По приглашению Президента Владимира Путина в Россию прибыл Председатель Госсовета и Совмина Кубы Рауль Кастро. Он принимает участие в праздновании 70-летней годовщины Великой Победы над фашистской Германией. Вместе с кубинским руководителем в Москву прибыла большая делегация. В ее составе среди других - зампред совета министров Кубы Рикардо Кабрисас, министр иностранных дел Бруно Родригес, министр обороны Леопольдо Синтра Фриас и посол Кубы в России Эмилио Лосада.
Как заявил накануне Рауль Кастро, он не мог не приехать в Москву на празднование 70-летия Победы над фашизмом. Таким образом, Куба еще раз продемонстрировала, что эта страна и ее народ не только стратегический партнер России, он и верный и надежный друг.
Во время Второй мировой войны кубинцы были нашими союзниками и, как могли, участвовали в общей борьбе против гитлеровского фашизма.
Недавно в Гаване видный кубинский ученый, доктор исторических наук Густаво Пласер Сервера рассказал мне историю противоборства его соотечественников с немецкими подводными лодками, десятки которых охотились за беззащитными транспортными судами в Карибской зоне Атлантики.
- Известно, - напомнил Густаво Пласер, - что вслед за США после нападения Японии на американскую тихоокеанскую военную базу Пёрл-Харбор (Гавайские острова) войну фашистским государствам Оси (Япония, Германия, Италия) среди других латиноамериканских стран объявила и Куба. Это произошло в декабре 1941 года. Однако в то время, как в Европе уже вовсю полыхала война, в районе Карибского моря все еще было спокойно. Местные нефтеперерабатывающие заводы и прочие производителя товаров и продуктов питания не без выгоды для себя поставляли воюющим странам все необходимое, сами оставаясь практически неуязвимыми. Война пришла на Карибы как гром среди ясного неба. На рассвете 16 февраля 1942 года одновременно возле островов Аруба и Кюрасао и на входе в озеро Маракайбо неожиданно появились немецкие подводные лодки. Субмарины атаковали крупнейший тогда в мире нефтеперегонный завод на Арубе и ряд других объектов, а также торпедировали 7 нефтеналивных судна. Между февралем и мартом того же года немцами было потоплено 23 танкера. Затем в мае – еще 38 гражданских судов, а в июне – 48. Субмарины фашистской Германии уже были замечены неподалеку от Панамского канала и каждый день топили там по кораблю. Положение было трагичное – с февраля по декабрь 1942 года гитлеровцы потопили в Карибском море 263 торговых судна, потеряв при этом лишь 4 свои подлодки.
- И Куба тоже включилась в эту Карибскую Битву? – спросил я Густаво Пласера.
- Да, разумеется. Даже несмотря на то, что в то время наша страна располагала очень слабыми и устаревшими военно-морскими силами, Куба начала оказывать посильную помощь союзникам по антигитлеровской коалиции. Между США, Кубой и рядом других государств Латинской Америки и Карибского бассейна были заключены соглашения о взаимопомощи и модернизации военно-морских сил. При этом Кубе отводилась главная роль, как стратегической стране, которую испокон веку называют «Ключом к Мексиканскому заливу». Остров расположен на перекрестке морских путей через Карибы. В течение короткого времени свыше двух десятков военных кораблей Кубы были модернизированы и оснащены более современным оружием на местных и американских верфях. Они начали активное сопровождение торговых транспортов и патрулирование карибских вод в поисках немецких подводных лодок. На территории Кубы США оборудовали военно-воздушную базу в 20 километрах к югу от Гаваны – в Сан-Антонио-де-лос-Баньос, и другую на западе Острова в Сан-Хулиане. Небольшая кубинская флотилия «истребителей субмарин» охраняла паромное сообщение между Кубой и американским штатом Флорида, местные порты и сопровождала торговые транспорты – свои и союзников. И, тем не менее, яростные атаки гитлеровских подводных лодок в районе Кариб и Северной Атлантики продолжались. Их целью было оборвать поставки различных товаров из США, Канады, Кубы ожесточенно воюющим с гитлеровской Германией Великобритании и Советскому Союзу. В 1943 году немцы использовали в этом районе Атлантики около 400 подводных и надводных боевых единиц. Однако они уже тоже несли ощутимые потери – только в мае 1943 года гитлеровцы потеряли здесь 42 субмарины, а в течение всего года они лишились 237 подлодок и кораблей, а что особенно важно, - были уничтожены лучшие их экипажи и командиры.
Кубинские матросы сражались с немецкими фашистами как на кубинских кораблях, так и на американских, в составе военно-морских сил США. Противолодочным катерам Кубы удалось уничтожить несколько фашистских субмарин. Правда, документально доказана только одна победа кубинских моряков. Она подтверждена отчетом из гитлеровских архивов. Об этом случае мне впоследствии рассказывал сам участник события младший лейтенант фрегата, тогдашний командир одного из катеров-«истребителей субмарин» под номером CS-13 Марио Рамирес Дельгадо. Его катер вместе с двумя другими 17 мая 1943 года сопровождал два торговых судна, груженых сахаром. К северу от Матансаса ими была обнаружена немецкая подлодка U-176. Судя по всему, она готовилась торпедировать эти сахаровозы. Катер Марио Рамиреса атаковал подлодку глубинными бомбами. И вскоре на поверхности воды появилось огромное нефтяное пятно, а матрос-гидроакустик зафиксировал в акватории гробовую тишину. Об уничтожении немецкой субмарины было доложено кубинскому командованию. Марио Рамирес был представлен к награде, а всему экипажу почему-то было приказано это событие хранить в тайне. Лишь после окончания войны в 1946 году из документов ВМС гитлеровской Германии стал ясно, что в тот день 17 мая 1943 года у северного побережья Кубы была уничтожена немецкая подводная лодка U-176, которой командовал капитан-лейтенант Рейнер Дирксен, на счету которого было 11 потопленных судов союзников. Тогда же, в 1946 году, кубинцу Марио Рамиресу и была, наконец, вручена медаль «За военно-морские заслуги».
В ходе Битвы за Карибы вблизи своих северных берегов Куба потеряла потопленными немцами 6 торговых судов. Погибли 79 моряков. На Проспекте Порта в Гаване в память о них установлен обелиск. Проходят десятилетия, а у подножья памятника у нас в Гаване всегда лежат цветы. Один американский сенатор так сказал тогда о наших моряках: «Они вели себя как люди из стали на деревянных кораблях»…
Благодарю профессора Густаво Пласера за это короткое интервью. И продолжу делиться своими впечатлениями. Бывая в Гаване, я обязательно подхожу к этому монументу кубинским матросам. А работая на Кубе и журналистом, и дипломатом, не раз становился свидетелем, как наши военные моряки, сошедшие на берег с гостящих здесь российских кораблей, торжественно возлагали цветы к этому памятнику. Слава тем, кто внес свой вклад в нашу общую Победу над фашизмом! Слава и тем кубинцам, которые сражались в рядах Красной (Советской) армии в годы Великой Отечественной войны – воспитанникам знаменитого Ивановского интернационального детского дома братья Хорхе и Альдо Виво, и Энрике Вилару. Альдо и Энрике пали на полях сражений. Хорхе Виво умер уже в мирное время в Мексике. Двое кубино-советских бойцов были удостоены высоких наград. Увы, посмертно. Память о них хранит и всегда будет хранить Россия.
В годы Второй мировой войны на Кубе развернулось массовое антифашистское движение, были образованы благотворительная «Ярмарка Объединенных Наций», комитеты помощи Советскому Союзу. Добровольцы собирали деньги, изготавливали для советской армии и тыла теплую одежду, собирали и направляли в далекую Россию продовольствие, табак, ром, сахар. Движение солидарности с борющимся советским народом было на Кубе поистине массовым.
И не удивительно поэтому, что победу над гитлеровской Германией восторженно праздновали на Острове как общую. В день 8 мая 1945 года в Гаване состоялся грандиозный митинг. Праздничные манифестации прокатились по всей стране. Кубинцы славили советских солдат и Советскую Армию, его решающую роль в разгроме фашизма.
Примечательно и то, что в эти же дни – 8 мая, мы с кубинскими друзьями отмечаем и 55 годовщину восстановления дипломатических отношений между Москвой и Гаваной! Наши страны и стратегические партнеры, и соратники по борьбе с фашизмом. И у нас с кубинцами накоплено очень много того, что нас объединяет. Думаю, что именно поэтому находящийся в эти майские дни в Москве кубинский руководитель Рауль Кастро заявил, что он просто не мог не приехать в Россию на празднование 70-летия Великой Победы над фашизмом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs