Проблемы развития военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) в рамках формата БРИКС все еще не привлекают должного внимания исследователей этого растущего центра влияния на мировой арене.
Между тем имеются все основания утверждать, что военно-техническое сотрудничество представляет собой существенный ресурс укрепления консолидации БРИКС, наращивания взаимной заинтересованности в расширении многопланового сотрудничества.
Военно-техническое партнерство особенно в области производства и НИОКР позволяют существенно сократить время и средства на разработку и внедрение высокотехнологичных систем вооружений и сформировать эффективный оборонный потенциал. Более того, налаживание каналов системных взаимосвязей по линии ОПК (оборонно-промышленный комплекс) оказывает положительное воздействие на продвижение инновационных преобразований в национальной экономике в целом.
Все страны-участницы БРИКС обладают развитой военной промышленностью, где, как правило, концентрируются высокие технологии, научно-технические исследования и новейшие достижения.
В ОПК России ныне действует 1300 предприятий с численностью занятых более 2 млн человек[1]. В секторе НИОКР ОПК трудятся 50% научных сотрудников, производится 60% сложного медицинского оборудования, 70% всех средств связи, 30% оборудования топливно-энергетического комплекса. Около 50% инновационно-активных предприятий находится в ОПК[2].
Мощным ОПК обладает Китай. Китайская военная промышленность практически может производить все, в чем нуждается китайская армия. В рамках военной промышленности действуют мощные научно-исследовательские, инновационно-технологические, авиастроительные, судостроительные, космические и другие государственные предприятия с налаженной государственной системой планирования и управления. Многие современные системы производятся по лицензиям или копируется. В настоящее время военная промышленность КНР способна производить всю гамму вооружений и военной техники, в которых нуждается национальная армия. Руководство ОПК свою главную задачу видит в овладении новейшими технологиями, необходимыми для производства оружейной продукции 4-5 поколений[3].
ОПК Индии удовлетворяет 30-35% потребностей индийской армии в вооружениях. Индийские предприятия обладают определенной компетенцией, в производстве отдельных видов или компонентов стратегических ракет, танков, самолетов. Индийские власти стремятся модернизировать свою оборонную промышленность. Разрешено участие национальных частных и иностранных инвесторов в развитии ОПК. Предпринимаются усилия расширить «мультипликационной эффект» от приобретаемых новейших технологий[4].
Развитым ОПК обладает ЮАР. Он включает в себя примерно 700 предприятий, на которых занято около 14 тыс. человек. Южно-африканские производители оружия тесно сотрудничают, как правило, с британскими, немецкими, шведскими и другими европейскими профильными компаниями. ЮАР экспортирует оружие в 50 стран на сумму 130-150 млн долл. в год[5].
Бразилия разработала амбициозную программу развития военной промышленности. Принятая в 2008 г. «оборонная стратегия Бразилии» предусматривает увеличение военного потенциала страны, модернизацию вооруженных сил. У Бразилии самая протяженная (после России и Китая) граница по суше. Страна является соседом всех южноамериканских государств, исключая Чили и Эквадор. По инициативе Бразилии был создан в 2008 г. Союз южноамериканский наций (UNASUR), который воспринят как альтернатива Организации американских государств. Бразильские власти поощряют расширение производства вооружений национальными компаниями (Embrayer, Odebrecht Defense, E Tehnologia и др.). Интенсифицируется международное сотрудничество в области производства военной техники. Подписаны соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Индией (2012 г.) Францией, Анголой.
По соглашениям с Францией от 2009 г. предусматривается совместное строительство четырех подводных лодок класса «Scorpène», первой бразильской подлодки с атомным двигателем, 50-ти вертолетов модели «Super Cougard EC 25». Правительство приняло программу усиления военно-морских сил до 2031 г., предусматривающую капиталовложения в сумме 80 млрд евро (более 100 млрд долл.)[6].
Оборонно-промышленные комплексы стран-участниц БРИКС существенно различаются и по уровню развития, и по своим достижениям, и по структуре. Вместе с тем по многим параметрам они взаимодополняемы Рациональное и взаимовыгодное использование имеющихся возможностей в этой связи призвано стать предметом изучения и рассмотрения в рамках координационных усилий БРИКС.
На странах БРИКС лежит большая ответственность за международную безопасность в глобальном масштабе. Они – в числе главных участников борьбы за укрепление международной безопасности, сокращение оружия массового уничтожения, установления жесткого контроля за соблюдением режима нераспространения оружия массового уничтожения. Имеющийся военные потенциал стран БРИКС дает им широкие возможности для осуществления соответствующих инициатив.
По численности армий (включая резервистов) БРИКС превосходит США и страны ЕС (13 и 9 млн соответственно). Военные расходы стран БРИКС в 2014 г. достигли почти 400 млн долл. и составили 22% мировых военных расходов. Их рост за период с 2005 по 2014 гг. составил в Китае – 167%, в России – 97%, Индии – 39%, Бразилии – 41%[7]. Три страны-участницы БРИКС (из 9-ти в мире) являются обладателями ядерного оружия. По числу боеголовок им принадлежит 47% мирового ядерного потенциала (Таблица 1).
Таблица 1
Ядерное оружие в мире
Страны |
Боеголовки в оперативной готовности |
Иные боеголовки |
Итого |
I. Страны БРИКС |
|
|
|
Россия |
1600 |
6400 |
8000 |
Китай |
- |
250 |
250 |
Индия |
- |
90-110 |
90-110 |
II. Другие страны – обладательницы ядерного оружия |
|
|
|
США |
2100 |
5200 |
7300 |
Великобритания |
160 |
65 |
225 |
Франция |
290 |
10 |
300 |
Пакистан |
- |
100-120 |
100-120 |
Израиль |
- |
80 |
80 |
Северная Корея |
- |
- |
6-8 |
Итого: |
4150 |
12200 |
16350 |
Источник: Оценка на январь 2014 г. SIPRI Yearbook 2014. Summary. P.12.
Столь внушительный военный арсенал, безусловно, поднимает уровень влияния БРИКС в мировой политике, придает этому форуму статут одного из мировых центров военной силы.
Основные потоки вооружений и военной техники на пространстве БРИКС.
БРИКС относится к числу ключевых игроков на мировом рынке вооружений и военной техники. На страны БРИКС приходится свыше 33% мирового экспорта оружия (2009-2013 гг. в постоянных ценах 1990 г.), а мировом импорте – 19%[8].
В рамках БРИКС бесспорно лидирует Россия. (Таблица 2).
Таблица 2
Торговля вооружениями и военной техникой стран БРИКС – 2010-2014 гг.
(в постоянных ценах 1990 г. в млн долл. США)
Страна |
Экспорт |
Импорт |
||||
Всего |
В страны БРИКС |
Доля стран БРИКС (в %) |
Всего |
Из стран БРИКС |
Доля стран БРИКС (в %) |
|
Бразилия |
301 |
0 |
|
1573 |
165 |
10% |
Индия |
74 |
0 |
|
21036 |
14752 |
71% |
Китай |
7612 |
0 |
|
6880 |
4071 |
57% |
Россия |
37383 |
18992 |
51% |
480 |
0 |
|
ЮАР |
641 |
66 |
10% |
526 |
0 |
|
ИТОГО |
46011 |
19058 |
41% |
30495 |
18988 |
63% |
Источник: SIPRI. Arms Transfers. Databasa
На долю ВВТ российского производства приходится (2005-2014 гг.) 59% импорта оружия Китаем и более 70% Индией. Советскими/российскими вооружениями и военной техникой, а также произведенным в Индии по советским/российским лицензиям ВВТ сухопутные войска Индии оснащены на 40%, ВВС – на 80% и ВМС – на 75%[9].
Большая часть военной техники Китая импортирована из России (Советского Союза) или произведена по российским лицензиям, или скопирована с российских образцов. До сих пор почти 100% авиационных моторов Китай закупает в России[10].
Страны БРИКС являются крупными поставщиками продукции военного назначения за пределы этого объединения и порой их интересы сталкиваются, и они вступают в конкурентное соревнование.
Китай в 2005-2013 гг. экспортировал в соседние азиатские страны оружия на 7300 млн долл., что составляет 77% его экспорта ВВТ, в том числе, в Бангладеш и Пакистан – 55%. Китайские военные поставки в страны Латинской Америки достигли 607 млн, долл.[11]
Индийский экспорт ПВН за тот же период составил 133 млн долл. (в том числе, в страны Азии – 60 млн долл.); Бразилии – 478 млн долл. (в том числе, в страны Латинской Америки – 310 млн или 64%); ЮАР – 1,1 млрд долл.[12]
Что касается российского экспорта ПВН за 2005-2013 гг., то на азиатские страны (исключая Китай и Индию) приходилось 6,8 млрд долл. (12% общего экспорта), в том числе, во Вьетнам, Мьянму и Малайзию – 5 млрд долл.[13]
Все страны БРИКС активно борются за расширение своего присутствия на рынках стран Африки (Таблица 3).
Таблица 3
Экспорт вооружений и военной техники из стран БРИКС в государства Африканского континента – 2010-2014 гг.
(в постоянных ценах в млн долларов)
Страны БРИКС |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Итого |
Бразилия |
0 |
13 |
9 |
35 |
3 |
60 |
Россия |
1202 |
1974 |
1168 |
535 |
362 |
5241 |
Индия |
0 |
1 |
0 |
3 |
50 |
54 |
Китай |
478 |
191 |
287 |
235 |
292 |
1483 |
ЮАР |
61 |
7 |
31 |
13 |
27 |
139 |
Итого в страны Африки |
1741 |
2186 |
1495 |
821 |
734 |
6977 |
Итого в мировой экспорт |
|
|
|
|
|
|
ВВТ стран БРИКС |
|
|
|
|
|
46011 |
Доля стран Африки в мировой экспорте оружия стран БРИКС (в %) |
|
|
|
|
|
15% |
Источник: SIPRI, Yearbook 2014. Подсчеты автора
Страны БРИКС направляют в Африку до 15% (2010 – 2014 гг.) своего экспорта ВВТ. Лидируют Россия и Китай. Но быстро набирают темпы ЮАР и Бразилия. Рассматриваются возможности взаимодействия стран БРИКС на континенте, в частности, в создании совместных центров обслуживания, ремонта и модернизации поставленной техники.
Обсуждаются также проекты военно-промышленного сотрудничества в рамках формата Бразилия-Индия-ЮАР.
Руководители «Рособоронэкспорта» выдвигают инициативу организации в рамках БРИКС совместных разработок новых систем вооружений и их совместного промышленного производства[14]. Определенный положительный опыт накоплен в рамках российско-индийского военного сотрудничества: совместное создание стратегической ракеты «Брамос» (Brahmos), производство на индийских предприятиях вертолетов, самолета СУ-30 МКИ. В настоящее время обсуждаются вопросы о совместном производстве оружия на трехсторонней основе: Россия-Бразилия-ЮАР.
Россия и Бразилия изучают возможности сотрудничества в области производства штурмовой и военно-транспортной авиации.
Проблемы формирования военно-промышленного альянса рассматриваются Бразилией и Индией. Договор о стратегическом сотрудничестве между этими двумя странами был подписан в 2008 г. На основе общего видения были подписаны соглашения в области обороны и освоения космоса. Особое внимание страны уделяют проектам строительства военных судов, систем ПВО и киберзащиты.
Становится привычной практикой проведение совместных военных учений. Такие учения уже регулярно проводят вооруженные силы России и Китая, России и Индии.
В этих условиях не кажется преждевременной постановка вопроса о формировании общего видения военно-политического и военно-технического пространства в рамках БРИКС. Достижение этой цели, конечно, связано с большими трудностями.
Однако бурно развивающееся переформатирование системы международных отношений, финансово-экономического ландшафта не может не сопровождаться пересмотром конфигурации военно-политического и военно-технического компонента в его общемировом и региональном измерениях. Страны БРИКС могли бы сформулировать собственные подходы в этой важной области. Если говорить об отправных точках размышлений, то среди них можно было бы назвать:
- общее видение стратегических целей в этой области;
- проблемы гонки вооружений по оси Север-Юг, Юг-Юг;
- проблемы определения достаточности военного потенциала для обеспечения внутренней и внешней безопасности;
- разработка общих принципов нормативно-договорной базы военно-технического сотрудничества;
- координация усилий при возникновении конфликтных ситуаций и обострении напряженности;
- формирование информационно-консультативных структур в сфере развития военной промышленности и военно-технического сотрудничества и др.
[1] Выступление Д.А.Медведева на совещании по проблемам развития военной промышленности. http://blackscafleet-21.com/news/21-03-2013_dimitriy-medvedev-pr...
[2] Фролов И. Российский высокотехнологический комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса. http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=rub/fro103//ИНП РАН.
[3] L’industrie d’armement dela République Populaire de Chine. P. 6-10 электронный ресурс: defence. ac-montpelier.fr/…industrie-armement…
[4] Des pressions pour un complexe mili-taro-industriel en Inde. Электронный ресурс: http://www.wri-irg.org/de/node/9119
[5] Hatford M. De l’Afrique ā l’Afrique (www.misma.org/uploads/traficdarmes.fr.pdf). Atlas des industries de l’armement. Denel http:www. Atlas.ead-minerve.fr/co/2-Denel
[6] GRIP. Note d’analyse: Rouppert B. “La hausse des dépenses militaries des BRICS. C.10. http:// www. Grip.org.fr/ siteweb/images/notes Analyse/2012/NA 2012-06-22 FR B_Rouppert. pdf
[7] SIPRI. Facts Sheet. April 2015. P.2
[8] SIPRI. Yearbook 2014. Summary. P.11.
[9] РИА Новости. http://ria.ru/spravka/ 20150121/1043594540. html
[10] РИА Новости. Военное и военно-техническое сотрудничество России и Китая 20 мая2014 г. Электронный ресурс: http://ria.ru/
[11] SIPRI. Arms Transfers Database; http:/ria.ru/ spravka/20/40520/1008416110/html
[12] Ibid.
[13] Ibid.
[14] Заявление генерального директора Рособоронэкспорта Ан.Исайкина http://inrbth.com/world/2014/08/18/moscow-eyes-joint_development...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs