В день 7 мая в честь 175-летия великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893) в Концертном зале его имени в Москве с триумфом прозвучали все концерты Маэстро в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и солиста Дениса Мацуева. XIV-ый Пасхальный фестиваль, который ежегодно проводит руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге, представил любителям музыки комплексную программу чествования выдающегося и любимого в России и в мире композитора. Произведения Петра Чайковского Валерий Гергиев со своим творческим коллективом сыграли на его родине в Воткинске, в Клину - во всех городах, где жил и бывал композитор. Но именно в день его рождения Программа концертов Чайковского из Москвы была услышана в тридцати регионах России. Это стало возможным, благодаря специальному проекту Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал», призванного формировать культурное пространство России.
В первом отделении прозвучали Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч.75 (1893), посвященный Луи Дьемеру и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 44 (1880), посвященный Николаю Григорьевичу Рубинштейну. «Я хочу посвятить его Н.Г.Рубинштейну, за то, что он так великолепно играл мой Первый концерт и Сонату…», - писал Петр Ильич осенью 1879 года, приступая к работе над Вторым фортепианным концертом, а в январе 1880 года он закончил сочинение. Однако намерение композитора услышать свое произведение в исполнении Н.Рубинштейна, не осуществилось – в 1881 году великий пианист скончался в Париже. Первым исполнителем Второго концерта был Сергей Танеев, за дирижерским пультом стоял брат скончавшегося пианиста Антон Рубинштейн. Премьера Второго Концерта для фортепиано с оркестром № 2 состоялась в Москве в зале промышленно-художественной выставки 18 мая 1882 года. В программке XIV Пасхального фестиваля под Вторым концертом было указано «авторская редакция». Дело в том, что еще современники П.И.Чайковского подвергали критике Второй концерт, среди них были С.Танеев, пианист А.Зилотти. Однако композитор решительно отстаивал свой замысел, согласившись лишь на некоторые уступки. «Зилотти…пересаливает в желании сделать этот концерт легким и хочет, чтобы я ради легкости буквально изуродовал его. Достаточно совершенно тех уступок, которые я сделал, и тех сокращений, которые и я, и он придумали», - так реагировал П.И. Чайковский на критику.
Третий концерт для фортепиано с оркестром посвящен французскому пианисту Луи Дьемеру. История его создания связана не только с драматическими, но и с невыясненными до сих пор фактами. В мае 1882 года Чайковский начал писать шестую по счету симфонию в ми-бемль мажоре. Завешенное в эскизах сочинение решил оставить без внимания, забыть о нем.
Черновики сохранились, дав жизнь двум произведениям. На их основе был создан Третий фортепианный концерт П.И. Чайковского. С.Танеев, ознакомившись с этим сочинением, подверг его резкой критике. Но сам композитор писал по поводу критических замечаний современников: «Мне кажется, что артист не должен смущаться недостаточной оценки его современниками. Он должен трудиться и высказать то, что предопределено ему высказать… Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима».
Возвращаясь к юбилейному вечеру 7 мая в Зале им. П.И.Чайковского, напомним, что благодаря Первому фортепианному концерту, который прозвучал во втором отделении, музыка Петра Ильича Чайковского открылась миру. Премьера Первого концерта состоялась 9 февраля 1875 года в Бостоне. А в Москве сочинение было исполнено впервые в Колонном зале Благородного собрания 3 декабря того же года. Идею написать произведение для фортепиано с оркестром, подсказал композитору Н.Рубинштейн. Именно ему намерен был посвятить свое новое сочинение П.И.Чайковский. Но критика Н.Рубинштейном Концерта № 1 была столь беспощадна, что Чайковский отказался от своего намерения. «Есть только 2-3 страницы, которые можно оставить, а остальное нужно либо бросить, или совершенно переделать!», - написал, прочитав партитуру, Н.Рубинштейн. Столь же решительной на критику оказалась и реакция самого Чайковского, обычно благосклонно воспринимавшего мнение своих коллег. «Я не переделаю ни одной ноты и напечатаю концерт в том самом виде, в каком он находится теперь». В результате Петр Ильич вычеркнул имя Н.Г.Рубинштейна на титульном листе партитуры. Первый фортепианный концерт он посвятил выдающемуся немецкому пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову, который и сыграл премьеру. Он многократно играл Первый фортепианный концерт Чайковского в городах США, Европы и в 1885 году в Москве. А Николай Рубинштейн, раскритиковавший это сочинение, впоследствии раскаивался в своей поспешной оценке Первого концерта. Он исполнял его многократно не только в России, но и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Сам же Петр Ильич сохранил любовь к своему Первому фортепианному концерту на всю жизнь и дирижировал им в последний раз незадолго до смерти 16 октября 1893 года в Санкт-Петербурге.
Всепобеждающая музыка великого композитора Петра Ильича Чайковского царила в день его 175-летия 7 мая практически на всем пространстве России. Когда-то на начальном этапе композиторского поприща П.И.Чайковский получил такой отзыв о своем творчестве от авторитетного музыкального критика Германа Лароша, которого почитал за высокий авторитет в мире музыке: «Вы самый большой музыкальный талант современной России». Справедливость этой высокой оценки неоспорима и сегодня. Сам же Петр Ильич Чайковский в раздумьях о своем призвании, писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Поистине страна с такой музыкой может только побеждать.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs