Судьба каждого солдата – участника и ветерана Великой Отечественной войны с годами становится не просто историей, а практически легендой – для родных и друзей, для совершенно незнакомых людей. В калифорнийском городе Сакраменто живет наш соотечественник Борис Михайлович Черкасов – ветеран Великой Отечественной войны. Он и в свои почтенные года – русский богатырь, скромный труженик, даже язык не поворачивается сказать – пенсионер. К 70-летию Великой Победы его рассказ о фронтовой юности записало местное телевидение. С точностью до каждого дня, названия городов, имен, событий воспроизводит память ветерана. Кто-то скажет, что судьба его сложилась счастливо – остался жив, рядом верная супруга, вырастили дочь, вокруг внуки и правнуки, любит ухаживать за садом. Но как трудно один раз в несколько лет просто, сидя в кресле, поведать историю своей войны. Вновь наплывают воспоминания, холодные теплушки, бросок на Восток – в Китай, первая винтовка, первый бой. А потом – более 14-ти лет полной боевой готовности – пограничная застава.
Сначала было всё как у всех, рассказывает Борис Михайлович: «Получил повестку и поехал в военкомат. В военкомате нас погрузили в вагоны, и мы отправились в город Чебаркуль». Этот город на Южном Урале был основан в первой половине 18 века как пограничная крепость, служившая для охраны юго-восточных границ Российской империи. «На Урале, где формировались военные части, мы проходили обучение в учебном пункте, - продолжает свой неспешный рассказ Борис Михайлович. - В декабре месяце нас готовили к отправке на фронт, но в конце декабря приехали «покупатели», как их называли тогда, из погранвойск, и набрали команду, которая им была необходима. В основном обращали внимание на образование и рост, - не ниже1 метра60 см.» Так вместо фронта семнадцатилетний Борис Черкасов оказался в погранвойсках. «В декабре я поехал служить на границу. Прибыли туда мы в конце декабря 1943 года. Начали нас обучать снова. В Чебаркуле нас обучали владеть оружием, различным армейским навыкам, а там уже пошла пограничная служба со своей спецификой. Вскоре произошла революция в Китае, восстал Восточный Туркестан, провинция Синьцзян, на границе с которой я находился, и по набору я попал в Китай».
Не драматизируя ситуации, Борис Михайлович с долей иронии вспоминает о начале своего военного пути. «Поначалу у советника командира минометной батареи, подполковника, при нём был связистом по корректировке огня, - говорит Борис Михайлович. - Началась такая «детская» война, только-только научился держать винтовку в руках. Участвовал в боях за освобождение Китая, по изгнанию оттуда войск Чай Канши, который затем оказался на Формозе, т.е. на о. Тайвань, этот остров отделился от Китая. Там тоже была война. И мы тоже в ней принимали участие». Внешняя политика Советского Союза, воевавшего на своей территории с гитлеровской Германией, предусматривала союзническую помощь Китаю, с которым СССР имел большую протяженность вдоль границы. Дестабилизация внутриполитической обстановки в Китае могла негативно сказаться на общей ситуации в нашей стране. «Что больше всего запомнилось из войны с чай-каншистами? – задумался Борис Михайлович. - В основном мы воевали за освобождение китайских городов и областей. Сначала вошли в приграничный город Сун-Дун, освободили его от восставших, потом в Пульджу. В Пульдже китайцы сидели в крепости, обнесенной глинобитной стеной, толщина которой была такой, что по ней могла проехать бричка. Крепость эту и громили, оттуда выбивали «чириков», так называли китайских солдат. Пульджу освободили, пошли на другой город, последний город, где закончилась наша военная эпопея к концу Великой Отечественной войны. А завершила наши действия дивизия, сформированная из среднеазиатских парней, прошедших Великую Отечественную войну. Эта дивизия и «сбросила» солдат Чай Канши с китайского материка. А в августе 1945 года мы пошли освобождать Китай полностью – Манчжурию освобождали регулярные войска, а мы стояли на границе, где я прослужил 14 лет, 11 месяцев и 16 дней. Такая моя эпопея», - завершил свои воспоминания Борис Михайлович Черкасов – ветеран Великой Отечественной войны.
Его внучка выучила к 70-летию Великой Победы стихотворение для своего прадеда, где есть такие слова: «Что такое День Победы? – Это значит, нет войны». Нет войны – какой ценой и благодаря кому, чьему подвигу, - мы обязаны помнить. Мы помним.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs