.
Предложения по такой предварительной цензуре содержатся в опубликованном еще в ноябре прошлого года докладе Питера Померанцева и Майкла Вайса "Угроза нереальности: как Кремль превращает в оружие информацию, культуру и деньги" (доклад был опубликован на сайте издаваемого в США Интернет-журнала TheInterpreter). http://www.interpretermag.com/wp-content/uploads/2014/11/The_Menace_of_Unreality_Final.pdf
В этом докладе авторы предлагают ввести в западной прессе институт «редакторов контрпропаганды» (counterpropaganda editors). Эти редакторы должны будут отсеивать все «негодные для печати» (unfit to print) тексты, где российская позиция представляется без унизительного для нее «контекста» (типа того же интервью в «Коррьере делла сера»). Еще одно направление удара – дискредитация российских «голосов» (например, сотрудника Немецкого внешнеполитического общества Александра Рара в докладе рекомендуется представлять как лоббиста Кремля, автора «житийных биографий» Путина).
При этом авторы доклада не раскрывают дискредитирующую их лично биографическую информацию, несмотря на которую они вхожи в высокие кабинеты и в США, и в ЕС. Питер Померанцев (выходец из СССР, имеющий ныне британское гражданство) недавно выступал перед конгрессом, он вместе с колумнисткой «Вашингтон пост» Энн Аппельбаум занимает ключевые позиции в финансируемом Ходорковским Институте современной России в Вашингтоне (Institute on Modern Russia). Майкл Вайс – британец, выходец из «Общества Генри Джексона», неоконсервативного британского аналитического центра.
Интересно, что новый план ЕС по борьбе с информацией из российских источников в целом повторяет положения появившегося на 8 месяцев раньше доклада Померанцева-Вайса. (Исключение составляет «идея» о редакторах-контрпропагандистах.) Все это показывает, что, несмотря на некоторые иллюзии, позиция ЕС в отношении России и ее СМИ не сильно отличается от позиции США. И что важно, с ЕС, как с предельно обезличенным бюрократическим механизмом, России будет даже труднее договариваться, чем с США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs