В пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялась презентация новой книги известного историка и писателя, лауреата премии Службы внешней разведки Александра Бондаренко «Фитин», посвященной жизни и деятельности человека, возглавлявшего советскую внешнюю разведку в годы Второй мировой войны, обеспечившего ей впечатляющие успехи и оказавшегося на долгие десятилетия почти неизвестным своим соотечественникам. Мероприятие состоялось в преддверии очередной годовщины начала Второй мировой войны, ежегодно отмечаемой в нашей стране 22 июня как День памяти и скорби. В презентации приняли участие автор книги Александр Юльевич Бондаренко, руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России Сергей Иванов, ветеран СВР России Лев Соцков и директор – главный редактор издательства «Молодая гвардия» Андрей Петров. Ведущим мероприятия выступила специалист Пресс-центра ТАСС Виктория Кладиева.
Интересующимся военной историей России не нужно дополнительно представлять Александра Бондаренко. Много лет возглавляя отдел истории, литературы и искусства газеты Министерства обороны России «Красная звезда», он проводил большую просветительскую работу, часто встречаясь со школьниками и студентами, способствуя активной популяризации прошлого родной страны и активно выступая против исторического беспамятства. Его перу принадлежат труды о героях Отечественной войны 1812 года: генерале Михаиле Милорадовиче, руководителе и идеологе партизанского движения Денисе Давыдове, Михаиле Орлове. Александр Бондаренко – автор книг об истории российской и советской военной контрразведки. Особняком в его творчестве стоит небольшая книга об одесском поэте, участнике движения «Куликово поле» Вадиме Негатурове, трагически погибшем 2 мая 2014 года в подожжённом сторонниками Евромайдана Доме профсоюзов.
На открытии пресс-конференции выступил руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Сергей Иванов. По его словам, в истории отечественной разведки, а вернее, в том, как она подаётся современному читателю, немало парадоксов. Один из них заключается в том, что в России хорошо известны имена почти всех видных руководителей спецслужб гитлеровского рейха. Имена руководителя абвера Вильгельма Канариса и внешней разведки службы безопасности «третьего рейха» Вальтера Шелленберга на слуху у всех, кто хотя бы раз в жизни смотрел знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны» или читал роман Юлиана Семёнова. Совершенно иная картина сложилась с деятелями отечественных спецслужб, имена которых на протяжении десятилетий находились под грифом «совершенно секретно», а после распада СССР обросли огромным количеством домыслов. «Мы задумались над тем, что можно сделать, чтобы вернуть доброе имя человеку, руководившему разведкой в один из самых сложных периодов истории страны», - сказал С.Иванов.
С Сергеем Ивановым трудно не согласиться. Минувший век прошел для нашей страны под знаком активной и во многом неизбежной внутриполитической борьбы, заложницей которой постоянно оказывалась советская внешняя разведка. Не меньшей трагедией для нашего народа стал распад единого союзного государства в 1991 году. Однако при всей драматичности этого события, оно имело, пожалуй, единственный положительный аспект: в России впервые за длительный период времени появилась возможность говорить об истории собственной страны без изъятий и умолчаний. Российская внешняя разведка воспользовалась этой возможностью в полной мере.
В Пресс-центре ТАСС. Слева направо: ветеран СВР Лев Соцков, историк спецслужб Александр Бондаренко, руководитель пресс-бюро СВР Сергей Иванов, ведущий специалист пресс-центра ТАСС Виктория Кладиева. Фото А.Торина.
По словам Александра Бондаренко, накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне много слов было произнесено об опасности фальсификации истории и необходимости бороться с нигилистическим отношением к прошлому. Однако история внешней разведки в массовом сознании по-прежнему полна различных умолчаний и мифов, восходящих еще к периоду правления Н.Хрущева, который во многом был заинтересован в представлении своих предшественников, находившихся у руля власти, в качестве беспринципных преступников и авантюристов. К периоду 1950-х годов относится один из самых распространенных мифов новейшей российской историографии – о конфликте между наркомом внутренних дел СССР Лаврентием Берия и руководством Иностранного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД-НКГБ.
Судьба Павла Михайловича Фитина действительно во многом необычна. До конца 1930-х годов биография этого человека вполне похожа на жизненный путь любого среднестатистического советского человека. Он родился в 1907 году в крестьянской семье, подростком вступил в сельскохозяйственную коммуну, организованную на малой родине – в селе Ожогино Тобольской губернии. В 1921 году во время крестьянского мятежа в Зауралье чудом остался жив. Вступил в комсомол и в партию, стал инженером-механизатором, специалистом по сельскому хозяйству. Казалось бы, ничто не предвещало смены места работы. Однако в 1938 году его приглашают в органы НКВД. Почему? Внятного объяснения этому не существует до сих пор. Мы знаем только одно: в марте 1938 года он поступает на учебу в Центральную школу НКВД, а уже через год с небольшим, 13 мая 1939 года, возглавляет Иностранный отдел (ИНО), став самым молодым руководителем отечественной внешней разведки за всю её историю. Последующие годы показали, что выбор новой кандидатуры на пост главы ИНО, сделанный наркомом внутренних дел СССР Л.Берия, полностью себя оправдал.
Советская разведка в эти годы переживала тяжелые времена. Достаточно сказать, что из четырех предшественников Фитина на посту начальника внешней разведки один умер от сердечного приступа, двое были расстреляны, а непосредственный предшественник был отстранен от должности и ожидал решения своей участи. Тогда ещё мало кто знал, что Фитин будет руководить разведкой не считанные месяцы, а семь долгих лет.
Всё, что было сделано в этот период сотрудниками внешней разведки под руководством Павла Михайловича, сложно переоценить, поскольку разведка не только внесла значительный вклад в победу над нацизмом, но и создала тот фундамент, без которого не произошло бы становления Советского Союза как великой державы. Именно в это время нашим разведчикам удалось выяснить дату нападения гитлеровского нападения на СССР, планы основных операций и направления основных ударов вермахта, установить рабочие контакты со спецслужбами стран антигитлеровской коалиции. Активная работа была проведена разведкой по организации встреч руководителей стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Благодаря усилиям советской агентуры наши спецслужбы знали до мельчайших деталей позицию союзников по всем ключевым вопросам мировой политики.
По словам ветерана Службы внешней разведки генерал-майора в отставке Льва Соцкова, перед П.Фитиным как главой внешней разведки стояли три задачи: сбор информации обо всем, что происходит в Германии, что происходит у союзников и оценка перспектив послевоенного устройства Европы. Все эти задачи им были выполнены. Разведкой была получена информация о сепаратных переговорах англо-американских союзников с представителями германских политических кругов. Особое внимание уделялось позиции по этому вопросу польского эмигрантского правительства в Лондоне. Материалы, полученные Иностранным отделом, стали причиной известного письма И.Сталина президенту США Ф.Рузвельту и премьер-министру Великобритании У.Черчиллю от 29 марта 1945 года.
Л.Соцков подчеркнул, что именно Фитину принадлежала инициатива активизировать работу над атомной проблематикой еще в 1943 году. «Удалось убедить наркома и руководство страны в том, что необходимо вплотную заняться этим вопросом и выделить необходимые средства»,- сказал историк. Напомним, что решение принималось в условиях, когда дорог был каждый рубль и первоочередной задачей был выпуск боеприпасов, техники, продовольствия. Благодаря усилиям Фитина в США было создано отделение научно-технической разведки во главе с Леонидом Квасниковым, которое помогло добыть атомные секреты. «Не пришло ли время подумать о возведении памятника создателям ядерного щита России?» - задал вопрос Л.Соцков. По мнению генерал-майора СВР, этот монумент мог бы объединить имена всех, кто работал над претворением в жизнь атомного проекта – ученых, военных и разведчиков, от Игоря Курчатова до Павла Фитина. По сути, благодаря усилиям Фитина и всех, кто участвовал в формировании системы международной безопасности и ядерного щита страны, мы до сих пор существуем в статусе великой державы и пользуемся тем же правовым инструментарием, который лежал в основе Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
Часто утверждают, что молодому начальнику разведки «комсомольского призыва» сломал карьеру Берия. Александру Бондаренко удалось с опорой на документы архивов СВР и ФСБ опровергнуть этот устойчивый миф. Действительно, в июне 1946 года П.Фитин был освобожден от должности начальника внешней разведки и переведен в распоряжение отдела кадров вновь созданного Министерства государственной безопасности (МГБ). К тому времени Берия вплотную был занят атомным проектом. Министерский пост занял бессменный руководитель главного управления контрразведки «Смерш» в 1943-1946 годах генерал-полковник Виктор Абакумов. Фитин был понижен в должности, но продолжал заниматься вопросами атомной промышленности. С декабря 1946 года он стал заместителем уполномоченного МГБ в советской зоне оккупации Германии, курируя деятельность акционерного общества «Висмут», в структуру которого входили геологоразведочные, горнодобывающие и перерабатывающие предприятия, где добывалась и обогащалась урановая руда, предназначенная для нужд атомной промышленности Советского Союза. С февраля 1947 года П.М.Фитин - начальник управления МГБ в Свердловске. С 1951 года - министр государственной безопасности Казахской ССР. И только в 1953 году, после ареста Берии, его увольняют из органов. «И если вместе с Берией, невзирая на все прошлые заслуги, были расстреляны несколько генералов, то Фитин просто ушел в небытие, уволенный без права получения пенсии. Правда, его здоровье было подорвано, и прожил он сравнительно недолго»,- заметил А.Бондаренко.
На презентации выступил правнук Павла Фитина – также Павел Фитин. По его словам, в семье никогда не распространялись о характере деятельности прадеда. «Сейчас мы получили очень большое количество информации. Спасибо за приоткрытие его биографии и заслуг»,- сказал он, обращаясь к автору книги. Дочь Павла Михайловича так и не дождалась этого момента. Она ушла из жизни на восемьдесят первом году жизни, за полгода до выхода книги в свет.
Теперь, спустя семьдесят лет после дня Великой Победы, имя человека, руководившего внешней разведкой в годы Великой Отечественной войны и победившего всех открытых врагов и мнимых друзей нашей страны, возвращено соотечественникам. На малой родине, в селе Ожогино, ему открыта памятная доска. Еще одну планируется открыть в Екатеринбурге. Люди помнят и чтят память своего земляка. Его имя никогда не будет забыто в истории.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs