Уважаемые дамы и господа,
Мы провели обстоятельные переговоры с Министром иностранных дел Китайской Народной Республики Ван И, который находится в Москве с официальным визитом.
В центре внимания была подготовка к предстоящим в нынешнем году политическим контактам на высшем и высоком уровнях. Ожидаем прибытия 8 мая с визитом в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина, в том числе для участия 9 мая в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Для наших стран память о событиях Второй мировой войны священна. Наши народы понесли самые большие жертвы и совершили великий исторический подвиг ради общей Победы. Признательны китайским друзьям за бережное отношение к мемориалам советских воинов, которые пожертвовали жизнью ради освобождения Китая. В этом году запланирован ряд совместных мероприятий в связи с юбилеем окончания Второй мировой войны, включая мероприятия в начале сентября в Пекине, посвященные победе над японским милитаризмом. Сегодня мы с моим коллегой выразили общую убежденность, что торжества по случаю Победы во Второй мировой войне – майские в Москве и сентябрьские в Пекине – должны служить памяти героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость, не будут направлены против кого-либо, тем более каких-то народов, и призваны подчеркнуть необходимость извлекать уроки из той войны, не забывать их и не допускать переписывания истории и итогов войны.
В этом контексте особое значение имеет предстоящий в этом году 70-летний юбилей образования ООН. Китай и Россия твердо привержены неукоснительному выполнению Устава ООН, следованию нормам международного права, недопустимости вмешательства во внутренние дела и подрыва суверенитета народов. Уверены в необходимости исключительно мирного урегулирования любых спорных ситуаций.
Принципы равноправия, взаимного уважения и взаимной выгоды лежат в основе деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объединения БРИКС. Обе эти структуры в нынешнем году проводят в России встречи на высшем уровне, которые состоятся 9-10 июля в г.Уфа. Сегодня мы обсудили подготовку к этим саммитам. Разрабатываются документы и проекты решений, которые позволят укрепить авторитет ШОС и БРИКС, вывести взаимодействие стран-участниц на качественно новый уровень.
Обсудили также другие форматы развития нашего сотрудничества в общем евразийском регионе, в том числе возможности, которые открываются в связи с созданием по инициативе Китая Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Россия приняла решение войти в число его соучредителей.
Мы вновь подтвердили нацеленность на углубление внешнеполитического взаимодействия, которое является важным фактором стабильности в современном мире. Россия и Китай выступают за урегулирование всех конфликтов путем диалога и коллективных действий. Это касается необходимости выполнения Минских договоренностей по урегулированию украинского кризиса от 12 февраля с.г., продвижения мирного процесса по сирийскому урегулированию и нынешней тревожной ситуации в Йемене, где необходимо прекратить любое применение силы и возобновить переговорный процесс между всеми йеменскими сторонами.
Подтвердили нацеленность на тесную координацию наших действий по продвижению окончательной договоренности в отношении урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. Эта работа получила мощный импульс в связи с недавним согласованием политических рамок будущей договоренности.
Продолжим тесную координацию по ядерной проблеме Корейского полуострова, которая пока находится в тупике. Здесь также необходимо активизировать усилия для создания условий, позволяющих возобновить шестисторонние переговоры. В этом случае мы с КНР также выступаем с единых позиций.
Укреплению внешнеполитической координации между Москвой и Пекином будет способствовать подписанный сегодня План консультаций между министерствами иностранных дел России и КНР на 2015 г.
В текущем году у нас с моим коллегой еще предстоят встречи. Договорились о том, как эксперты министерств иностранных дел наших стран должны готовиться к этим мероприятиям.
Вопрос: Российско-китайские отношения сегодня носят стратегический характер и развиваются последовательно и многогранно. Следует ли ожидать, что с учётом глобальных угроз, с которыми сталкиваются обе страны, отношения могут быть подняты до союзнического уровня?
С.В.Лавров: В мае 2014 г. в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китайскую Народную Республику лидеры России и Китая одобрили совместное Заявление, в котором зафиксировали новый этап отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия между нашими странами. Этот уровень признан адекватным с точки зрения обеспечения интересов России и КНР в современном мире. Оценку нынешнего этапа нашего взаимодействия дадут лидеры обеих стран во время встречи в Москве 8 мая с.г.
Хочу особо подчеркнуть, что наше стратегическое взаимодействие развивается транспарентно, не против кого бы то ни было, а, прежде всего, в интересах наших стран и народов как в контексте двусторонних отношений, так и на международной арене.
Мы открыты к сотрудничеству со всеми партнёрами, готовыми к этому на основе взаимного учёта интересов. Отстаиваем свои законные права в системе международных отношений, добиваемся её большей справедливости и демократичности, чтобы уважались интересы всех стран и не навязывались различные концепции чьей-то исключительности или самопровозглашённого лидерства.
Наши отношения являются беспрецедентными по насыщенности за всю историю связей между нашими странами и народами. Но у них сохраняется колоссальный потенциал, который будет способствовать их дальнейшему развитию.
Вопрос (обоим министрам): Сейчас актуальна тема расчётов между нашими странами в национальных валютах. Какова судьба имеющихся договорённостей? Готов ли Китай, например, разместить в России суверенный бонд в рублях? Заинтересован ли Пекин, чтобы Российская Федерация вышла с бондом в юанях на китайский рынок? Готова ли Россия способствовать тому, чтобы частные компании присутствовали на финансовых рынках двух стран?
С.В.Лавров (отвечает первым): Расчёты в национальных валютах уже применяются во взаимной торговле – сейчас на них приходится примерно семь процентов её объёма, а пару лет назад было около пяти. Прогресс есть, пока ещё не бурный, но это понятно – речь об относительно новой форме нашего взаимодействия.
Что касается размещения резервов в тех или иных валютах, это, конечно, вопрос сотрудничества по линии финансовых ведомств, это их компетенция. В принципиальном плане, наверное, любая страна, и Россия – не исключение, заинтересована в том, чтобы максимально эффективно, безопасно и диверсифицированно размещать свои резервы. Это принципы, которыми мы руководствуемся в политическом плане, решая подобные проблемы на практике.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs