В начале марта 2012 года отбывающий пожизненное заключение «почетный лидер» Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллах Оджалан призвал к демократическому, а не военному решению курдской проблемы в Турции. 28 февраля этого года он вновь обратился к партийцам по сути с аналогичным письмом, порекомендовав им в ближайшее время организовать внеочередной конгресс РПК для обсуждения перспектив прекращения вооруженной борьбы и перехода к мирному диалогу с правительством. Сам глава РПК назвал свое второе послание призывом «к исторической декларации о намерении заменить вооруженную борьбу демократической политикой». (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1425287880)
Переговоры с Оджаланом о мирном урегулировании многолетнего конфликта турецкие власти ведут уже больше двух лет. На первом этапе была разработана «дорожная карта», определившая обязательства обеих сторон. РПК вывела пять или шесть тысяч боевиков в Ирак и Сирию, оставив в самой Турции, как считают эксперты, порядка двадцати тысяч «резервистов». Власти в основном ограничились незначительными, но «громкими» шагами: разрешили создавать СМИ на курдском языке и изучать его в университетах, сняли запрет на курдские имена и топонимы и т.п. Но через два года процесс мирного урегулирования по существу был сведен на нет: по стране прокатилась волна уличных протестов курдского населения, в столкновениях между курдами с одной стороны, турецкими националистами и силами правопорядка, с другой, погибли десятки человек.
Теперь же Оджалан обнародовал тезисы, выполнение которых, по его мнению, может решить курдскую проблему раз и навсегда. Помимо общедемократических и гуманитарных условий прекращения вооруженной борьбы (а многие наблюдатели в Турции расценивают «тезисы» именно как «условия»), курдский лидер выдвигает требования «демократизации» работы правоохранительных органов и провозглашает понятие «общей родины» для турок и курдов.( http://www.yenicaggazetesi.com.tr/akp-iktidari-pkkya-sonunda-teslim-oldu-110757h.htm) Речь, как видим, не идет об «общем государстве», целостность которого остается «священной коровой» турецкой политики со времен Ататюрка. Кто-то усмотрел в этой формулировке намек на договоренность с официальной Анкарой о будущем конфедеративном устройстве Турции, кто-то вспомнил, что Оджалан в последние годы все дальше дрейфует от марксизма к анархизму и в принципе избегает говорить о государстве как таковом. В основном тезисы подвергаются критике за их «абстрактно-философский» характер, при этом забывают, что это не план действий, а политическая декларация.
Турецкое политическое руководство сдержанно приветствовало призыв «заключенного номер один». Наиболее многословная реакция последовала со стороны премьер-министар Ахмета Давутоглу. Выступая на конгрессе молодежного крыла правящей партии, он заявил: «Разговор на языке оружия и насилия подошел к концу, путь к демократической политике открыт, процесс мирного урегулирования вступил в новую фазу… разделение граждан Турции на турок, курдов, алевитов, суннитов не будет использоваться для того, чтобы сеять семена раздора между ними». (http://www.blackseanews.net/read/95965) Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, благосклонно отозвался об инициативе Оджалана, но одновременно выразил сомнение в том, что она приведет к установлению мира, а вице-премьер Ялчын Акдоган ограничился пожеланием того, чтобы и решения конгресса РПК, и сдача оружия ее боевиками, способствовали примирению сторон конфликта. (http://www.sabah.com.tr/ webtv/turkiye/ basbakan-yardimcisi-akdogandan-cozum-sureci-aciklamasi)
Далеко не все разделяют даже такой осторожный оптимизм. Традиционно против договоренностей с курдским национальным движением выступают турецкие националисты. Так и на этот раз близкая к Партии националистического движения (ПНД) газета Yeni çağ расценила тезис о «демократизации правоохранительных органов» как требование серьезного пересмотра горячо обсуждаемого в парламенте проекта т.н. «Закона о полиции», значительно расширяющего полномочия силовиков. (http://www.yenicaggazetesi.com.tr/ocalanin-cagrisina-pkkdan-sartli-evet-110810h.htm)
В предвыборном сговоре правящую Партию справедливости и развития (ПСР) и курдскую Партию демократии народов (ПДН) открыто обвинили функционеры основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), включая ее лидера Кемаля Кылычдароглу. Он считает, что Эрдоган таким образом пытается заручиться голосами депутатов-курдов для принятия новой конституции, которая санкционирует имплементацию президентской формы правления в стране. По мнению опозиционеров такое развитие событий может привести к расколу «страны и нации». (http://www.yenicaggazetesi.com.tr/akp-ile-hdpnin-secim-is-birligi-var-110921h.htm) Впрочем, тема сговора между ПСР и ПДН муссируется накануне каждых выборов, начиная с 2008 года, когда в СМИ впервые попала информация о тайных прямых переговорах высших чинов турецкой разведки с руководством РПК.
Активизировались и торонники нынешнего режима. Как утверждает близкая к руководству правящей партии газета Yeni Şafak, некие «противники ПСР» для свержения правительства насильственным путем сначала попытались использовать генералитет, затем сторонников Фетхуллы Гюлена. Теперь – не желающих мира «курдов». (http://t24.com.tr/haber/abdulkadir-selvi-darbe-yapacak-asker-yok,289149) В то время как сама правящая партия «продолжает процесс курдского урегулирования, несмотря на (противодействие со стороны – А.И.) РПК и ПДН». (http://haber.star.com.tr/ yazar/pkkya-ragmen-baris/yazi-1006061)
Курдская оппозиция, и легальная, и не очень, солидаризовалась с Оджаланом, акцентируя при этом ультимативный характер послания. Депутат от ПДН Хасип Каплан, выступая в парламенте, так откликнулся на тезис о пересмотре «Закона о полиции»: «это фашистский закон, перечеркивающий права и свободы. Не поддерживайте этот фашистский закон…, отклоните его. Прислушайтесь к моему призыву, иначе за последствия я не отвечаю». (http://www.taraf.com.tr/politika/hdpli-hasip-kaplan-fasizm-paketinden-vazgecin-yoksa-sonrasina-karismam/) Член Исполнительного совета РПК Дуран Калкан высказался в том же ключе: «К любым действиям… готовы и курдские демократические политики, и курдский народ, и РПК». (http://www.taraf.com.tr/dunya/pkkdan-flas-aciklama-biz-sert-kafayiz-ancak-ocalan/)
А один из лидеров вооруженной оппозиции Джемиль Байык в интервью телеканалу IMC даже заявил, что решения гипотетического конгресса РПК будут иметь законную для боевиков силу только в случае непосредственного участия в нем Оджалана. Другими словами, условием для начала нового этапа курдского урегулирования он назвал освобождение лидера партии. (http://www.imctv.com.tr/ 2015/03/10/74195/)
Выполнение этого условия на сегодняшний день представляется маловероятным, но известные договоренности, скорее всего, уже достигнуты. Это дал понять влиятельный министр энергетики Танер Йылдыз, время от времени выступающий с политическими заявлениями. Он сообщил, что турецкие компании в скором времени начнут разведку нефтяных месторождений на севере Ирака, в горном массиве Кандиль. Причем, соглашение об этом достигнуто с Администрацией Иракского Курдистана (АИК). (http://t24.com.tr/ haber/turkiyenin-kandilde-petrol-bulma-sansi-yuzde-75,289143. Истиный смысл его слов становится понятен, если вспомнить, что Кандиль по факту находится вне юрисдикции АИК – это «вотчина» РПК: здесь расположены основные лагеря и центральный штаб боевиков, и без согласия их командования ни о какой геологоразведке и добыче нефти речи быть не может. Таким образом в преддверии парламентских выборов власти дали понять, что курдское урегулирование идет полным ходом – некогда непримиримые враги уже договариваются об экономическом сотрудничестве, причем в критически важной для Турции сфере энергетики.
С другой стороны, если Анкара начнет экономическое освоение Иракского Курдистана, то со временем для охраны буровых вышек, скажем, от отрядов «Исламского государства», сюда неизбежно будут введены турецкие войска, которым придется взаимодействовать с курдскими боевиками. Прецедент уже создан, пусть и символический: не так давно в результате операции в Сирии турецкие военные эвакуировали из района боестолкновений все с тем же «Исламским государством» прах Сулейман-хана – полумифического предка основателя Османской династии. Примечательно, что и новое захоронение обустроили на сирийской земле, но уже в приграничном с Турцией районе, подконтрольном отрядам тесно связанной с РПК курдской Партии «Демократический союз». Вместе с турецкими солдатами усыпальницу теперь охраняют сирийские пешмерга.
Все это очень напоминает попытку реанимировать сакраментальную максиму бывшего премьера, а позже – президента Турции Тургута Озала: «Отдать один, чтобы получить три». «Архитектор новой Турции» считал, что предоставив большую самостоятельность Турецкому Курдистану, Турция сможет взамен «получить» Иракский, Сирийский и Иранский Курдистан. Или хотя бы значительно укрепить там свое политическое и экономическое присутствие.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs