ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

На пути к «черному халифату» - история и перспективы

14:28 18.05.2015 • Андрей Исаев, журналист-международник

Ислам проник на Африканский континент еще до Хиджры, когда в Эфиопию переселилась первая группа адептов новой веры. Активное продвижение новой религии на юг началось после арабской экспансии в Египте и Магрибе и застопорилось после наплыва христианских миссионеров. И вот на наших глазах процесс возобновился. По данным, приводимым Евгением Сатановским, в начале ХХ века соотношение христиан и мусульман в Черной Африке было 2:1, причем язычников насчитывалось столько же сколько христиан. Сейчас число христиан и мусульман практически сравнялось, а  доля язычников значительно уменьшилась. Другими словами, если на планете исповедует ислам примерно каждый пятый человек, то в Африке - почти половина. (Сатановский Е.Я. Шла бы ты...Заметки о национальной идее. М., Эксмо, 2014).  Последователи ислама уже составляют свыше 90% населения в Мавритании, Джибути, Сомали и на Коморских Островах; более половины – в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Немалая часть населения исповедует ислам в Эфиопии, Танзании и Кении. (http://supercook.ru/religion/religion-09.html).

Число конфликтов на религиозной почве в последние десятилетия быстро растет. Исламистские организации даже пробуют захватить власть в некоторых государствах, видя, что правительственные институты там ослаблены многолетними гражданскими войнами, а то и попросту не способны контролировать часть территорий. Нельзя забывать и щедром финансировании исламистов монархиями Персидского залива, нередко под благовидными предлогами. Например, Саудиты долгое время инвестировали в целый ряд экономических проектов в Эфиопии. А потом эфиопские власти обнаружили, что Эр-Рияд параллельно финансирует создание и работу исламских центров, ведущих антихристианскую и антиправительственную деятельность. Центры были закрыты, и поток инвестиций тут же иссяк. Создание таких центров идет и в других странах Черной Африки параллельно с созданием салафитской социальной инфраструктуры: строятся больницы с более качественным и дешевым обслуживанием, чем у государства, школы (например, в Мали в этих школах обучается, по некоторым данным, до четверти младших школьников). (http:// www.mgimo.ru/news/experts/document127822.phtml ).  Катар скупил в некоторых африканских странах сельскохозяйственные участки, часть урожая с которых вместе с проповедями катарских имамов распространяется среди местного населения, а ОАЭ является крупнейшим держателем акций Somali Telecom Association, финансирующей радикальную  «Организацию исламских судей». (http://nvo.ng.ru/wars/2015-04-24/1_game.html ; http://newsrbk.ru/ news/653940-islam-i-krovoprolitie-v-centralnoy-afrike.html) .

Сегодня на слуху прежде всего названия трех салафитских группировок:  «Аш-Шабаб» в Сомали, «Боку Харам» в Нигерии, «Аль-Каида в странах исламского Магриба» в Сахаре и Сахеле, причем подконтрольные им территории образуют практически непрерывную «зеленую дугу» от Мавритании до Африканского Рога. А вокруг них роятся десятки групп помельче, то примыкающих к этим «трем китам» исламского экстремизма в Африке, то отделяющихся от них, то сливающихся, то воюющих друг с другом...

Стовосьмидесятимиллионная Нигерия занимает первое место по численности населения в Африке и, благодаря, богатейшим запасам полезных ископаемых, может похвастаться высоким по местным меркам уровнем жизни – почти как в ЮАР. При этом страна практически разделена надвое – на бедный мусульманский север и относительно благополучный христианский юг. В 1999 году несколько северных штатов объявили о введении «диктатуры шариата», и на этой волне расцвела «Боку Харам», провозгласившая своей целью создание исламского шариатского государства.  Все это не понравилось христианскому меньшинству, живущему на севере, - начались столкновения, появились первые жертвы. На сегодня группировка продолжает контролировать ряд северных районов страны, но стратегическое продвижение ее отрядов на юг приостановлено. Боевикам приходится ограничиваться пока громкими террористическими вылазками и похищениями людей, в том числе и в сопредельных Камеруне и Нигере.

На север от Нигерии действует «Аль-Каида в исламском Магрибе» (АКИМ), чье организационное оформление восходит к кровопролитной гражданской войне в Алжире 1988-1998 годов. В 1995 году местные исламисты, осознав, что не смогут взять в руки власть ни парламентским, ни насильственным путем, отступили на юг страны, а затем перебазировались в Ливию, на юг Туниса, и дальше - в Мали и Мавританию. В 2007 году их лидеры присягнули на верность Усаме бин Ладену. Вскоре организация вышла на «самофинансирование», наладив прочные связи с местной оргпреступностью, традиционно занимающейся торговлей людьми, оружием и наркотиками.  Латиноамериканские наркокартели под прикрытием насквозь коррумпированных портовых ведомств и местной администрации в Сенегале, Гвинее и Гвинее-Бисау уже многие годы поставляют в Европу свой товар через эти страны. Дальше наркогруз подхватывают боевики, для которых травить «дьявольскую» Европу – дело «богоугодное».  (http://www.slate.fr/ tribune/67413/operation-serval-terroristes-narcotrafiquants)  (Кстати, это наглядный образец процветающей на континенте «деструктивной экономики»  – такой политкорректный термин придумали для обозначения совокупности операций по торговле людьми, контрабанде всего что только можно представить, разворовыванию природных ресурсов собственных стран в промышленных масштабах).

По признанию президента Либерии Элен Джонсон-Серлиф, «Ни для кого  не является тайной тот факт, что исламистские группировки в странах Африки получают солидную материальную поддержку от международных наркокартелей и торговцев оружием». (http://stavroskrest.ru/content/torgovcy-smertyu-sponsiruyut-islamistov-v-afrike-prezident-liberii)

Вскоре исламисты неожиданно обрели если не союзников, то попутчиков. После падения режима Каддафи служившие ему отряды туарегов отступили на север Мали, где их соплеменники годами ведут войну за создание «государства» Азавад (по общему замыслу в него должны войти, помимо северной части Мали, юг Алжира, восток Мавритании и север Нигера). В мае 2012 года вожди туарегов и исламистов заключили союз для борьбы с центральным правительством. В следующем году по просьбе властей Мали коалиция ряда африканских государств, возглавленная Францией, остановила натиск мятежников и даже оттеснила их в труднодоступные пустынные районы. Но не уничтожила – партизанские действия приняли затяжной характер. Более того, «священную войну» французским «гяурам» за проведенную операцию объявила мавританская «Бригада Аль-Мулатамин». Это в 1979 году роты французских десантников хватило для того, чтобы бесповоротно отстранить от власти «Императора Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединенного в национальную политическую партию МЕСАН», мусульманско-католического каннибала Жана-Беделя Бокасса. Но времена меняются...

То, что происходит в Сомали, даже породило новый политологический термин: «сомализация». Под ним понимают примерно то же, что под «балканизацией», только процесс должен быть еще более хаотичным, а территориально-политический распад – еще более дробным. Началось с того, что в самом конце прошлого века в стране появилась радикальное сообщество – «Организация исламских судов» (ОИС), опекаемая все теми же неугомонными Саудитами.  В июле 2006 года отряды ОИС взяли Могадишо, а в декабре уже контролировали большую часть территории страны. Вскоре последовало поддержанное американской авиацией вторжение войск Эфиопии, Пунтленда (еще недавно – часть единого Сомали) и местной антиисламистской оппозиции. В ходе военных действий от ОИС откололась группа, которая вскоре создала партию «Аш-Шабаб», возглавившую борьбу с силами коалиции. В настоящее время т.н. «Переходное правительство»  развалившейся Сомали держится только на эфиопских штыках, а различные районы страны контролируют клоны «Аш-Шабаб». Периодически отряды сомалийских исламистов вторгаются в сопределеьные страны, сея смерть и разрушения. Так, широкий резонанс вызвал рейд исламистских боевиков из Сомали в Кению, где они напали на несколько деревень и убили там всех, кто не смог процитировать айяты из Корана.

Известно, что на континенте распространен ислам в основном в его суфийской форме. И при этом - в специфической, местной.  В большинстве случаев африканцы восприняли ислам «частично».  Массы мусульманского населения  продолжают жить по законам предков, согласно древним нормам и традициям, обращаясь при необходимости то к местным шейхам, то к имамам, то к колдунам.

Примечательно, что из всего многообразия средств и методов джихада салафиты делают ставку на газзават – собственно «священную войну». И эта тактика помогает им приобретать все новых приверженцев. Война – перманентное, если не сказать - естественное состояние здешних племен, веками воюющих за воду, пастбища, скот, женщин и т.д.  Плюс искусственные в большинстве случаев государственные границы, разделившие народы, племена и даже кланы. И это в условиях этнической мозаики, присущей Африке изначально (здесь насчитывается от 500 до 7000 народов и этнических групп)! Ну и, наконец, тотальная нищета обеспечивает  любым вербовщикам в Африке новых солдат, готовых на все, лишь бы не умереть с голоду. Итог: десятки крупных и сотни мелких войн в постколониальную эпоху, миллионы погибших, официальный раскол Судана, Сомали, Эфиопии, фактический – Мали и Нигерии. Единство ЦАР и Чад держится только на французских штыках. Список можно продолжить.

Как результат - пожалуй, нигде в мире человеческая жизнь не ценится так дешево, как в Африке. Если, конечно, не учитывать, хотя и ужасные, но все же единичные зигзаги исторического процесса вроде «красных кхмеров» и германских нацистов. Где еще в истории можно найти правителей, которые регулярно пополняли бы государственную (и, естественно, личную) казну, отлавливая для последующей продажи в рабство не только соседских, но и собственных подданных? А в Африке эта практика в широком масштабе процветала за века до прихода европейских колонизаторов.  В средние века рабы-зинджи высоко ценились на невольничьих рынках Магриба и Леванта за силу и выносливость. Так что потенциальных боевиков, воспитанных в традициях фактического религиозного синкретизма, облегчающего принятие новой религиозной идеологии, на континенте предостаточно. Не следует забывать и о том, что во всех своих бедах очень многие африканцы склонны винить бывших колонизаторов.  А, следовательно, - христиан.

Данные о численности отрядов исламистов колеблятся в широком диапазоне. И здесь опять африканская специфика: господствующий на континенте трайбализм обсуловливает тот факт, что переход в политическую партию или конфессии или выход из нее не является «личным делом каждого». Если переходят, то племенами. Поэтому при благоприятных условиях число боевиков может за короткий срок вырасти в разы.

Наступление радикального ислама заставляет некоторые страны предпринимать превентивные меры. Иногда по-африкански жесткие и экзотические. Так, несколько лет назад первой страной в мире, не официально, конечно, но фактически запретившей исповедание ислама на своей территории, стала католическая Ангола. (http://www.profi-forex.org/novosti-ira/novostiafriki/entry1008188643.html).  Впрочем, решение это следует считать скорее проявлением паники, чем следствием продуманной политики. При этом все понимают, что заслон радикальному исламизму ставить нужно. А вот ответа на вопрос «Что делать?» пока нет.

Как ни странно это прозвучит, но государственность целого ряда африканских стран – понятие весьма номинальное, а отношения между многими из них далеки от уровня, на котором можно вырабатывать совместную стратегию. Достаточно вспомнить, что примерно пятая часть континента сегодня является предметом территориальных споров. Так что надеяться можно только на заморскую помощь. США сознательно ограничивают свое участие в африканских делах – и силы уже не те, да и антииамериканские настроения на континенте сильны. Причем, сформировались они во многом под влиянием политики и идеологии СССР времен глобального противостояния двух систем. Показательно, что ни одна страна Африки не согласилась принять у себя AFRICOM — Африканское командование вооруженных сил США. В результате, командование это вынуждено координировать деятельность американской разведки и работу военных инструкторов из Штутгарта. Китай, преследующий в Африке  экономические цели, неоднократно демонстрировал, что в этой сфере он способен договариваться абсолютно с любыми режимами. Наиболее активно и последовательно радикалам противостоит сегодня Франция, традиционно рассматривающая Западную Африку в качестве своего «заднего двора».  При этом французские войска ограничивают свои операции франкофонными странами.

Но ситуация усугубляется. И недалеко то время, когда остановить радикальных исламистов можно будет только скоординированными действиями в масштабах всего континента и с помощью широкой коалиции европейских стран и США.

Так что, чем успешнее действует на Ближнем Востоке антиисламистская коалиция, тем больше шансов на то, что бывшие бойцы ИГИЛ и «Аль-Каиды» переберутся в Африку, чтобы строить очередной новый халифат там. Все условия для этого - налицо.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати