ГЛАВНАЯ > Конференции

«Тайны Коминтерна в Латинской Америке»

23:29 18.05.2015 •

В.Л.Хейфец, Л.С.Хейфец, СПбГУ

 

Подвиг народов складывается из подвига отдельных людей. В Великой Отечественной войне приняли участие три кубинца, двое из которых – Альдо Виво и Энрике Вилар – погибли. Таких потерь не понесла в процентном отношении (если кровь на войне можно измерять процентами) ни одна страна. Долгое время их подвиг не был известен. Только, во время празднования 40-летия победы они были отмечены высокими наградами СССР и Кубы. Их путь в бессмертие связан с историей Коминтерна – их отцы были руководителями «первой марксистско-ленинской партии Кубы», работали в подполье и партия отправила детей учиться в Ивановский интернациональный детский дом. Когда пришла война – добровольно пошли защищать Советский Союз – «родину пролетариев всего мира». Самопожертвование юных кубинцев дает право по-новому взглянуть на историю Коминтерна, избавиться  от мифов и стереотипов, решить многие загадки.

Новые документы Коминтерна позволили отказаться от представления о рождении коммунистического движения в Латинской Америке в результате «коминтерновского заговора». По новому выглядит роль аргентинской компартии, которая родилась еще в 1918 г., но не была сразу принята в Коминтерн. Лишь позднее поручение КПА вести работу по продвижению коммунистического движения на континент сменило, мексиканский вектор в политике Коминтерна. Мексика была избрана как центр латиноамериканского коммунистического движения из-за уверенности в идейной близости октябрьской и мексиканской революций. Поэтому Михаил Бородин решал задачи по установлению государственных отношений с Мексикой и поддержке зарождавшегося коммунистического движения. Сделав ставку на руководителя мексиканской компартии индийца Манабендру Роя как на возможного лидера антибританской революции в Азии, он поставил под удар партию, расколовшуюся  без авторитетных руководителей

Много нового стало известно об истории «первой марксистско-ленинской партии Кубы». Первый контакт Коминтерна с революционным движением страны произошел в декабре 1919 г. при основании анархо-синдикалистской Коммунистической секции, заявившей о присоединении  к Коминтерну. Вновь контакт с Москвой был установлен в августе 1925 г. секретарем Еврейской секции Коммунистической группы Гаваны Юнгером Симховичем (Фабио Гробартом – впоследствии одним из руководителей партии), направившим письмо Еврейской секции при  ЦК РКП (б) с призывом помочь преодолеть раздробленность рабочего движения на Кубе.

Незаслуженно забыт отец двух кубинских участников Великой Отечественной Хорхе Абилио Виво д’Эското, верный последователь Хулио Антонио Мельи. Он был руководителем созданных Мельей прокоммунистических организаций на Кубе, играл видную роль в революционном движении Коста-Рики, Панамы, Колумбии, Мексики. США, региональных органов Коминтерна. В 1930-1933 гг. был генеральным секретарем КПК, осуществив программу «виража политической линии» КПК. Ее реализация превратила партию в организацию национального масштаба, возглавившую «августовскую революцию 1933 г.». Разногласия о стратегии и тактике партии в августе 1933 г. привели к конфликту Виво с новым руководством КПК. В 1935 г. он был делегатом VII конгресса Коминтерна, но в 1937 г. его и партии пути разошлись, Виво эмигрировал в Мексику и, уйдя из политики, стал одним из основоположников мексиканской географической науки.

Деятельность Коминтерна и компартий в значительной мере подготовила рост влияния левых партий и движений в современной Латинской Америке, став одним из факторов солидарности латиноамериканцев с борьбой СССР во время Великой Отечественной войны.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати